Ещё одно расхожее понятие: художник должен быть голодным. Ваше мнение?

Вот если нет таланта труда, если человек работает ради материального обеспечения, он должен быть голодным. И для основной массы людей наверно это так. Но поэтому нужны люди, которые в любой ситуации, катастрофически тяжелой, в прекрасной всё равно будут стремиться к тому, чтобы осуществить свой дар в литературе, поэзии, живописи, музыке.

А сытый художник шедевра не создаст?

Создаст, почему. Другой есть не будет среди еды, когда у человека есть желание «сотворить» не еду, а что-то другое.

Приобретая картины того или иного художника, люди часто руководствуются не столько качеством исполнения, скажем так, сколько его репутацией, раскрученностью и т.п.

В России вообще очень интересное отношение к тому, что является имиджем. В глубине души русские люди видят и понимают, что такое хорошее, в чем истинная сила личности. Человека нельзя обмануть, если только не накрутить его житейскими проблемами, рекламой, скандальными вещами. В принципе в нормальном состоянии все понимают, что такое хорошо, а что плохо.

Музыка – универсальный язык, язык землян, язык вселенной. А роль живописи в этом ряду средства общения?

Живопись несет колоссальную информацию, но она более закрыта для людей, именно как информация. Т.е. нам могут нравиться вещи в зависимости именно от нашего внутреннего состояния. И это могут быть вещи и недостаточно духовные, и не достаточно профессионально выполненные. Профессионально выполненная живопись становится по- настоящему ценной. Что к этому относится? Важна эмоциональная составляющая художника, ведь есть картины без этой эмоциональной составляющей. Вот много работ на Арбате. Они будто бы сделаны плоттером. Т.е. мы говорим, что профессиональная живопись, мастерская живопись, музейная живопись (просто мы термина не нашли подлинной живописи) она эмоциональна. Она может и быть абстрактной и конкретной, какой угодно. Это и для музыки и для литературы, для всего. Любое произведение искусства основано на сильных переживаниях автора. Зритель как соавтор или слушатель тоже, в какой-то степени, может это почувствовать. Может услышать так, а может и лучше услышать. Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется. Так вот, какие эмоции, какая информация содержится в картине? Даже если картина абстрактная, мы понимаем – там заложены эмоции какие-то.

Какая же эмоциональная составляющая в знаменитом «Черном квадрате»?

Я помню, что всю жизнь «он нам не нравился». Мы занимались предметной живописью. Мне всегда было интересно: ну почему «не нравится»? Надо заставить себя по-другому отнестись, по-другому посмотреть. У меня есть в бытовом плане некоторое стремление с собой бороться. Малевич и его квадрат. Во-первых, это загадка. Если не понятно что, ты не знаешь, то это загадка. Я не знаю как художественное произведение, но как литературное, политическое, это же кладезь. Любые теории можно выстраивать, до бесконечности. Вокруг него масса разговоров. Т.е это произведение искусства пограничное. Искусство — это искусственное. Но уже много лет мы о нем говорим. Что говорим, это уже другое дело. Ведь в жизни каждое произнесенное нами слово откликается разными мыслями, эмоциями. Как говорят, переводишь какое-то слово с иностранного языка, а оно имеет множество значений. И ты выбираешь часть его значений или дополнительное приписываешь. И часто что-то от себя к этому значению дописываешь. Поэтому «живая речь» и называется.

Вы говорите, что произведение искусства несет в себе эмоции мастера, создавшего его и должно провоцировать зрителя на эмоции. Так какими средствами пользуется художник, чтобы зритель отнесся к картине не как обоям на стене: композиция, персона, размер полотна или цвета.

Все, что Вы назвали, и, конечно, цвет. Синие цвета вызывают одно состояния, желтые другое, коричневые аппетит вызывают, красные – агрессия… Любой человек это понимает. Ритм. Вот если все сошлось, все успокоилось, оно слилось в одно пятно. Как капельки ртути стянулась в одну большую каплю. Если потрясти, все разлетится. Ритм разный. Мы понимаем на бытовом уровне, считываем, что там за ритмы заложены? Я недавно, после долгого перерыва, писала маслом и чуть ли физически ощутила, что цветом что-то леплю, а не просто рисую. При работе маслом, в отличие от акварели, начинают разрабатываться другие понятия и ощущения, которые даже словами нельзя выразить. Но мы — педагоги и мы пытаемся все таки выразить словами. Мы учим. Мы пытаемся высказать словами то, что обычный художник даже не пытается продумать. Это очень здорово и интересно. Другой пласт существования мыслей человека. Существуют такие пограничные понятия как колорит картины, понятный более или менее всем, пластика картины, пластика пространства. Не все художники этим пользуются.

Может быть, не умеют?

А это опять внутреннее состояние. Есть люди, которые к этому пойдут, а есть, которыми это не будет востребовано. Колорит. Мы же учим рисовать. Колористическая живопись ощущение цвета… Вот когда вдруг в картине начинается жизнь — вот этому научить нельзя. Это опять какая-то данность этому человеку.

Как Наталья Беседнова, художник и педагог относится к такому распространенному среди обывателей критерию оценки художественного произведения как «мне нравится» или «мне не нравится»? Имеет ли право обычный зритель оперировать такими простыми словами, далекими от «высоколобых оценок»?

Конечно, имеет. Если человеку голову не запудрили, он всегда будет выбирать то, что более здоровое. Для него. Т.е. у нас инстинкт выживания всегда сохраняется.

Наши рекомендации