Культурологическая концепция игры.

Особое место в западной теории игры принадлежит выдающемуся современному психологу Ж. Пиаже. Согласно Пиаже, игра есть форма творчества, но творчества с определенной целью. Игра служит для восстановления равновесия субъекта со средой, она есть своего рода самоорганизующийся динамический механизм, позволяющий субъекту приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. При этом в игре происходит как бы опережающее отражение. В условном мире игры

человек учится ориентироваться и преодолевать трудности, уготовленные ему в мире действительности. Игра - своего рода подготовка к возможным формам поведения на заданном уровне, не предполагающая их

немедленного практического использования.

Согласно Пиаже, игра появляется в процессе развития человека на каждой последующей стадии, никогда не исчезая полностью, в следующих

формах:

...

а) игра - упражнение. Приводит к формированию наиболее сложных

навыков;

б) символическая игра. Способствует формированию семиотической функции и процессов замещения реальности знаками и символами,

создавая тем самым основу художественной деятельности;

в) игра с правилами. Допускает соревнование и сотрудничество. В каждой их этих категорий игр интеллект отражает уровень

;. ~fственного развития индивида.

Столкнувшись с какой-нибудь ситуацией, организм прибегает к одной -::-:;;~ основных форм поведения:

а) и:нстинкту;

6) приобретенному автоматизму или привычке; в) интеллекту.

~ = =;;:.:ение, разумеется, может сочетать в себе элементы всех трех форм.

:. ::'-=,:~::::'1ЬНОГО различия, считает Пиаже, между механизмом, используемым -'-:-::.-::.-::ектом для поиска решения (исследования), и механизмами игры не

__ ~':IBYeT .

. , .

Пиаже анализирует критерии игры, в которых другие исследователи .. -'~::;:,;:Jа..-ти специфику игры, и дает им единое истолкование:

'? I критерий самоцельности игры, ее «незаинтересованность». Речь

,J весьма распространенном утверждении, что работа не имеет цели, =~::'.·_-:::='::rенноЙ в деятельности как таковой, тогда как цель игры заключена в

-' :::<: ~ 2чоi:'r. Пиаже признает справедливость этого критерия, но стремится .- = ::::::~:IЬ и переосмыслить его. Он отмечает, что всякая игра глубоко ,:,.::.,::-::-:-ересована» в том смысле, что игрока интересует результат. Кроме - . -:. 3 ря.=rе игр результат может быть материально выгоднее любой работы.

5 I критерий удовольствия. Игра - деятельность для удовольствия, :..::.= - -=-2 - для пользы, независимо от удовольствия. Пиаже считает, что --:::::..::}Ш удовольствия - прямая удовлетворенность без непосредственного

- .: '=--:i:r-::ения законам действительности, где элемент удовлетворения играет

:- = :::-::епенную роль, вполне соответствуют удовольствию, получаемому от :: .: ':'.~-:;::.LЯUИИ. Кроме того, отмечает Пиаже, есть игры, которые -:'::'=~-=-2.В.-ТЯЮТ собой символические воспроизведения неприятных и

.:-:~3HeHHЫX для человека событий. Это доказывает первичность

- :-::,TJ: ассимиляции в игре (в форме повторения события) и вторичность

-= .:: 3,~'.1ьствия. Игровое удовольствие, пишет Пиаже, есть аффективное

:::==; ::,:-кение этой ассимиляции.

в) рассматривая иные критерии игры - произвольность ее в отличие от >~::;::з::,те:IЬНОСТИ работы, свободу игры от конфликтов в отличие от той же :::'~ С'ТЫ - Пиаже истолковывает их с точки зрения принципа ассимиляции, : -::,.::';,ая есть источник того ощущения свободы, выхода из наложения извне :'~::;::з::,нностей, которое возникает у играющего человека.

Общий вывод Пиаже заключается в том, что деятельность становится ':-: ,:'зоЙ в зависимости от внутренней ориентации личности. Общим --=::-::ерием игры является доминирующая ассимиляция - приспособление .:-~::.- -::::0 ности к субъекту, победа Я над миром, стремление к повторению -::::з::оrчных схем и вытекающие отсюда ощущения свободы, законченности

'::''::-::::::рства.

~10peHO предполагает метод лечения - психодраму. Главным актером :::=:.:: _ ~,иает сам больной (<<протагонист»), ему помогают подготовленные ::; ::. :::CI:\1 актеры - профессионалы, которые выступают в качестве так =:..-::::оэае.:\юго «вспомогательного Я» больного. В драматических диалогах ::--=:,::,,:::вуют присутствующие тут же партнеров больного к «малой группе» ­: -:::::Тг~ие, друзья, сослуживцы.

Врач расспрашивает больного, актеры воспроизводят жалобы : = -::::,~юго (прием «двойника»), отвечают за него на затруднительные :::=:['осы (прием «зеркало»), врач комментирует все эти «тексты» для =; ::,:утствующих;

=:.-::ьноЙ меняется ролями с кем-нибудь из присутствующих (прием «обмена :- :.-::я:\ш») - все это организует некий аналог театра, драматическое действо, в

':::ОрО:\! человек раскрывается, учится понимать себя и окружающих, :-'::::':':О.JИТ причины своего нервного расстройства. Основой леченой практики

\ 10рено стал катарсис, при сущий в данном случае игре ролевой.

Впервые лечебный «театр экспромта» был предложен Морено в Вене - 1922 Г., через несколько лет в США, и на несколько десятилетий прочно з,:=,шел в практику медицинских учреждений США и Европы.

