По функциональному назначению.

Индустриальный дизайн. Охватывает широчайший круг объек­тов — от самых незначительных и простых до глобальных и слож­ных. Первая группа — создание объектов наукоемких, технически сложных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства (продукция машиностроения и станкостроения, сред­ства транспорта, вооружение). Вторая группа — создание пред­метов всеобщего потребления (мебель, посуда, игрушки, бытовые приборы, аппаратура и т.д.).

Графический дизайн. Также продолжает многовековые традиции, один из наиболее распространенных видов дизайнерского твор­чества. Приобрел большее звучание в тот период, когда возникла необходимость рекламы (начало XX в.). Выполняет роль условного визуального посредника между производителями и потребителями. Это касается не только взаимоотношений торгового характера, но и любых взаимовыгодных отношений в различных общественных формациях. Сфера использования графического дизайна велика: упаковки, этикетки, открытки, разработка фирменных знаков, шрифтов, рекламные щиты, объявления, афиши и т.д.

Компьютерный дизайн. Из вспомогательного переходит в са­мостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с веб-сайтами в Интернете. Построение графических изображений, всей системы информации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды (интерьеры и внешняя архитек­турная среда вокруг архитектурных сооружений). Здесь имеются в виду решения интерьеров и оборудования общественных, про­изводственных зданий, жилых помещений, которые имеют свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов.

Оформлению архитектурной среды не всегда придавалось важ­ное значение. В прошлые столетия акцент чаще всего ставился на самой архитектуре, ее стилистическом и конструктивном оформлении. И только в 60-е гг. XX в. методы дизайна стали широко при­меняться при формировании среды. Появились благоустроенные пространства городов, возникло новое направление — ландшафт­ный дизайн, который потеснил традиционные садово-парковое ис­кусство и ландшафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций (праздничное оформление среды жизнедеятельности). Является промежуточным звеном между графическим дизайном и дизайном архитектурной среды. Обладая свойственными только ему характерными особенностями и традициями, способствует формированию эстетического вос­приятия и отношения к различным экспонатам, представленным на выставках

Дизайн одежды и аксессуаров. Направление сложилось давно, поскольку вопросы моды всегда волновали человечество в целом и женскую его часть особенно. Но индустрия одежды и аксессуа­ров в тесном их взаимодействии приобрела новое звучание лишь в последние десятилетия.

Арт-дизайн. Его специфика заключается в реализации худо­жественно-эстетической идеи в процессе создания образа. Изделия лишаются утилитарной функции (если и сохраняют, то в меньшей степени). Таким образом, предметы арт-дизайна становятся ис­ключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку оригинальных по своей форме, идее, технике изделий опыт произведений арт-дизайна все шире используется в проектирова­нии продукции индустриального дизайна.

2. По характеру участия человека в процессе изготовления изделий.

ü Автоматизированный дизайн. Предметы выполняются исключи­тельно автоматическим способом при косвенном руководстве чело­века (изделия, собираемые автоматами на конвейерных линиях).

ü Частично автоматизированный дизайн. Изделия выполняются при равном участии в процессе изготовления как автоматов, так и человека (человек выполняет творческую часть работы, а авто­мат — механическую).

ü Ручной дизайн. Его изделия выполняются только ручным спосо­бом, что делает его особо ценным.

3. По степени отношения ко времени.

ü Архаический дизайн. Создание изделий, отражающих традиции и идеи прошлого (исторические костюмы для спектаклей, маска­радов, праздников; татуировки; мебель и т.д.), использование из­делий, выполненных в прошлых эпохах с целью их модернизации (винтаж).

ü Актуальный дизайн. Отражает идеи современности и направлен на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня.

ü Футуристический дизайн. Наглядная модель, раскрывающая идеи будущего, а также прогнозирующая потребности и эстетиче­ские воззрения будущего поколения.

Наши рекомендации