Эмоционально-выразительные средства как составляющие синтактики информационного продукта. Технические средства. Их виды и роль в деятельности журналиста.

Синтактика – представляет собой формы связи между объектом и информационным продуктом. Способы и формы воплощения, креативной подачи информации.

На базе естественного языка постепенно формируется еще один специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредствам которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС).

Первый ряд элементарных выразительных средств: фактологический или, если коротко – факты. Факт служит не только воспроизведению событий, из которых складывается ситуация, не только воспроизведению облика действующих лиц, но и воссозданию обстановки происходящего – характерных деталей. Кроме того, посредствам фактов журналист указывает на связь реальной конкретной ситуации с масштабной проблемой, прочертить причинно – следственные связи происходящего, продемонстрировать степень своей включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий в условиях, альтернативных сложившимся. В зависимости от этого факт в тексте приобретает то меньшую, то большую меру конкретности.

Образный ряд ЭВС в журналистике («образы») складывается из прецедентов истории и деятельности исторических лиц, из фрагментов художественных произведений и характеров их героев, из фольклорных сюжетов и притч. Существует много вариантов их применения. Но любой из образов требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: С одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности. Однако, разные представители аудитории могут по – разному воспринимать один и тот же образ в зависимости от собственного жизненного контекста.

Чтобы авторская позиция могла быть воспринята как можно точнее, а журналистском тексте оказался востребован еще один ряд элементарных выразительных средств – нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых запечатлен социальный опыт. Однако они иного свойства: в отличие от образов, вызывающих у адресата информации конкретно – чувственные представления, нормативы представляют собой суждения, в которых воплощены те или иные установки общества и которые воспринимаются как некая формула.

Технические средства.

В творческий процесс журналиста технические средства активно включились после изобретения фотоаппарата и радио, определив путь внутрипрофессиональной специализации. Позднее, с изобретением TV, к фотоаппарату и магнитофону, ставшим олицетворением фотожурналистики и радиожурналистики, добавилась видеокамера, определившая развитие еще одной ветви журналистики – телевизионной.

Телефон. Для современного журналиста – технический элемент творческого процесса, одно из условий его успешности.

Оперативные средства связи, которые могут быть использованы в ходе творческого процесса и предполагают наличие у журналиста определенных профессиональных умений. Второе звено в «техническом парке» журналиста – средства фиксации информации. Это блокнот, диктофон, электронные блокноты.

Радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Акус-тичность радио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания.

Говоря о содержании термина «радиоязык», неверно отождествлять его с одной из составляющих – только со словом. Значение этого термина значительно шире, оно охватывает сложную структуру звуковых элементов, формирующих содержание и структуру любого радиосообщения, т.е. включает в себя как равноправные речь, музыку и шумы.

Звуковые сообщения способны производить в человеческой психике, подсознании и сознании потаенные, скрытые, внутренние эффекты, механизм которых еще не до конца познан наукой. Они активизируют сферу воображения. Эвфония (звукопись), которая широко использовалась, к примеру, в поэзии символистов, создавала впечатление окрашенности поэтического текста. Известно явление синестезии (соощущения), когда в акустическом восприятии активизируется зрительный ряд, возникает «цветной слух», переживаются цветовые ассоциации (здесь можно вспомнить искания русского композитора Скрябина), причем такие ощущения способны вызываться не только музыкальными произведениями, но и вербальными сообщениями. Чрезвычайно важны и активно изучаются в наше время средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку, которыми занимается паралингвистика: это мелодика, паузы, звуки-«заполнители», речевые жесты и др.

Выразительные средства в печатном тексте:

Тропы и фигуры – «намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл».

Троп – изменение основного значения слова

Метонимия – преренос названия по смежности (лес поет вместо все птицы в лесу поют)

Синекдоха – перенос названия от большего к меньшему и наоборот, допускает употребление части вместо целого, собственного имени вместо нарицательного (волна вместо море, Цицероны вм. ораторы и т. п.)

Сравнение – уподобление одного явления или предмета другому ("Безумье вечное поэта - Как свежий ключ среди руин..." (В. Соловьев)

Метафора – перенос прямого значения к косвенному (Острый язычек); слово, употребленное не в собственном, а в переносном смысле, образное выражение (река времени)

Олицетворение - особый вид метафоры: перенесение человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления (река играет, море смеялось)

Фигура – оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мысли говорящего.

Анафора – повторение в начале пердложения одного и того же слова или группы слов

Наши рекомендации