Методика ознакомления с произведениями архитектуры

Общие положения

Широкие возможности в эстетическом воспитании и творческом развитии ребенка имеет искусство архитектуры. Приобщение до­школьников к изучению и активному использованию в своем твор­честве архитектурных форм при построении образов не только спо­собствует формированию конструктивных умений, но и расширяет сферу познавательных интересов, позволяет детям разнообразить свои постройки, делать их интересными и конструктивно вырази­тельными.

В искусствознании вопросы об определении сущности архитек­турных форм и их ценности в социально-эстетическом плане рас­смотрены в исследованиях И. А. Бартенева, Г. Б. Бархина, А. К. Бурова, Б.Гроппиуса, В.JI. Глазычева, А.В.Иконниковой, Б.Ю. Циркунова, Ю.С.Яралова. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах В.В.Алексеевой, А. В. Бакушинского, А. А. Грибовской,

Г.Г.Григорьевой, Н.В.Гросул, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Б.М.Неменского, Н.П.Сакулиной, Е. А. Флёриной и др.

Чтобы дети усвоили информацию об архитектуре, получаемую на занятии, следует задействовать их зрительные, слуховые и тактильные анализаторы, стремясь создать целостное представление об изучаемом объекте. В методическом плане необходимо:

- выделение этапов, методов и форм ознакомления с архитек­турой;

- определение сензитивного периода для ознакомления и общих особенностей работы с детьми разных возрастных групп;

- разработка методических рекомендаций для ознакомления с архитектурой с учетом специфики возраста.

Первый этап, ознакомительно-игровой. Детям предоставляет­ся возможность самостоятельно рассмотреть объект архитектуры. В зависимости от возможностей дошкольного учреждения знакомство может проходить в естественной для архитектурного сооружения среде или по фотографиям, макетам, слайдам, фильмам.

От первой встречи с искусством архитектуры зависит очень мно­гое. Здесь важна заинтересованность детей. Дети должны сами рас­смотреть сооружение с различных сторон, потрогать какие-то его детали (если это возможно).

Целенаправленную, содержательную беседу проводить не стоит, поскольку ребенка притягивает все новое и неизученное. Его вни­мание сконцентрировано на внешних раздражителях, и соответствен­но информация, полученная в момент его увлечения новым объектом изучения, может не усвоиться в полной мере и потребует повторно­го озвучивания. В процессе самостоятельного, непринужденного, свободного изучения дошкольники улавливают суть произведения, его образную структуру, вычленяя самое главное.

На практике первый этап ознакомления выглядит примерно следующим образом. Если изучается реальный объект, то дети с неудержимой силой стремятся все исследовать непосредственно. Они обходят здание вокруг, пытаются проникнуть во все двери и проемы, чтобы удовлетворить свое любопытство, потрогать все выступающие элементы архитектуры, которые доступны для них. Поэтому роль педагога сводится к тому, чтобы уберечь детей от опасности или скорректировать их поведение в соответствии с нормами.

Если же ознакомление проходит опосредованно, то у макетов есть преимущество перед другими средствами (фотографиями, слайдами и пр.), поскольку макет — это тот же самый объемный объект архи­тектуры, который можно рассмотреть со всех сторон, детально изу­чив его элементы в непосредственном контакте. И здесь функция педагога заключается уже в охране макета от полного его разбора детьми

После того как дети удовлетворили свою познавательную пытли­вость, целесообразно предложить им изобразить то архитектурное сооружение, которое они самостоятельно изучали, используя для этого любые материалы, техники и виды творчества (рисование, лепку, аппликацию и конструирование). По результатам детского творчества можно будет составить представление о степени изучен­ности обследованного архитектурного сооружения и определить на­правления дальнейшей работы с учетом полученных впечатлений и представлений.

