Интервью: Наталья Беседнова — художник, соратник и педагог

В одном интервью Вы как-то сказали, что, как педагог, всегда готовы работать с талантливыми людьми. Каков он, Ваш критерий талантливости? Сергей Андрияка утверждает, что научить рисовать можно любого, в том числе и не способного к живописи человека.

Умение рисовать — это как умение читать книги. Нельзя категорически утверждать, что кто-то не слышит музыку или не чувствует поэзию. И этому надо учить. Поэтому любого человека можно научить рисовать, так же, как, скажем, писать, как читать, как ходить, умываться по утрам. Это естественное состояние человека – быть гармонично развитым.

Но талантливого человека я воспринимаю как бы по-другому. Возможно, это не относится к разговору, кого мы можем научить. Скорее это относится к тому, кто может продолжить нашу идею развития русского искусства и стремится к расширению его возможностей. В том числе и возможностей обучения.

Талантливые по-настоящему люди нужны во всех сферах. Конечно, это талант профессиональный. Расхожее понятие, что талант – это Божий дар. А кто-то скажет, что это биохимия организма. Наверное. Но есть ещё одна необходимая вещь, о которой говорили все классики. Это работоспособность. Но у нас работоспособность как талант не рассматривается.

А на самом деле это одна из важнейших составляющих развития гармоничной личности.

И труды таких людей дошли до нас из глубокой древности. Это греки, римляне, достижения других народов.

Т.е это те люди, которые стремились к внутреннему совершенствованию. Желание работать не ради денег, а ради внутреннего совершенствования это есть особый дар трудолюбия. И я именно за этот дар. Когда помимо того, что в наше время нужно заработать на квартиру, накормить семью, человек еще помнит о том, что он должен сам развиваться в правильном направлении. Как талантливый человек. Вот это, я считаю, талант. И таких людей всегда были единицы. Иметь таких учеников или просто иметь права учить таких учеников — это огромное счастье.

Искра Божия может быть, но она может упасть на плохую почву, на лень.

Люди всегда будут ногами стоять на земле и только некоторые могут душой подняться к облакам.

Ещё одно расхожее понятие: художник должен быть голодным. Ваше мнение?

Вот если нет таланта труда, если человек работает ради материального обеспечения, он должен быть голодным. И для основной массы людей наверно это так. Но поэтому нужны люди, которые в любой ситуации, катастрофически тяжелой, в прекрасной всё равно будут стремиться к тому, чтобы осуществить свой дар в литературе, поэзии, живописи, музыке.

А сытый художник шедевра не создаст?

Создаст, почему. Другой есть не будет среди еды, когда у человека есть желание «сотворить» не еду, а что-то другое.

Приобретая картины того или иного художника, люди часто руководствуются не столько качеством исполнения, скажем так, сколько его репутацией, раскрученностью и т.п.

В России вообще очень интересное отношение к тому, что является имиджем. В глубине души русские люди видят и понимают, что такое хорошее, в чем истинная сила личности. Человека нельзя обмануть, если только не накрутить его житейскими проблемами, рекламой, скандальными вещами. В принципе в нормальном состоянии все понимают, что такое хорошо, а что плохо.

Вы говорите, что произведение искусства несет в себе эмоции мастера, создавшего его и должно провоцировать зрителя на эмоции. Так какими средствами пользуется художник, чтобы зритель отнесся к картине не как обоям на стене: композиция, персона, размер полотна или цвета.

Все, что Вы назвали, и, конечно, цвет. Синие цвета вызывают одно состояния, желтые другое, коричневые аппетит вызывают, красные – агрессия… Любой человек это понимает. Ритм. Вот если все сошлось, все успокоилось, оно слилось в одно пятно. Как капельки ртути стянулась в одну большую каплю. Если потрясти, все разлетится. Ритм разный. Мы понимаем на бытовом уровне, считываем, что там за ритмы заложены? Я недавно, после долгого перерыва, писала маслом и чуть ли физически ощутила, что цветом что-то леплю, а не просто рисую. При работе маслом, в отличие от акварели, начинают разрабатываться другие понятия и ощущения, которые даже словами нельзя выразить. Но мы — педагоги и мы пытаемся все таки выразить словами. Мы учим. Мы пытаемся высказать словами то, что обычный художник даже не пытается продумать. Это очень здорово и интересно. Другой пласт существования мыслей человека. Существуют такие пограничные понятия как колорит картины, понятный более или менее всем, пластика картины, пластика пространства. Не все художники этим пользуются.

