Григорьева Галина Григорьевна
Москва 2000
УДК 72.874/.875.12(075.8) ББК 74.268.51я723 Г83
Федеральная целевая программа книгоиздания России
В написании пособия принимали участие 3. А. Боброва (§ 2 в гл. V), Д. В. Сергеева (§ 3 в гл. V)
Рецензенты:
кандидат психологических наук, зав. кафедрой детской психологии Нижегородского педагогического университета Е. Е. Дмитриева;
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики Нижегородского педагогического университета Н. Г. Комратова
Григорьева Г. Г.
Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. - 344 с.
В пособии раскрываются вопросы развития личности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Особый акцент сделан на овладении ребенком разными видами этой деятельности и развитии его творческих способностей. Даны классификация и характеристика педагогически обоснованных методов занятий с детьми. Работа педагога рассматривается как непременное условие решения возникающих проблем.
Адресованное студентам высших педагогических учебных заведений, пособие может быть интересно и полезно студентам педагогических колледжей и училищ, практическим работникам дошкольных учреждений.
Учебное издание
Григорьева Галина Григорьевна
Развитие дошкольника в изобразительной деятельности
Учебное пособие
Редактор Л. И. Хлопова. Оформление серии: В.И.Феногенов.
Технический редактор Р. Ю. Волкова. Компьютерная верстка: С. В. Старовойтова.
Корректоры Г. В. Абатурова, В. И. Хомутова
Подписано в печать 29.12.99. Формат 60x90/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 21,5. Тираж 20000 экз. (1-й завод 1-10000 экз.). Заказ №2266.
ЛР № 071190 от 11.07.95. Издательский центр «Академия».
105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс (095)165-4666, (095)367-0798, (095)305-2387.
Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.
I8ВN 5-7695-0326-2
©Григорьева Г. Г., 2000
© Издательский центр «Академия», 2000
ПРЕДИСЛОВИЕ
От специалиста в сфере дошкольного образования требуется в первую очередь знание психологии ребенка-дошкольника, понимание общих закономерностей его развития, возможностей для полноценного психического развития в условиях разных видов деятельности, в том числе в изобразительной. На этой основе происходит овладение методикой воспитания и обучения, позволяющей реализовать эти возможности.
Современная система подготовки специалистов по дошкольному образованию включают целый комплекс наук, призванных обеспечить, обосновать практическую деятельность воспитателя.
Однако анализ массовой практики дошкольного образования показывает, что педагоги не всегда умеют гибко, вариативно, творчески применять общие теоретические знания в конкретной работе с детьми. Так, главный ориентир современного дошкольного образования на развитие личности, общее психическое развитие ребенка в условиях конкретных видов деятельности часто остается на уровне деклараций. Общение и деятельность (в данном случае изобразительная), общепризнанные как основные условия развития личности, в педагогическом процессе ДОУ чаще всего имеют узкодидактическую направленность. Их роль сводится к формированию знаний, умений, навыков, безусловно важных, но не единственных в развитии ребенка.
Педагогическое творчество практиков чаще всего не имеет достаточного теоретического обоснования - это в лучшем случае, в худшем - оно эклектично и ошибочно.
Все эти и другие недочеты массовой практики обусловлены и характером подготовки специалистов, в частности отсутствием у них системных знаний, отражающих взаимосвязи между комплексом дисциплин, призванных обслуживать педагогическую деятельность.
Педагог-практик объективно поставлен в ситуацию, когда он ежедневно должен применять знания по общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, анатомии и физиологии, педагогике и другим дисциплинам, руководя конкретным видом деятельности, в конкретной возрастной группе, общаясь с отдельным ребенком. Эта задача оказывается для педагога довольно трудной. Одна из причин отсутствия системных знаний кроется в несовершенстве учебных планов вуза, программ по конкретным предметам, технологий и методик обучения. В учебных пособиях конкретный материал по предмету также не всегда подается как часть общей системы знаний, необходимых студенту.
Конечно, педагог обязан сам выстраивать систему психолого-педагогического обеспечения любого методического вопроса в соответствии с конкретными задачами. Однако для этого междисциплинарная теория воспитания и развития ребенка-дошкольника должна усваиваться в течение всех лет обучения студента в вузе, проверяться и уточняться в ходе практической подготовки. Содержание и технология преподавания каждого предмета, в частности методики обучения изобразительной деятельности, должна быть как «подсистема» в реализации этой общей задачи.
