Глава 5. Выразительные средства дизайна как вида искусства

ПОНЯТИЕ ДИЗАЙНА

В современном мире понятие «дизайн» используется в различ­ных областях жизнедеятельности человека: пошиве одежды и из­готовлении промышленных аппаратов, макияже и строительстве линий электропередач. Функциональная сторона дизайна самая многозначная в отличие от других видов искусства. До сих пор идут споры по поводу определения дизайна: считать его искусством или нет и что вообще можно отнести к дизайну. Появление разных точек зрения обусловлено тем, что предметы дизайна очень отличаются друг от друга не только функциями, но и формой, фактурой, тех­никой изготовления и т.д. Иногда кажутся несопоставимыми целые группы предметов дизайна, как, например, дизайн обуви и дизайн станка для деревоперерабатывающей промышленности. Возникает сложность не только в выделении художественно-эстетической цен­ности дизайна, но и в определении самого понятия.

Дизайн (от англ. design — умение проектировать, конструиро­вать, чертить) в широком смысле — любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирования предметной среды. В узком смысле слова — «но­вый вид художественно-конструктивной деятельности, возникшей в начале XX века». (Михайлов С. М, Кулеева Л. М. Основы дизайна: учебник. — Казань, 1999. — С. 6.)

Термином «дизайн» может определяться соб­ственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат.

Дизайн — одно из понятий в теории эстетики, которое одно­временно обозначает процесс создания, зарождения, воплощения и результат деятельности. Чтобы быть дизайнером, необходимо иметь смекалку, позволяющую преобразовывать действительностьтак, чтобы было комфортно жить. Деятельность дизайнера сопряже­на с поиском нестандартных, глубоко осмысленных с точки зрения эстетики решений, которые помогают при минимальных матери­альных и временных затратах получить желаемую продукцию.

Наравне с представленными определениями дизайна есть ряд официально пришлых и используемых в различных областях науки. В 50 — 60-х гг. XX в. президент Международного совета по про­мышленному дизайну, ученый и педагог Ульмской школы дизайна в Германии Томас Мальдонадо сформулировал определение: «Ди­зайн — это творческая деятельность, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но глав­ным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены про­мышленным производством».

(Цит. по: Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии ди­зайна: учеб. пособие. — М., 2003. — С. 6.)

Другое определение сформулировал искусствовед Н. В. Воронов: «Дизайн — это ограниченное новое соединение существующих ма­териальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с це­лью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и форми­рованию личности». (Цит. по: Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.)

Более современный подход к определению дизайна продемон­стрировал Е.Н.Лазарев, указав, что «этимологически понятие "дизайн" охватывает несколько смысловых рядов. Первичный ряд характеризует декоративную сторону дизайна: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектно- графические трактовки: набросок, эскиз, рисунок, проект, чертеж, конструкция. Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, — понятия, предвосхищающие: план, предположение, замысел, на­мерение. И наконец, четвертый ряд определений — неожиданно "драматический": затея, ухищрение, умысел и даже интрига». (Цит. по: Лаврентьев А. Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. — С. 13.)

На сегодняшний день объектами дизайна являются не кон­кретные изделия, а потребности, наличие спроса на выполнение какого-либо вида деятельности или утилитарной функции. На этой основе сформулировано следующее определение. «Дизайн — это специфическая сфера деятельности по разработке (проектирова­нию)предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодей­ствия с человеком и обществом». (Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна: учеб. пособие. — М„ 2003. — С. 12.)

Каждое из рассмотренных определений раскрывает одни и те же стороны дизайна, расставляя отдельные акценты. Во всех трак­товках утверждается, что дизайн при всей своей универсальности, технологичности, эстетичности доступен каждому, кто способен чувствовать форму, ее характер, преобразовательные возможности. Дизайнерские решения — это не столько работа фантазии, сколько наблюдение окружающей действительности и переработка про­шлого опыта в соответствии с собственным мироощущением.

Первоначально цель дизайна состояла в организации целостной эстетической среды жизни человека. Однако со временем дизайне­ры стали решать вопросы, связанные не только с эстетикой быта, но и с разработкой различных, технически сложных приборов, устройств, для того чтобы облегчить труд человека. И в этом случае на первое место выдвигаются задачи, направленные на развитие наукоемких технологий.

Сегодня профессия дизайнера — одна из популярных и востре­бованных. Связано это с тем, что, окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедея­тельность, человек задумался о придании этим вещам эстетической формы. Появилась необходимость в творческой конструктивной деятельности, способствующей удовлетворению появившихся по­требностей. Однозначный ответ на вопрос: «А стоит ли украшать все то, что окружает человека?» — сложно получить. Природа сама по себе прекрасна и совершенна и не нуждается в постороннем вме­шательстве, поскольку это влечет за собой внедрение искусственно­сти, «второй природы». Получается, что в погоне за искусственной красотой мы превращаем первую природу во второстепенную, не оставляя ей никакого шанса на дальнейшее существование. На­пример, газоны, которые засеваются искусственно выведенной травой, не теряющей цвета, структуры даже зимой. Безусловно, сочная зеленая трава осенью радует глаз, но, во-первых, нарушается естественный цикл природы (и дошкольникам сложно объяснить многие характерные признаки осени); во-вторых, искусственное полотно травы становится безликим ярко-зеленым пятном, тогда как натуральная трава многоцветна — от светло-изумрудного до насыщенного зеленого.