Может быть, не умеют?

А это опять внутреннее состояние. Есть люди, которые к этому пойдут, а есть, которыми это не будет востребовано. Колорит. Мы же учим рисовать. Колористическая живопись ощущение цвета… Вот когда вдруг в картине начинается жизнь — вот этому научить нельзя. Это опять какая-то данность этому человеку.

Как Наталья Беседнова, художник и педагог относится к такому распространенному среди обывателей критерию оценки художественного произведения как «мне нравится» или «мне не нравится»? Имеет ли право обычный зритель оперировать такими простыми словами, далекими от «высоколобых оценок»?

Конечно, имеет. Если человеку голову не запудрили, он всегда будет выбирать то, что более здоровое. Для него. Т.е. у нас инстинкт выживания всегда сохраняется.

Любой творческий человек, актер, музыкант, литератор в моей журналистской практике все-таки отвечал (порой, сжав зубы), на мой вопрос: кто ему нравится, кто интересен из современных собратьев по цеху. От художников добиться искреннего ответа на этот вопрос мне практически не удавалось. Глазунов быстренько назвал мне несколько художников 17-18 веков. Но я-то спрашивал о современниках.

А художнику и не надо говорить.

Художник выражает свою симпатию тем, что смотрит. Если что-то мне не нравится, я туда смотреть не пойду. А если я ходила несколько раз на выставку Оли Волокитиной и долго смотрела, то я не думала о том какая Волокитина хорошая. Просто смотрела картины.

Если бы Волокитина работала в конце 19-го, начале 20 века, то по праву была бы в ряду Васнецова. Этого круга модерна такого, на природную тему. Диму Бирюкина очень люблю. Андрияку люблю, за то, что он и рисует и рисует много, и за то, что он талантлив и умен.

Это счастье быть рядом с нормальным человеком, гениальным. Я была на Пасхальную Седмицу в Сергиевом посаде, подошла к мощам Сергия Радонежского и вспомнила, что в предыдущий раз я просила, чтобы у нас была Академия, чтобы у нас было устроение хорошее. И вдруг я поняла, что нам Господь это дал. То есть мы окунулись в водоворот каких то событий и мы не чувствуем что оно к нам начинает приходить, что мы живем в совершенно уникальном месте, в уникальном вот таком коллективе своем. Вот просто нас Господь привел к невероятной гармонии.

Говорят, что актер, уж коль скоро он приехал в театр, обязан выходить на сцену и играть. Как бы тяжело, плохо он себя не чувствовал, каким бы мерзким не было его настроение. А художник должен ли писать больным, скрюченным и т.п.?

Рисование лечит. Единственное спасение и пристанище – твое рисование. Уходит все. И болячки проходят.

Интервью: Наталья Беседнова — художник, соратник и педагог

Я теперь очень ценю состояния равновесия

Биография

Окончила с золотой медалью Московскую среднюю художественную школу при Суриковском художественном институте, Московский государственный ордена Трудового Красного Знамени художественный институт имени В.И. Сурикова по специальности «Станковая живопись». Защитила на «отлично» дипломную работу «Крещение Руси», которую известный искусствовед Н.Н. Третьяков охарактеризовал как лучший за многие годы образец обращения к традициям академической школы русской исторической живописи. Работала по договорам в Комбинате живописного искусства в Москве. Член Московского Союза художников с 2004 г. Член-корреспондент Российской академии художеств с 2012 г. Включена в Энциклопедию живописцев начала ХХ века, издательство «ООО Живопись-инфо».

