Уровень обучения художественным навыкам констатирующего этапа эксперимента

    Компетенции Уровень обучения художественным навыкам
Высокий Средний Низкий
1. Последовательное выполнение отдельных элементов, с соблюдением всех этапов работы 25%   20%   55%  
2. Правильное изображение декоративных элементов характерных для народной вышивки 25%   55%   20%  

Продолжение таблицы 2

    Компетенции Уровень обучения художественным навыкам
Высокий Средний Низкий
3. Творческий подход в составлении на основе ритмической организации узора с использованием традиционных приёмов вышивки 30%   50%   20%  
4. Цветовое решение композиции вышивки 30%   50%   20%  
5. Владение приемом обобщённого целостного видения формы 15%   35%   50%  
6. Аккуратность в работе 15%   30%   55%  

По данным из таблиц видно, что учащиеся находятся на уровне – недостаточно высоком. Это доказывает отсутствие аккуратности в работе, слабое владение приемами обобщённого целостного видения формы, ошибки в последовательности выполнения отдельных элементов вышивки.

Полученные результаты констатирующего урока позволили сделать следующие выводы:

- Анализируя образцы, выполненные в технике народной вышивки, ученик затрудняется назвать и показать их.

- Школьники не всегда правильно называют характерные особенности элементов, символику образа, принципы составления композиции на основе ритмической организации узора и материалы для вышивки.

- Испытывают затруднения при выполнении элементов характерных для народной вышивки, составлении обобщённой целостной формы и в подборе цвета. Испытывают затруднения при выполнении декоративных элементов.

- В работах не отражаются проявление творчества и самостоятельность, так как ученики действовали по образу учителя.

На основе анализа констатирующего урока необходимо разработать и проверить методику обучения вышивке лентами и дидактические материалы, способные усовершенствовать традиционную методику в процессе внеурочной деятельности. (см. Приложение 8. Технологическая карта. Формирующий этап экспериментальной работы)

В качестве дидактических пособий предлагается (см. Приложение 6):

1. Современное декоративно-прикладное искусство;

2. История возникновения вышивки лентами;

3. Сюжетное разнообразие техники вышивка лентами;

4. Инструменты и материалы;

5. Цветовое сочетание в вышивки лентами;

6. Композиция в изделиях;

7. Поэтапное выполнение задания для овладения методикой исполнения декоративного задания в технике вышивки лентами;

8. Динамическое пособие, способствующее обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

2.3. Методические рекомендации по обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности

Содержание методических рекомендаций было предопределено результатами диагностики по обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности. Так, анализ результатов исследования показал, что трудности в создании работ испытывают ученики не только с низким, но и со средним уровнем развития самостоятельности. Задания и упражнения были составлены с учетом следующих требований: соответствие целям и задачам программного содержания; постепенное усложнение заданий и упражнений. Педагог постепенно знакомит учеников с закономерностями выполнения вышивки лентами, декоративного искусства в целом. В педагогической практике одним из основных принципов, провозглашенных общей дидактикой, а поэтому обязательных при обучении любому предмету, является принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Средства наглядности способствуют возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Эффективное применения принципа наглядности на занятиях по изобразительному искусству предполагает активное использование дидактических таблиц.

Для составления дидактических материалов по теме исследования, нами были проведен анализ констатирующего урока педагогического эксперимента. Проведенная опытно-экспериментальная работа позволяет составить ряд методических рекомендаций по использованию разработанных нами дидактических материалов. Наглядные пособия – это наиболее доступный способ успешного обучения вышивке лентами на уроках изобразительного искусства. В разработанные нами дидактические материалы входят следующие наглядные пособия:

- таблица «СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»;

- таблица «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ»;

- таблица «СЮЖЕТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИКИ ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ»;

- таблица «ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ»;

- таблица «ЦВЕТОВОЕ СОЧЕТАНИЕ В ВЫШИВКЕ ЛЕНТАМИ»;

- таблица «КОМПОЗЦИЯ В ИЗДЕЛИЯХ»;

- таблица «ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САЛФЕТКИ С ВЫШИВКОЙ ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»;

- таблица «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ»;

- динамическое пособие, способствующее обучению вышивке лентами и развитию образного мышления при выполнении задания по вышивке.

- мультимедийные пособия презентации: «Изготовление отдельных элементов вышивки», «Создание декоративного панно».

Наиболее эффективное использование данных наглядных пособий предполагает в ходе урока и они включены в наши дидактические материалы.

Наши рекомендации