Дело осложняется тем, что в науке нет однозначных ответов на многие вопросы. Так обстоит дело с проблемами деятельности, личности, способностей, творчества и др. Для их практической реализации нужна интегративная, междисциплинарная теория.
Предлагаемое учебное пособие - попытка авторов помочь будущим педагогам в решении практических проблем путем интеграции материала детской и педагогической психологии, педагогики, теории искусства с методикой воспитания и обучения детей в изобразительной деятельности. Иными словами, сделана попытка в интегрированном системном виде представить психолого-педагогический материал, обслуживающий данный предмет. Авторы старались реализовать эту задачу как принцип, не претендуя на полноту. Поэтому уже название пособия ориентирует на развитие ребенка - главный смысл введения изобразительной деятельности в систему воспитания детей.
Теоретический раздел открывается проблемой развития личности: анализ, отбор, интерпретация и систематизация материалов многоаспектных психологических исследований и некоторых учебных пособий сделаны с определенных авторских позиций. Предпринята попытка интегрировать положения психологической и социологической трактовок личности с учетом степени их значимости, возможности и необходимости реализации в условиях детской изобразительной деятельности.
В параграфе, посвященном развитию ребенка как субъекта изобразительной деятельности, последняя характеризуется как целостное явление, с анализом мотивов, целеполагания, комплекса действий, результата. Авторы попытались определить «предметное содержание» (В.В.Давыдов) детской изобразительной деятельности и развитие ее в онтогенезе. Поднимается вопрос об освоении этой деятельности ребенком, а значит, и становлении его как субъекта этой деятельности. Формирование ребенка как субъекта любой деятельности немыслимо в отрыве от общих особенностей этого периода в его жизни и деятельности. Поэтому детская изобразительная деятельность рассматривается нами не изолированно, а в более широком контексте периода раннего и дошкольного детства. Положение ребенка в обществе, особенности его социализации, ведущий тип его отношения к окружающему миру и, как следствие, ведущий вид деятельности существенным образом определяют не только отличие детской изобразительной деятельности от соответствующей деятельности взрослых, но и своеобразие ее на каждом возрастном этапе.
Поэтому детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов его деятельности в этот период. В связи с этим следует шире понимать воспитательные возможности изобразительной деятельности, не сводя их к развитию умений и навыков. Именно поэтому изобразительную деятельность следует рассматривать как специфическую подсистему более общей системы - дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях - в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей. Поэтому в учебном пособии анализ собственно изобразительной деятельности детей дан в тесной связи с психологией ребенка, общими проблемами воспитания и обучения дошкольников, с теорией изобразительного искусства и художественной деятельности.
Проблема способностей как свойства личности рассматривается в связи со спецификой изобразительной деятельности вообще и детской в частности. В пособии представлены разные подходы к проблеме, предпринятые отечественными психологами и педагогами. Авторами сделана попытка проанализировать их и соотнести между собой.
Проблема творчества как одна из сущностных характеристик изобразительной деятельности и личности обсуждается особо, но во взаимосвязи с этими проблемами. В психолого-педагогической литературе термины «изобразительная деятельность», «изобразительное творчество» часто фигурируют как равноценные. В общем контексте пособия авторами используются оба термина. Однако при строгом рассмотрении термин «деятельность» понимается как более широкий, субстанциональный. «Творчество» - скорее качественная характеристика деятельности, один из показателей ее развития и тенденция развития. Поэтому выделение специальной главы, посвященной творчеству, - не противопоставление ее по содержанию главе, раскрывающей особенности изобразительной деятельности, а более глубокая характеристика этой же деятельности, но с иных позиций. Скорее всего, это анализ творческой деятельности ребенка вообще, вполне применимый для характеристики любого вида деятельности, но с учетом специфики его средств и способов (не случайно в пособие включен материал по ручному труду).
