Iii. распределение часов курса по темам и видам работ.

IV. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ.

Семинарские занятия проводятся в форме чтения докладов и их последующего обсуждения студентами в аудитории. Темы семинарских докладов предлагают студентам заранее в отдельном списке. Студент может посоветоваться с преподавателем относительно выбора темы, или предлагая свою тему для работы над докладом. Работа над докладом осуществляется студентом полностью самостоятельно в часы, предназначенные для внеаудиторных исследований. Доклад озвучивается на занятии устно с использованием иллюстративного материала. После чтения доклада выступающий студент отвечает на вопросы преподавателя и других студентов. Ниже приведены темы докладов и литература, необходимая для подготовки семинарского сообщения.

Темы семинарских занятий и докладов:

Раздел I. Имена отечественного искусства XX века.

Для выступления на семинаре студентам предоставлены десять тем на выбор. Темы посвящены биографиям отечественных художников разных поколений, течений, воззрений, творческих методов и выразительных средств. В докладе необходимо отразить основные факты художественной биографии, проследить логику развития искусства того или иного мастера, привести в качестве примеров произведения, дать их анализ, обратить внимание на формальный строй и содержание работ. При желании студент может выбрать самостоятельно для семинарского доклада любое имя отечественного искусства XX века, из тех, которые не звучали на лекционных занятиях.

Темы первого раздела:

1. А.П.Остроумова-Лебедева.

2. В.И.Мухина.

3. А.Т.Матвеев.

4. Н.В.Томский.

5. А.Н.Самохвалов.

6. С.В.Герасимов.

7. А.А.Пластов.

8. Т.Т.Салахов.

9. В.И.Курдов.

10. Е.Е.Моисеенко.

Литература к первому разделу:

1. Александр Матвеев и его школа: [Каталог выставки] / Авт. – сост. Е.Евсеева и др. – СПб.: Palace editions, 2005. – 227 с., цв. ил. – Библиогр. в примеч.

2. Аркадий Александрович Пластов. [Альбом] / Авт. – сост. Н.А.Пластов и В.П.Сысоев. – Л.: Художник РСФСР, 1979. – 311 с., ил.

3. Воронов Н.В. Вера Мухина / Н.В.Воронов. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 332 с., ил. – Библиогр. в примеч. в конце глав.

4. Графика А.П.Остроумовой-Лебедевой: Гравюра и акварель / Авт. вступ. ст. сост. альбома М.Ф.Киселев. – М.: Искусство, 1984. – 135 с., ил. – Библиогр.: С. 135.

5. Зингер Л.С. Александр Самохвалов: [Альбом] / Л.С.Зингер. – М.: Советский художник, 1982. – 183 с., цв. ил. – Библиогр.: С. 181.

6. Курдов В.И.Памятные дни и годы. Записки художника / В.И.Курдов. – СПб.: АРСИС, 1994. – 238 с., ил.

7. Минина В.Б. Николай Томский / В.Б.Минина. – М.: Искусство, 1980. – 327 с., ил. – Библиогр.: С. 320 – 321; Библиогр. в примеч.: С. 126 – 136.

8. Моисеенко Евсей Евсеевич. [Альбом] / Авт. вступит. текста М.Ю.Герман. – Л.: Аврора, 1975. – 42 с., 78 л. ил.; – (Мастера советской живописи). – Библиогр.: С. 10.

9. Разумовская С.В. Сергей Васильевич Герасимов / С.В.Разумовская. – М.: Советский художник, 1951. – 74 с., ил.; 1 л. ил. – (Мастера советского искусства).

10. Таир Салахов. [Альбом] / Авт. – сост. А.М.Коляденко, Ю.Э.Осмоловский. – М.: Советский художник, 1986. – 215 с., ил. цв. – (Выдающиеся отечественные художники).

Раздел II. Тематическое многообразие советского изобразительного искусства.

Для занятий данного тематического раздела студентам предлагаются десять тем, посвященные богатству сюжетного многообразия в отечественном искусстве. В докладе стоит отметить значение той или иной темы для художественной культуры, ее истоки в искусстве прошлого, новые интерпретации классического наследия в творчестве мастеров XX века. Необходимо заострить внимание на новых темах и сюжетах, на интересе к ним у зрителей, объяснить причины повышенного внимания советских мастеров к образам вождя, героя, представителей трудовых профессий. Определить художественные средства раскрытия различных тем в творчестве отечественных мастеров, работавших в разных жанрах и направлениях.

Темы второго раздела:

1. Образ вождя в советской живописи.

2. Тема труда в отечественном искусстве XX века.