Актуальны слова немецкого исследователя-дизайнера Дитера Рамса: «Хороший дизайн — это минимум дизайна». (Цит. по: Лаврентьев А.Н. История дизайна: учеб. пособие. — М., 2007. - С. 18.). Они рас­крывают суть дизайна, его влияние на природу, значение для человека.

Дизайн — одно из явлений, которое не только охватывает раз­личные области и сферы человеческой жизнедеятельности, но и синтезирует опыт многих видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, графики. Невоз­можно быть дизайнером, не зная основ изобразительной грамоты, не владея конструктивными приемами, техниками пластики.

Первенство в зарождении дизайна приписывают себе разные страны. Германия заявляет, что именно Петер Беренс был первым человеком, который получил должность художественного директо­ра в компании AEG. Его основной обязанностью была разработка дизайна электротехнических изделий, имиджа всей компании, а также составление рекламных проектов, макетов архитектуры цехов. В Англии ведущим дизайнером считается Кристофер Дрессер, который после окончания Национальной школы дизайна стал заниматься дизайном керамики, декоративных орнаментов, исполь­зуемых для оформления интерьеров. Его изделиям были присущи практицизм, элегантность и минимализм деталей.

Если говорить о дизайнере как изобретателе, то в этом случае было бы справедливым считать первым дизайнером Леонардо да Винчи, который очень много времени посвящал разработке раз­ных механизмов, летательных и плавательных аппаратов, машин на основе проектно-конструктивной деятельности как одной из составляющих сторон дизайна.

Факт выделения дизайна из прикладного искусства никто не отрицает, однако оба вида продолжают существовать. Объеди­няющие черты этих направлений очевидны. Отличия состоят в сле­дующем.

Во-первых, дизайн направлен на удовлетворение практиче­ских потребностей и только потом эстетических. Декоративно- прикладное искусство в основе своей преследует реализацию эстетических задач, которые не всегда имеют практическое значение. Например, дымковские игрушки очень красивые, интересные, раз­нообразные, но играть с ним в быту нельзя, поскольку они хрупки и могут от неосторожного движения разбиться.

Во-вторых, предметы дизайна футуристичны, т. е. направлены на будущее. Их появление и внедрение в практическую жизнь лю­дей связано с отказом от устаревших форм, прежних технологий и созданием на их основе новых предметов среды. Декоративно- прикладное искусство особо ценно тогда, когда оно сохраняет традиции и создает произведения на основе устоявшихся канонов. Например, чертежи Леонардо да Винчи характеризовали его взгляд на будущее, но не на прошлое.

В-третьих, в дизайне по отношению к декоративно-прикладному искусству доминирует технологичность процесса получения продук­ции и их большая серийность. Декоративно-прикладное искусство хотя и допускает использование механизмов для изготовления пред­метов искусства, но ручной труд остается главной составляющей творческого процесса. И несмотря на то что в некоторых промыс­лах допускается повторение сюжетов и мотивов, произведения все равно отличаются, пусть незначительными элементами, друг от друга, поскольку мастер не может полностью повторить рисунок. То есть произведения декоративно-прикладного искусства можно считать единственными в своем роде.

Дизайн — самостоятельный вид проектно-конструкторской деятельности, имеющий свою специфику, которая заключается в синтезе искусства и промышленного производства.

Первый, кто попытался систематизировать предметы дизайна, был исследователь Дж.Дорфлес, предложивший исходить из на­личия или отсутствия в них механизмов:

■ изделия, изготовляемые индустриальным способом, но лишен­ные какого-либо механизма (посуда, мебель, рекламные щиты, одежда и т.д.);

■ изделия, изготовляемые индустриальным способом, но функцио­нирующие только при наличии встроенного механизма (бытовая техника, автомобили, аппараты и т.д.);

■ изделия, выполняемые ручным способом.

Другая классификация Дж. Дорфлеса основывается на характере применения предметов дизайна.

Первая группа — изделия, имеющие престижно-статусный ха­рактер. В этом случае на первый план выступают знаковый и эсте­тический факторы. Примером служат те изделия, по которым можно определить статус человека, при этом абсолютно неважно, имеют

они механизм внутри или нет (часы, посуда, одежда, автомобили и бытовая техника, мебель и т.д.).

Вторая группа — изделия, имеющие внеличностный характер, где на первый план выступают утилитарно-практические факторы, другими словами, предметы, которые в целом обществу необходимы для нормального развития и жизнедеятельности, но человеку в лич­ном пользовании не нужны (например, железнодорожное полотно, вышка для линий электропередачи и т.д.).

В настоящее время выделяют следующие виды дизайна.

Наши рекомендации