Логика этой главы обусловлена субъективной позицией автора в понимании доступности материала студентам именно в таком изложении: от анализа своеобразия продуктов детской деятельности к анализу своеобразия процесса его создания и, наконец, к объяснению причин этого своеобразия. Эта позиция проверена многолетним опытом преподавания автором данного предмета в вузе. Таким образом, отбор и компоновка содержания пособия обусловлены стремлением автора представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.
В содержании книги реализуется деятельностный подход в решении проблем развития личности. Эта позиция проявилась:
а) в реализации основного положения психологии о главенствующей роли деятельности в развитии ребенка;
б) в принятии возрастной периодизации развития детей (Д.Б.Эльконин, А. Леонтьев), сделанной на основе анализа изменения социальной ситуации развития ребенка и cоответствующего ей ведущего вида деятельности;
в) в раскрытии своеобразия детской изобразительной деятельности и задачи ее формирования у детей как одной из основных;
г) в трактовке педагогической деятельности взрослых, содержательного взаимодействия их с детьми как основного условия амплификации развития ребенка в изобразительной деятельности.
Безусловно, на целостность, системность материала пособия повлияло и наше признание приоритетности реалистического метода в искусстве, предназначенном для детей. Метода, который предполагает раскрытие в художественном образе закономерных типичных явлений при одновременной индивидуальности их видения и выражения художником.
С этих позиций мы подходим и к пониманию детского изобразительного творчества. Большая роль подсознательных факторов, интуитивных моментов в художественном отражении и самовыражении как взрослого, так и ребенка не противоречит реалистическим, объективно понятным людям содержанию и формам художественного образа.
Содержание и язык реалистического искусства легче воспринимаются дошкольниками потому, что они только еще познают, непосредственно открывают для себя окружающий мир наглядным и действенным способом. Художественные образы дети невольно соотносят с тем, что видят вокруг себя, и именно поэтому дошкольники тяготеют к реалистическим формам при восприятии искусства. Что касается их собственной изобразительной деятельности, то и в ней дети пытаются познать и реалистически отразить окружающий их мир так, как видят, как понимают.
В пособии широко используется термин «обучение». Обучение понимается нами не как узкодидактическая деятельность только на занятии. Обучение понимается широко - как одна из форм целенаправленного, организованного взрослым общения с ребенком, как процесс передачи взрослым и активного усвоения ребенком социального опыта. В процессе такого взаимодействия и происходит усвоение опыта и взаиморазвитие личности ребенка и педагога.
Структура учебного пособия определена основной целью авторского коллектива - содействие подготовке педагога, хорошо ориентирующегося в основных проблемах детской, педагогической психологии и дошкольной педагогики; умеющего видеть их конкретное проявление в детском творчестве, в детской изобразительной деятельности, а затем способного гибко, вариативно, творчески использовать эти знания при решении частных методических вопросов. Более конкретно это выражается в умении понимать, чувствовать ребенка, его деятельность, видеть в ней возможности развития малыша, знать и уметь создавать условия для этого развития.
При изложении материала пособия основные принципиальные положения повторяются неоднократно, но это не случайные повторы. Они сделаны в разных контекстах, включены в разные взаимосвязи. Такой подход также нацелен на формирование у студентов системных знаний.
В основу содержания пособия положены материалы в первую очередь отечественной психолого-педагогической науки. В понимании детской изобразительной деятельности, возможностей и путей развития ребенка в ее условиях авторы стоят на позициях школы известного ученого, тонкого знатока проблем детского творчества Н.П.Сакулиной и ее учеников (Т.С.Комарова, Л.А.Раева, Т.Г.Казакова и др.). Идеи талантливого педагога Е.А.Флериной органично вошли в исследования представителей этой школы.
Раздел первый
ГЛАВА I
Содержание и структура
ГЛАВА II
Этапы творческого акта
Показатели творчества,
Показатели творчества,
Показатели творчества,
Условия развития творчества
Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству) и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.
Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной Жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником тем специальных занятий по изобразительной деятельности.
В последние годы в ряде дошкольных учреждений занятия по изобразительной деятельности проводят специалисты. На наш взгляд, «разделение труда» между разными специалистами мешает целостному видению ребенка, пониманию его в сложных и взаимосвязанных проявлениях когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности. Фрагментарность видения и анализа проявлений ребенка мешает воспитанию целостной личности во взаимосвязи знаний, чувств и поступков. Прибегая к услугам специалистов, необходимо обеспечить их согласованную, совместную работу с другими педагогами и родителями.