3. Тема спорта в отечественном искусстве XX века.

4. Историко-революционный жанр в советском искусстве.

5. Исторический жанр в отечественном искусстве XX века.

6. Обнаженная натура в советском искусстве.

7. Портретный жанр в советском искусстве.

8. Образ родной природы в творчестве советских художников.

9. Индустриальная тема в советском искусстве.

10. Батальный жанр в советской живописи.

Литература ко второму разделу:

1. Акимова И.Г. А.Никич.[Альбом] / И.Г.Акимова. – М.: Советский художник, 1989. – 159 с., цв. ил.; – (Мастера советского искусства). – Библиогр.: С. 155.

2. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. Живопись. Скульптура. Графика. [Альбом] - М.: Изобразительное искусство, 1979. – 296 с., цв. ил.

3. Голомшток И. Тоталитарное искусство / И.Голомшток. – М.: ГАЛАРТ, 1994. – 296 с., ил.

4. Зингер Л.С. Советская портретная живопись 1930-х – конца 1950-х годов / Л.С.Зингер. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 319 с., ил. – Библиогр.: С. 306 – 308.

5. История русского искусства. Т. 12 / Под. общ. ред. И.Э.Грабаря и др., ред. В.С.Кеменова и Д.В.Сарабьянова. – М.: Академия наук СССР, 1961. – 615 с., ил., 37 л. ил.

6. История русского и советского искусства: Учебное пособие для вузов / М.М.Алленов, О.С.Евангулова, В.А.Плугин; под. ред. Д.В.Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1979. – 383 с., ил. – Библиогр.: С. 379 – 381.

7. Кауфман Р.С. Советская тематическая картина. 1917-1941 / Р.С.Кауфман. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1951. – 172 с., 30 л. ил.

8. Князева В.П. АХРР. Ассоциация художников революционной России / В.П.Князева. — Л.: Художник РСФСР, 1967. – 135 с., ил.; 5 л. ил. – Библиогр. в примеч.: С. 79 – 80.

9. Очерки истории советского искусства. 1917 – 1977: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика / П.А.Павлов, А.М.Журавлев, А.И.Морозов и др.; отв. ред. Г.Г.Поспелов. – М.: Советский художник, 1980. – 263 с., ил. – Библиогр.: С. 253 – 256.

10. Студия военных художников имени М.Б.Грекова. [Альбом] / Авт. – сост. Т.П.Скоробогатова. – М.: Изобразительное искусство, 1989. – 232 с., цв. ил.

Раздел III. Виды изобразительного искусства

в отечественной художественной культуре XX века.

Темы данного раздела посвящены видам изобразительного искусства. При изложении семинарского доклада необходимо дать определение видам искусства, отметить их специфику и разнообразие. Следует обратить внимание на истоки видов и особенности их развития именно в XX столетии. Особый интерес вызовут те виды художественного творчества, которые являются сравнительно молодыми на фоне живописи, скульптуры и архитектуры. В семинарском докладе студент должен указать на различия монументальных и станковых форм искусства, а также на влияние специфики видов на технико-технологический и тематический аспект изобразительного искусства.

Темы третьего раздела:

1. Книжная графика в творчестве мастеров «Мира искусства».

2. Советская книжная графика.

3. Советская монументальная живопись.

4. Советская монументальная скульптура.

5. Мастера отечественной художественной фотографии.

6. Советский дизайн 1920-х годов.

7. Станковая картина в творчестве художников группы ОСТ.

8. Отечественный плакат периода Гражданской войны.

9. Советский плакат периода Великой Отечественной войны.

10. Художники русского театра.

Литература к третьему разделу:

1. Антология советской фотографии. 1917 – 1940. Т. I. / Редколл. А.Вартанов, О.Суслова, Г.Чудаков; сост. Л.Ухтомская, А.Фомин; вступ. ст. Г.Оганова. – М.: Планета, 1986. – 264 с., ил.

2. Великая Отечественная война: Живопись. Графика. Скульптура / Авт. вступ. ст. и сост. Г.Г.Серова. — М.: Изобразительное искусство, 1990. – 15 [5] с., 90 л. цв. ил.

3. Костин В.И. ОСТ (Общество станковистов) / В.И.Костин. – Л.: Художник РСФСР, 1976. – 159 с., ил.; 8 л. ил. – Библиогр.: С. 144 – 148.

4. Лебедева В. Советское монументальное искусство шестидесятых годов / В.Лебедева. – М.: Наука, 1973. – 234 с., ил. – Библиогр. в постранич. примеч.

