Какие существуют виды и жанры поэтических произведений?
Жанр в переводе с французского (genre) — род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только прозаические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, новелла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, небольшое стихотворение и т. д.
Лирическое произведение — произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровенные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной выразительности».16
Лирику разделяют на четыре основные тематические категорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзажную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроникновение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Романтические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Маяковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)
К гражданской лирике относится публицистическая поэзия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихотворные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:
Знаю,
лирик
скривится горько,
критик
ринется
хлыстиком выстегать:
— А где же душа?!
Да это ж —
риторика!
Поэзия где ж?
Одна публицистика?!
Капитализм —
неизящное слово,
куда изящней звучит —
«соловей»,
но я
возвращусь к нему
снова и снова.
Строку
агитаторским лозунгом взвей!
(из поэмы «В. И. Ленин»).
Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раздумьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущественно пятистопным ямбом:
...Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
Одной из разновидностей лирического стиха является сонет. Сонет — от итальянского слова sonare — звучать, звенеть. Его родина — Италия XIII века. Сонеты писали Петрарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России — Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.
Сонет — это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)
Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое воспринимается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором — идет развитие положений, выдвинутых в начале; в третьем — происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам — последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.
Мы хотим закончить раздел, посвященный законам стихосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приоритет интуиции, импровизации над законами творчества; Нельзя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отработано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство».17 Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех вопросах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного результата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.
Раздел II
СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