Наталья Владимировна Беседнова – известная московская художница, одна из признанных мастеров-колористов. Ее характеризует абсолютное чувство цвета, ощущение всего окружающего через колористические отношения, умение наслаждаться красотой окружающего мира. Пейзажи Подмосковья, живописные задачи в портрете, интерес к натюрморту – все это слагается в ее творчестве в единую атмосферу вечного образного поиска и влюбленности в цвет.

С 1999 г. (год основания школы) Наталья Владимировна Беседнова – преподаватель и методист Школы акварели Сергея Андрияки. С 2012 г. – доцент кафедры «Живопись, рисунок, композиция и изящные искусства», методист Академии акварели и изящных искусств. С 2014 года – координатор городского методического центра базового направления «Рисунок» при УМЦ РОСКИ г. Москвы. Н.В. Беседнова участвовала в разработке образовательных программ «Изобразительное искусство (рисунок, живопись, композиция)», «Основы жанра портрета», «Пейзаж», «Академический рисунок», «Академическая живопись». Приняла участие в подготовке учебно-методического фильма «Учебный рисунок. Начальные задания» и учебного пособия «Акварельная живопись. Часть 1. Начальный рисунок»; разработала методические рекомендации по сложным темам программы С.Н. Андрияки; занимается разработкой и исполнением работ по витражу, мозаике, росписи керамики и фарфора. Ведет методические занятия с молодыми художниками-преподавателями нашей школы. Является консультантом курсов повышения квалификации по программе художественно-эстетической направленности «Настенная живопись своими руками, трафареты и образцы» и направлению художественно-педагогического мастерства в области изобразительного искусства».

Ученики Натальи Владимировны Беседновой являются победителями и дипломантами городских и международных конкурсов, стипендиатами Правительства Москвы (Караваева Ирина, 2007 г., Ковалева Дарья, 2014 г.), Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова (Пережогина Анна, 2003 г., Пальникова Ксения, 2005 г.), Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена» (Пронина Вера, 2003 г., Волков Даниил, 2011 г.). Более 1500 работ учащихся Натальи Владимировны хранятся в учебно-методическом фонде школы, экспонируются на городских, российских и зарубежных выставках и фестивалях, проходивших в Университете Ка’Фоскари в Венеции (Италия) и ЦВЗ «Манеж» (Москва, 2011 г.), в постоянном представительстве Российской Федерации при ЮНЕСКО в Париже (Франция, 2012 г.), на XIV Международном фестивале искусств школьников старших классов в Токио (Япония, 2013 г.), Международном фестивале детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам», 2014 г. Проведены персональные выставки выпускников Натальи Владимировны. Сегодня они сами являются преподавателями Школы акварели Сергея Андрияки.

Н.В. Беседнова ведет большую просветительскую работу. Сотрудничая с Фондом социально-культурных инициатив (программа «Передвижная академия искусств»), провела мастер-классы для педагогов и учащихся детских художественных школ Сергиева Посада, Тамбова, Астрахани, Пензы, Ростова, Саратова, Краснообска, Санкт-Петербурга. Сотрудничая с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена», провела летние творческие школы для педагогов и учеников различных регионов России. Сотрудничая с Фондом поддержки культурно-образовательных программ «Содействие», организовала и провела серию мастер-классов для преподавателей и учащихся Чукотского автономного округа, Орловской, Кемеровской, Ярославской, Саратовской областей и Кавказских Минеральных Вод. Н.В. Беседнова является постоянным участником коллегии членов жюри Фестиваля детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам».

Провела мастер-классы и пленэры на п-ве Халкидики (Греция, 2012 г.), в Лондоне (Англия, 2013 г.), на о. Искья (Италия, 2014 г.), в Гармиш-Партенкирхен (Германия) и Антальи (Турция, 2015 г.).

Н. В. Беседнова – руководитель областных пленэров Межрегиональной творческой школы в области изобразительного искусства, прошедших в Орловской области (2014 г.), Сахалинской области (2012 г.), Свердловской области, Подмосковье, Краснодарском и Ставропольском краях, Ямало-Ненецком автономном округе (в разные годы). Она – постоянный участник круглых столов, конференций, форумов по проблемам художественного образования городского и всероссийского уровней. Опубликована серия статей художницы, посвященных методическим разработкам по темам «Пейзаж», «Портрет», «Натюрморт». С 2015 года Наталья Владимировна принимает активное участие в работе Образовательного фонда «Талант и успех», созданного по инициативе Президента Российской Федерации.