В связи с этим особенно важно, чтобы такой специалист хорошо знал детей группы и каждого ребенка в отдельности. Он должен поддерживать постоянные контакты с воспитателем, знать общий план работы педагога или участвовать в его составлении, анализе результатов работы. По согласованию с воспитателем специалист включает в общее содержание работы с детьми все, что необходимо для последующей изобразительной деятельности (повседневное наблюдение за теми явлениями, которые будут изображаться, и т.д.). Очень полезно присутствовать ему на занятиях детей по другим видам деятельности, поддерживать взаимоотношения с родителями, советуя им в воскресные дни или в часы общения с детьми что-то понаблюдать, сходить с ребятами в музей и т.п.
Со своей стороны, основной воспитатель, учитывая содержание своей работы, может подсказать педагогу по изодеятельности какие-то темы, события, интересные для детей, помочь подготовить материал, участвовать в просмотре детских рисунков в свободное время, украшать ими интерьер и т.п. При проведении творческих занятий, где замысел формируется предварительно и индивидуально, только воспитатель, общающийся с детьми ежедневно, может вести эту работу по формированию замысла.
Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие дошкольника.
Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е.А.Флерина, Н. П.Сакулина, Л.А.Раева, Б. М.Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства.
В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, Должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной Деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей дошкольника в целом.
В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали Исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если Дано задание найти творческое решение (О. М.Дьяченко).
Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии.
О важности и трудности обеспечения эффективной мотивации говорил Б.М.Теплов. Применительно к деятельности, организованной педагогом, он писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять»1.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Б.М.Теплов особое внимание обращал на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение...»2. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах.
Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необязательно выражать восторг, тем более если для этого может не быть объективных оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческих потенций ребенка.
1 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия
АПН РСФСР. - Вып. П.-М.;Л., 1947.-С. 106.
2 Там же.
Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.
Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Бездумная эклектика средств не углубляет, не усиливает доминирующее чувство, а создает эклектику и в чувствах, что мешает творчеству. Б.М.Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необходимости индивидуального подхода к детям.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа1.
Все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
Существует мнение о возможности прямого формирования творческих способностей. Эта задача учеными решается по-разному. Широкое распространение получила в последние годы методика, прямо направленная на формирование способов творческого мышления путем поиска и разрешения противоречий, освоение своеобразных способов решения новых задач (так называемая ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера, элементы которой применил М.Н.Шустерман). Существует мнение, что творческие способности путем прямого обучения нельзя формировать. Не вникая в существо разногласий, скажем, что как и любые человеческие способности, творческие способности формируются прижизненно, в условиях общения людей. Поэтому воспроизводство их в новом поколении без прямого воздействия на детей взрослыми, а значит, без обучения невозможно. Нельзя при этом обучение понимать как прямой диктат, тренаж. К тому же интеллектуальное творчество (креативность) не исчерпывает понятие «творчество». Поэтому конкретные пути целенаправленного формирования творческих способностей различны. Один из путей предложил еще Л.Н.Толстой, занимаясь со своими учениками в Яснополянской школе. Восхищаясь талантами детей, он предложил путь развития их творческих способностей: сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей); совместное творчество взрослого и ребят; творчество детей с минимальной помощью взрослого; самостоятельное творчество детей.
Е.А.Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера' должна быть отдушина для творчества, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству.
1 Мотивацию (мотивы) учения детей на занятии не следует отождествлять с мотивами изобразительной деятельности в целом. Последние формируются в общей системе работы, в том числе и на занятии, характеризуют в основном самостоятельную изобразительнуго деятельность, проявляются и на занятиях.
Поэтому не следует сводить понимание обучения к способу решения узкого круга задач (формированию знаний и умений), сведению его к процессу механического «тренажа», «натаскивания» детей в рамках предельно формализованного обучения - занятия. Занятие происходит от слов «занимать», «занять», «занимательность», об этом тоже следует помнить. К сожалению, распространившееся в практике методических рекомендаций узкое понимание слов «обучение», «занятие» мешает правильному усвоению педагогами некоторых теоретических положений. Возникает своего рода боязнь этих терминов и даже стремление изобрести новые (типа «урока радости»), что «засоряет» педагогику и мешает взаимопониманию.
