Основные выразительные средства дизайна

Формообразование является одним из выразительных средств дизайна. Формообразование позволяет добиться упорядоченности композиции. При этом упорядоченность предполагает нахождение таких условий, при которых каждая часть расположена подобающим образом по отношению к другим частям и с учетом их функций.

Любой объект дизайна требует соблюдения иерархии формы и пространства. Однако наличие порядка без разнообразия может привести к монотонности и скуке, а разнообразие без порядка ведет к хаосу.

Рациональность характеризуется соблюдением двух главных условий. Первое — это установление прямой связи формы с ее функциональным содержанием. В этом случае форма решает ши­рокий крут задач, прежде всего утилитарных. За счет этого она становится комфортной в своих функциональных качествах, мак­симально полезной и рациональной для человека.

Важное качество рациональности — это эффективная кон­структивная разработка формы, что предполагает достижение ее прочности, несмотря на максимально высокий уровень технологи­ческого исполнения. Конструктивная разработка напрямую связана с эргономикой дизайнерской формы. Эти качества направлены на достижение соответствия формы самому человеку с его физиоло­гическими особенностями.

Второе условие рациональности заключается в необходимости четкой рациональной разработки собственно художественной фор­мы объектов дизайна. Художественная сторона, так же как и любая другая, охватывает область не столько функционального, сколько художественного формообразования.

Тектоника означает соответствие формы объектов дизайна конструкции, которая становится определенным композиционно- пластическим средством формообразования. Эффективность использования тектоники в дизайнерских формах обусловлена решением двух противоположных задач. Первая связана с прямым раскрытием в форме ее конструктивной основы. Вторая — определяется ее закрытием путем декорирования основы. Сегодня поня­тие тектоники определяется успешным решением обеих задач.

Структурность сегодня рассматривается как внутреннее строе­ние художественной формы. Цель структурного формообразования заключается в нахождении гармоничной связи между элементами, которые составляют форму. При условии отсутствия соподчиненности форма приобретает характер монотонности, нечеткости или, наоборот, излишне пестра, хаотична. В этом случае элементы объек­тов дизайна либо вообще не выделяются, становясь единой массой, либо образуют некую сумму, нарушающую целостность формы.

Таким образом, крайними состояниями структурного сопод­чинения композиционных элементов можно считать их однород­ность и разнородность. Однородная соподчиненность заключается во взаимодействии элементов, равных по всем своим качествам и свойствам. Разнородность соподчинения обусловлена наличием структурной связи элементов, имеющих разные композиционные решения.

Гибкость как выразительное средство дизайна получило распро­странение совсем недавно. На первый взгляд оно может показаться противоречащим главному классическому принципу построения композиции в дизайне — ее завершенности. Однако данное про­тиворечие устраняется тем, что дизайн имеет футуристичный ха­рактер, реализовать который в образе можно при условии наличия гибкости построения формы.

Развитию гибкости в дизайне способствуют системы, приспосаб­ливаемые к изменяющимся функциональным и художественным требованиям общества. Их построение основывается на совме­щении двух общих, противоположных по сути, тенденций: уни­версализации и индивидуализации формы. Прямым следствием соблюдения принципа гибкости в дизайне является органичная модификация формы.

Целостность представляет собой единение всех элементов, форм, деталей в каждом отдельном объекте дизайна и его сочетаемость с местонахождением. Если говорить о предметах интерьера, то каж­дый из них должен подчеркивать общий стиль всего интерьера.

Важнейшее свойство целостной композиции — системность, которая определяется соответствующим подходом к формообразо­ванию или его системным методом.

Пластика формы характеризует соотношение форм друг с дру­гом по отношению к основе объекта дизайна. Характеристикой пластики является пластичность, раскрывающая ее свойства.

Органичность в дизайне определяет построение композиции с учетом закономерностей формообразования, основывающегося на природных формах. Это обусловлено тем, что природа всегда являлась для человека не только источником вдохновения, но и об­разцом для подражания. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом подражании природным формам, а об их творче­ском осмыслении с целью органичного преобразования в дизайн- формах. Осмысление форм природы осуществляется в нескольких направлениях.

Образность — такое выразительное средство дизайна, которое характеризуется раскрытием художественного замысла. Образность является самым показательным средством, благодаря которому зритель сильнее и глубже воспринимает все объекты дизайна, которые, в свою очередь, оказывают эмоционально-эстетическое воздействие.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Составьте таблицу видов дизайна.

2. Разработайте презентацию по дизайну.

3. Сделайте подборку плакатов, выполненных в разные историче­ские периоды и в различных стилистических направлениях.

Наши рекомендации