5. Очерки истории советского искусства. 1917 – 1977: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика / П.А.Павлов, А.М.Журавлев, А.И.Морозов и др.; отв. ред. Г.Г.Поспелов. – М.: Советский художник, 1980. – 263 с.. ил. – Библиогр.: С. 253 – 256.

6. Петров В.Н. «Мир искусства» / В.Н.Петров. – М.: Изобразительное искусство, 1975. – 247 с., ил.

7. Плакат и сатира за 40 лет в произведениях московских художников, 1917 – 1957. [Каталог выставки] / Вступ. ст. М.Иоффе. – М.: Искусство, 1958. – 39 с., ил.

8. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала XX века / М.Н.Пожарская. — М.: Искусство, 1970. – 410 с., ил.

9. Советский политический плакат / Авт. – сост. А.Е.Снопков, П.А.Снопков, А.Ф.Шклярук. – М.: Контакт-Культура, 2006. – 21 л. ил.

10. Чегодаев А.Д. Русская графика. 1928 – 1940. Рисунок. Эстамп. Книга / А.Д.Чегодаев. – М.: Искусство, 1971. – 31 с., 87 отд. л. ил. в папке.

11. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В.А.Фаворский; сост. и вступ. ст. Е.С.Левитина. – М.: Книга, 1986. – 233 с., ил. - Библиогр. в примеч.: С. 227 – 229.

12. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна / С.О.Хан-Магомедов. – М.: ГАЛАРТ, 1995. – 423 с., цв. ил.

Раздел IV. Развитие отечественной архитектуры XX века.

Как и в предыдущих тематических разделах, студентам предоставлены десять тем для семинарских докладов, посвященных отечественной архитектуре XX века. В докладах стоит отметить специфику архитектуры как вида искусства, наследие русской и мировой архитектуры в творчестве советских мастеров, борьбу течений и эстетических концепций, смену стилевых направлений в 1930-х и 1955-м годах. Необходимо затронуть проблему материалов и конструкций, а также функциональное назначение новых типов сооружений и проблему синтеза искусств в пространстве архитектуры. В докладах могут прозвучать памятники, доступные для непосредственного знакомства с ними в С.-Петербурге.

Темы четвертого раздела:

1. Проекты советских архитекторов в период Великой Отечественной войны.

2. Архитектура Ленинграда 1960-х годов.

3. Отечественная архитектура конструктивизма.

4. Архитектура сталинского неоклассицизма.

5. Советская архитектура зрелищных сооружений.

6. Архитектор И.А.Фомин.

7. Архитектор А.С.Никольский.

8. Архитектор Н.А.Троцкий.

9. Архитекторы братья Веснины.

10. Архитектор К.Мельников.

Литература к четвертому разделу:

1. Балдин В.И. Архитектура СССР 1917-1987 / В.И.Балдин. – М.: Стройиздат, 1987. – 552 с., ил.

2. Бартенев И.А. Современная архитектура Ленинграда / И.А.Бартенев. – Л.: Лениздат, 1966. – 200 с., ил.

3. Лисовский В.Г. И.А.Фомин / В.Г.Лисовский. – Л.: Лениздат, 1979. – 160 с., ил.; – (Зодчие нашего города). – Библиогр.: С. 158.

4. Оль Г.А. Александр Никольский / Г.А.Оль. – Л.: Лениздат, 1980. – 136 с., ил.; – (Зодчие нашего города). – Библиогр.: С. 133 – 135.

5. Суздалева Т.Э. Н.А.Троцкий / Т.Э.Суздалева. – Л.: Лениздат, 1991. – 188 с., ил.; – (Зодчие нашего города). – Библиогр.: С.185 – 186.

6. Хан-Магомедов С.О. Александр Веснин и конструктивизм. Живопись. Театр. Архитектура. Рисунок. Книжная графика. Оформление / С.О.Хан-Магомедов. – М.: Архитектура-С, 2007. – 412 с., цв. ил. – Библиогр.: С. 411 – 412.

7. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда / С.О.Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 1996. – 496 с., ил.

8. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников / С.О.Хан-Магомедов. – М.: Архитектура-С, 2007. – 296 с., цв. ил. – Библиогр.: С. 292 – 294.

9. Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль / Д.Хмельницкий. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 376 с., 184 л. ил. – Библиогр.: С. 367 – 375.

10. Хрипунов Ю.Д. Архитектура советского театра / Ю.Д.Хрипунов, Ю.П.Гнедовский, С.В.Гнедовский, В.В.Лазарев и др. – М.: Стройиздат, 1986. – 400 с., ил. – Библиогр.: С. 394 – 399.

Наши рекомендации