Психолого-педагогическая концепция игры.
Швейцарский ученый К.
Гросс
в
своих
фундаментальных
исследованиях «Игры животных», «Игры людей», «Игры», рассматривая
генезис игры, пытается установить генетическое родство и качественное отличие игры человеческой от игры животных. В вопросе о происхождении игры Гросс исходит из положения, что причина игры коренится в наличии
естественных
или
наследственных
импульсов
(инстинктов),
а
непосредственным побуждением является регулярно образующийся в человеке избыток сил. Для детской игры Гросс вводит дополнительное обоснование: инстинкты и влечения, присуще человеку, требуют реализации и тренировки и реализуют они эти требования посредством игры.
Генетическая основа игры: подражание и экспериментирование, присущи играм высших животных. Первое обеспечивается воспитательное и коммуникативное свойство игры, второе лежит в основе важнейшего качества игры как свободной и творческой деятельности. Кроме того,
подражательность
трансформируется в игре в подражание
реальному действию и в «подражательные чувства (<<понарошку»), что послужило Гроссу основанием для проведения аналогий между игрой и художественной деятельностью.
Гросс стремится порвать с биологической интерпретацией игры, он
первый, кто показал социальное качество и значение игры, как детской, так
и взрослой. Игру Гросс рассматривает как первичную форму приобщения человека к социуму: добровольное подчинение общим правилам или лидеру; воспитание чувства ответственности за свою группу, благородного стремления показать свои возможности в действии, совершаемом ради группы; формирование способности к общению.
Гросс считает, что чувство гармонии является врожденной потребностью человека, но в реальной жизни для этого чувства нет оснований, и только игра компенсирует этот недостаток бытия, со всеми вытекающими положительными эмоциями. Неудовольствие в игре теряет значительную долю своей горечи, которой оно обладало бы в действительности, ибо во
всех потрясениях играющего сопровождает уверенность, что все это лишь добровольно затеянная игра, которую ему стоит только прекратить, чтобы всему положить конец. Что же доказывает эта свобода, эта возможность прекратить игру? Она доказывает, что в чувствах играющего нет неизбежности, свойственной реальному событию, нет и следа сознания неумолимого внешнего принуждения, нет безутешного воспоминания о невозможном прошлом и безнадежной перспективы на несчастное будущее -словом, нет никаких добавочных непреложных чувств, которые в действительности и делают горе невыносимым.
Особая заслуга Гросса состоит в том, что он не ограничивается констатацией особого рода состояния и настроения людей, но ищет основания. Такое основание ученый усматривает в особом психологическом состоянии субъекта игры, в двуплановости его поведения. Реальная
действительность с ее конфликтом воспроизводится в игре, но без
тех последствий, которые имелись бы в реальной жизни. Эта двуплановость
поведения - условного и реального одновременно - психологическая двойственность, связанная с ним, одновременная вера и неверие в
.. ..
натуральность происходящего позволяют игре тонизировать психику субъекта, но исключается возможность опасных эмоциональных потрясений. Игра несет катарсис. На основе катартического характера игры Гросс проводит аналогию между ней и искусством, основанием для чего служит та же двуплановость поведения, особое иллюзорное отношение к предмету, псевдо-реальное переживание, присущие и художественной
,
деятельности.
Особый вклад в теорию игры внес известный голландский зоопсихолог Ф.Я.Бейтендейк. Из рассмотрения игры он исключает
двигательную активность, манипулятивную деятельность, в основе которых лежит функциональное удовольствие. Предмет его рассмотрения - игра как деятельность с объектом. Она предполагает узнавание знакомых черт, восприятия нового в предмете. От игры с предметом через игру с образом Бейтендейк ищет путь в духовную сферу, в область воображения и творчества. Сфера игры, - считает Бейтендейк, - это сфера образов,
возможностей, фантазии, «гностически-нейтрального», частично знакомого, сфера витальной фантазии. В основе игры, считает ученый, не инстинкты, в изначальные, находящиеся за инстинктами, влечения: к освобождению, к
слиянию с окружающими, к повторению.
Бейтендейк особенно подчеркивает, что в процессе игры человек
способен
подняться
над
действительностью,
над
будничными
обстоятельствами и свойствами вещей. Не случаен большой интерес ученого к иронии. Для него она «духовная игра с миром», возможность отбросить неприемлемую реальность. Для Бейтендейка ирония
принципиальное противостояние
критически
мыслящего
субъекта
отвергаемой индивидуальности.
Ф.Я. Бейтендейк в своей теории игры говорит, о самостоятельности действия человека, об отсутствии влияния со стороны кем бы то ни было, об отсутствии внешнего воздействия. Предмет его рассмотрения - игра как деятельность с объектом. Здесь говорится о креативном подходе к игре.
Бейтендейк в своем понимании игры обращается к работе у человека не сознания, а сверхсознания, как высшей психической деятельности
( сверхсознание
творчество,
интуиция) так же
предполагается
импровизационная и интуитивная природа человека.
Говорит об эвристическом принципе, в основе которого лежит все та
! .А
А ..•
же живая природа индивидуальности, страстно жаждущая поиска
выражения в высоких личностных идеалах, которые в свою очередь, ищут воплощения в искусстве. Ставит акцент на развитии индивидуальной
природы.
Человек - это игрок, - говорит Бейтендейк, - в этом его натура.
Гносеологическим основанием такого утверждения служит эвристичность,
присущая всякому роду деятельности при достижении цели, поиск среди массы случайностей необходимого и оптимального варианта.