С 1980 г. произведения Натальи Владимировны Беседновой активно экспонируются на выставках в России и за рубежом (более 280 выставок). Среди них – выставки в ЦВЗ «Манеж» в Москве и Санкт-Петербурге, Государственном музее Л.Н. Толстого, Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно», МАХЛ Российской академии художеств, Мемориальном доме-музее академика архитектуры А.Н. Бекетова.

Проведено 27 персональных выставок художницы. Наиболее значимые из них прошли в Государственной Думе, в залах корпуса №1 Московского Кремля, Российском институте стратегического исследования и Мытищинской районной картинной галерее, Академии акварели и изящных искусств, Щелковской картинной галерее.

На сегодняшний день 58 произведений художницы хранятся в коллекциях художественных музеев России и зарубежья. В том числе: Музей истории Москвы, Тольяттинская картинная галерея, Брянский областной художественный музей, Объединенный краеведческий музей города Мозырь и другие учреждения культуры.

В 2015 г. Н.В. Беседнова награждена Благодарностью министра культуры Российской Федерации, Грамотой министра обороны Российской Федерации «За личные заслуги в создании высокохудожественных произведений живописи, активное участие в организации выставок, посвященных 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне». В 2014 г. – Бронзовой медалью Творческого союза художников России. В 2012 году удостоена звания «Член-корреспондент Российской академии художеств», награждена Благодарностью Сахалинского областного научно-методического центра по образованию в сфере культуры и искусства. В 2008, 2009 гг. – Почетными грамотами Департамента культуры города Москвы; в 2008 г. – Грамотой методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры города Москвы и Благодарственным письмом Министерства культуры Свердловской области. В 2002 г. – медалью Министерства обороны Российской Федерации «200 лет Министерству обороны».

Интервью

В одном интервью Вы как-то сказали, что, как педагог, всегда готовы работать с талантливыми людьми. Каков он, Ваш критерий талантливости? Сергей Андрияка утверждает, что научить рисовать можно любого, в том числе и не способного к живописи человека.

Умение рисовать — это как умение читать книги. Нельзя категорически утверждать, что кто-то не слышит музыку или не чувствует поэзию. И этому надо учить. Поэтому любого человека можно научить рисовать, так же, как, скажем, писать, как читать, как ходить, умываться по утрам. Это естественное состояние человека – быть гармонично развитым.

Но талантливого человека я воспринимаю как бы по-другому. Возможно, это не относится к разговору, кого мы можем научить. Скорее это относится к тому, кто может продолжить нашу идею развития русского искусства и стремится к расширению его возможностей. В том числе и возможностей обучения.

Талантливые по-настоящему люди нужны во всех сферах. Конечно, это талант профессиональный. Расхожее понятие, что талант – это Божий дар. А кто-то скажет, что это биохимия организма. Наверное. Но есть ещё одна необходимая вещь, о которой говорили все классики. Это работоспособность. Но у нас работоспособность как талант не рассматривается.

А на самом деле это одна из важнейших составляющих развития гармоничной личности.

И труды таких людей дошли до нас из глубокой древности. Это греки, римляне, достижения других народов.

Т.е это те люди, которые стремились к внутреннему совершенствованию. Желание работать не ради денег, а ради внутреннего совершенствования это есть особый дар трудолюбия. И я именно за этот дар. Когда помимо того, что в наше время нужно заработать на квартиру, накормить семью, человек еще помнит о том, что он должен сам развиваться в правильном направлении. Как талантливый человек. Вот это, я считаю, талант. И таких людей всегда были единицы. Иметь таких учеников или просто иметь права учить таких учеников — это огромное счастье.

Искра Божия может быть, но она может упасть на плохую почву, на лень.

Люди всегда будут ногами стоять на земле и только некоторые могут душой подняться к облакам.

Наши рекомендации