Второй этап, ознакомительно-обучающий. Целенаправленное изучение архитектурного сооружения, сопровождаемое беседой. Цель этапа — познакомить дошкольников с особенностями архитектурной конструкции, подробно рассмотреть архитектурные формы, выделить образную структуру сооружения. Беседа должна иметь четкую струк­туру быть продуманной, содержательной и интересной детям. От возраста детей зависят содержание и форма беседы. Чем младше дети, тем непродолжительней она должна быть. От длительного сообще­ния, даже при условии его эмоциональной окрашенности, младшие дошкольники могут утомиться. Это приведет к снижению внимания, что повлияет на усвоение знаний.

Какая бы форма ознакомительной беседы ни была выбрана педа­гогом, важно не только давать детям специфичные знания, раскры­вающие строение изучаемой архитектуры, но и проводить аналогии с природными объектами, явлениями, формами, использованными в объекте. В этом случае у детей будет формироваться система знаний об окружающем мире (природном и рукотворном), которую они смогут применять в различных видах деятельности.

В ходе беседы важно вовлекать детей в процесс сооткрытия, а не давать готовые знания. Когда дошкольники пытаются с помощью наводящих вопросов, проблемных ситуаций самостоятельно прийти к каким-то выводам, эти знания оказываются более прочной основой художественно-изобразительного опыта. Момент включения детей в качестве активных участников беседы позволяет им ощутить доверие взрослого, состояние равенства партнеров. Это очень важно для личностного становления ребенка.

После беседы можно предложить детям изобразить архитектурное сооружение, выбирая любые формы.

Третий этап, ознакомительно-углубленный. Он предполагает детальное изучение отдельных архитектурных форм, элементов, ко­торые наиболее интересны, доступны детям дошкольного возраста и которые могут впоследствии использоваться ими в собственном творчестве.

Чтобы дети усвоили конструктивно-образную специфику архи­тектурного сооружения, целесообразно использовать фотографии, слайды, фильмы, схемы, которые позволят рассмотреть особенности той или иной формы или декоративного элемента.

На этом этапе изучаются составные элементы рассматриваемого объекта, техники, материалы, примененные для его постройки.

С по­мощью различных видов ТСО становится возможным разглядеть, к примеру, рисунок купола, который не виден, если смотреть на храм с земли. Если второй этап позволяет составить целостное представ­ление об архитектуре, то третий этап наполняет эту целостность специфическими знаниями, раскрывающими различные стороны архитектурной постройки. Третий этап служит неким итогом в про­цессе ознакомления, когда к общей картине добавляются отдельные штрихи, делающие ее более выразительной.

Форма ознакомления на этом этапе может быть самой разно­образной. Все зависит от возрастной группы детей и своеобразия архитектурного сооружения.

После того как дошкольники расширили свои представления в процессе детального изучения, можно им предложить вновь изобра­зить архитектурную постройку, для того чтобы иметь представление, каким образом происходит усвоение знаний и как формируется об­раз конкретного объекта архитектуры.

Четвертый этап, ознакомительно-закрепительный. В ходе него происходит анализ степени усвоения дошкольниками полученных знаний и умений. Для проведения аналитической работы целесо­образно использовать дидактические игры, позволяющие, с одной стороны, проверить, насколько эффективна вся проведенная работа. С другой стороны, игра выполняет в этой ситуации не только диа­гностическую функцию, но и обучающую, закрепительную.

Если кто-то из детей по каким-либо причинам не смог усвоить в полной мере отдельные вопросы, то в игре у него появляется воз­можность восполнить или закрепить эти знания. В ходе игры можно предложить детям изобразить понравившееся архитектурное соору­жение или отдельную архитектурную форму. После этого подводит­ся итог усвоения дошкольниками правил и законов архитектуры. Дидактические игры, раскрывающие художественно-конструктивные особенности архитектуры, после того как педагог объяснит их суть, могут использоваться дошкольниками в самостоятельной игровой деятельности. Для того чтобы игры были содержательно интересны детям продолжительное время, необходимо разработать различные варианты игр, предполагающие усложнения.

Наши рекомендации