В 1968 г. Г. Леманн обнародовал свои опыты игры в импровизацию :::-:азок. Здесь увеличиваясь творческая активность группы, психодрама из ; С".lСВОЙ игры стала превращаться с театр как вид искусства.

Сходную игровую теории представляли «поучительные пьесы» -:::-:а.:ченитого немецкого драматурга Б. Брехта (<<Говорящий «нет», =-:'зорящий «да», «Мероприятия» и др.). Свою задачу Брехт видел в з:спитании молодежи, «с пользой для государства». Агитационно­=-::С.J3.гогическая суть этих пьес основывалась, по мнению драматурга, на том, -=C-::-l.) О.lагодаря выполнению актерами определенных речей, на исполнителей

,';Ё(НО будет воздействовать с общественной точки зрения.

Подобные пьесы-игры рассчитаны только на исполнителей и не :=-:-:.:::-:.J3.ются в зрителях. При этом актерская игра как элемент структуры ·.=ожественного произведения превращается в игру как специфический вид ~:;;.~Iе_1ЬНОСТИ. Художественная деятельность здесь декларирует свое родство ,:. ~::грой и отступает в ее тень.

Так формировалась теория игры на Западе. От игры-подражания и ~:' 3.КIОВКИ, через феномен детской игры - подготовки к взрослой жизни - к ,::::--;'с как особой деятельности со своей спецификой и функциями.

Человек в большинстве случаев трактовался как организация; игра же - :.':::-" средство поддержания его более или менее гармоничного ;:.-нкционирования. Редкие социологические концепции игры выходили на ::-:::с\О.lему личности и общества, на общественное значение игры, и только :;;,=:;::ницы (Бейтендейк) - на духовную жизнь и культуротворчество. ::-:::;::.JсрландскиЙ историк культуры Йохан Хейзинга считает, что в один ряд с -::-:::::П:\1И определениями человека, как Ното sapiens (человек разумный)

Ното faber (человек-созидатель) следует поставить еще одно:

,Ното ludens» (человек играющий), поскольку оно выражает столь же существенную функцию человека, как и два предыдущих определения. И. Хейзинга рассматривает игру как явление культуры, а не как биологическую gункцию и анализирует ее средствами культурологического мышления. С

его точки зрения, игра старая культура, так как последняя предполагает чеповеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он поучил их играть.

Всякая игра есть, (по Хейзингу) прежде всего, свободная деятельность, игра .:10 приказу - уже не игра. И. Хейзинг утверждает, что для человека взрослого и дееспособного игра есть функция, без которой он мог бы и обойтись, то есть игра - это некое дополнение, излишество. Она не

.Jиктуется

физической

необходимостью,

тем

более

моральной

обязательностью.

Игра не есть «обыденная жизнь» и жизнь как таковая. Она, скорее, выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность. Даже малое дитя знает, что оно играет лишь «как будто взаправду», что все происходящее в игре «понарошку». Данное свойство игры дает прекрасную возможность «проживать» то, что пока просто невозможно либо недопустимо в реальной жизни, или предполагает многократное «проживание» каких-либо ситуаций. Игра лежит за рамками непосредственного удовлетворения нужд и страстей человека, то есть имеет незаинтересованный характер. Игра удовлетворяет потребность человека в коммуникации, «общежитии», то есть совместном проживании. Именно

поэтому люди так тянутся друг к другу во время игры.

Игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Именно изолированность составляет один из отличительных признаков игры. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.

Это свойство игры необходимо учитывать при ее разработке и

проведении, специально создавая игровое пространство, внутри которого царит собственный порядок. Игра творит этот порядок. Внесовершенном мире и сумбурной жизни она создает временное, ограниченное совершенство, которое хорошо чувствует играющий человек. Порядок, устанавливаемый игрой, имеет непреложный характер, малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает.

Игра заканчивается в определенный момент, когда она сыграна, но пока она длится, в ней царит движение, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. И будучи сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, то есть становится культурной формой.

Неповторяемость, которая характеризует не только игру в целом, но и ее внутреннюю структуру, есть одно из существеннейших свойств игры. Элементы повтора, рефрена, чередования встречаются во всех развитых игровых формах.

Особое место в игре занимает напряжение, которое связано с чувством неуверенности, неустойчивости, дает некий шанс или возможность. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Игра приобретает соревновательный характер, который в азартной игре может достичь крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу,

I

~ I

выносливость и духовные силы.

у каждой игры есть свои правила. Стоит их нарушить, и все здание игры тотчас же рушиться, а игра становится невозможной, перестает

существовать.

И. Хейзинга дает обобщающее определение игры: «свободная деятельность, которая создается как «невзаправду» и вне повседневной

жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладеть

играющими, не преследует при этом никакого прямо го материального

I

интереса, не имеет пользы, - свободная деятельность, которая

совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени,

протекает

упорядочение

по

определенным

правилам» .

Весьма

существенным для игры является тот факт, что своей удачей можно похвалится перед другими. Теснейшим образом с игрой связано понятие «выигрыш». Первичным является стремление превзойти друга, быть первым и на правах первого удостоиться почестей. Таким образом, И. Хейзинга приходит к важнейшим обобщениям: игра -необходимый способ социальной жизни, объективная основа нашего существования. Чем более игра способна

повышать интенсивность жизни индивидуума или группы, тем полнее

растворяется она в культуре, поддерживает идеал, в свою очередь определяющий духовную культуру эпохи.

Наши рекомендации