Создание изложенных выше условий развития творчества у детей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреждению. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании Б.М.Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.
Вышеизложенные рассуждения о своеобразии, условиях развития детской изобразительной деятельности, творчества имеют смысл, если помнить при этом другое замечание большого ученого: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми»1.
1 Деление условно, по доминирующему типу задач.
2 Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия
АПН РСФСР. - Вып.11.-М.;Л., 1947.-С. 112.
Раздел второй
ГЛАВА III
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специфика обследования
Образец
Образец- это то, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий на занятиях. В методической литературе к образцу относят работу, выполненную воспитателем, игрушки, скульптуры малых форм (в лепке), даже картины. Поскольку рассматривание картин, обследование предметов, в том числе игрушек и малой скульптуры, - самостоятельные методы обучения, то под образцом мы советуем понимать работу, выполненную воспитателем и предлагаемую для подражания. Длительное время в практике образец использовался как ведущий метод обучения. Злоупотребление образцом в ущерб другим основным методам обучения, таким, как наблюдение, рассматривание предметов и др., послужило причиной низкого уровня изобразительной деятельности детей. Видимая легкость, относительная грамотность исполнения работ почти всеми детьми в течение занятия привлекали внимание воспитателей к этому методу обучения. По справедливому замечанию Н.П.Сакулиной, дети, рисуя по образцу, рисовали по видению педагога и не учились самому главному умению в изобразительной деятельности - умению видеть предмет, явление. Результаты такого обучения проявились не только в однообразии, малой выразительности детских работ, но и, что самое важное, в неумении ребят самостоятельно изобразить любой несложный предмет, даже подобный тому, который учили изображать.
Специально организованное наблюдение, рассматривание предмета, учет и активизация детского опыта делают применение образца в предметном, сюжетном рисовании ненужным. В аппликации, декоративном рисовании образец является эффективным приемом, а в конструировании - и методом обучения. В декоративном рисовании, где приемы изображения условны, используют образцы для прямого следования и примерные варианты. Они демонстрируют детям приемы декоративного искусства в упрощенном варианте. Примерные образцы, как более трудные, используются в работе с детьми старшего возраста. Детям дают одновременно два-три примерных образа и помогают им увидеть общее и различное в них. После этого дошкольники получают задание следовать в своих работах общей особенности, а отличия изобразить по-своему. К образцу предъявляют ряд требований: выполнение в стиле народной росписи, грамотность, простота композиции, использование доступных для детей элементов и технических приемов.
Использование образца может быть различным по характеру и организации познавательной деятельности детей (от подачи детям готовой информации - способов изображения, когда от них требуется понимание и прямое воспроизведение, до организации частично поисковой деятельности - по вариативным или незаконченным образцам).
Прием показа способов изображения (способов действия) - один из важных в обучении дошкольников. Известно, что показ в старших группах занимает меньшее место, чем в младших. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным. Причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора. Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается. Когда предмет данной формы изображается впервые, показ осуществляет педагог (после соответствующего обследования). Непременным условием является пояснение взаимосвязи способа изображения и движения руки по контуру при обследовании. На последующих занятиях, где изображаются предметы той же формы, к показу способа изображения привлекаются дети.
Таким образом, прием показа может входить в структуру как информационно-рецептивного, так и репродуктивного метода. Если же организовать поисковую деятельность и дети могут демонстрировать найденные ими варианты изображения, то показ своих находок детьми входит в структуру эвристического метода, так как в ситуацию поиска ставятся все дети, а показ - как бы публичная демонстрация одного из вариантов изображения.
Беседа
Наряду с наглядными методами обучения изобразительной деятельности используются словесные методы и приемы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово), физиологической основой единства словесных и наглядных методов является учение И.П.Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения изобразительной деятельности является беседа. Беседа на занятиях по изобразительной деятельности - это организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.
Беседа используется обычно в первой части занятия, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце занятия, когда важно помочь детям увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.
В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, т.е. продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки из стихотворения, сказки), Дать х<