Награда за мировой вклад в развитие айкидо присуждена сенсею МасатакеФудзита.
На фоне старого Хомбу Додзё. 1967 г.
- Каким в те времена было додзё?
- ТогдаО'Сенсей много ездил между Токио и Ивама и никогда не оставался в Токио надолго. Я ходил на утренние тренировки, которые проводил сенсей Киссемару. Среди других учеников были сенсей СигеноруОкумура, НобуёсиТамура (сейчас он во Франции) и МасамичиНоро (он тоже во Франции). Там был еще довольно необычный парень, как мне тогда казалось, по имени сенсей СадатеруАрикава (смеется).
Многие из тех, с кем я тогда тренировался, все еще работают в айкидо. Многие открыли свои собственные додзё или руководят додзё отделений Айкикай. Я думаю, что очень важно ценить и сохранять связи, которые формируются в процессе совместных тренировок.
- Вы много лет работали в офисе Айкикай, а чем вы занимались перед этим?
- Семь лет я работал в правительственной организации СинСейкацуУндоКёкай («Новый стиль жизни атлетическая ассоциация»). Работа в ней заставляла меня много времени проводить в разъездах, поэтому со мной всегда была кейкоги, куда бы я ни отправлялся. Сегодняшнее отделение додзё в Хиросиме возникло именно в связи с этим, так же как Клуб айкидо университета Хиросимы. В Токио мой офис был расположен в районе Хибийа, и в том же районе было додзё в офисах Регионального суда Токио, и я тренировался там в то время, которое было отведено на обед. Это додзё все еще находится там и фактически является одним из первых появившихся в офисах и существующих до сих пор.
Награда за мировой вклад в развитие айкидо присуждена сенсею МасатакеФудзита.
В начале 2006 года сиханМасатакеФудзита был награжден PrizeofBudoMerits - знаком отличия за заслуги в области воинских искусств, который вручается ежегодно на старинном японском празднике Кагами-Бираки Советом девяти традиционных японских Будо: дзюдо, кендо (искусство обращения с мечом), кюдо (стрельба из лука), сумо, каратэ-до, айкидо, сёриндзи кэмпо (рукопашный бой), нагината (владение алебардой), дзюкендо (фехтование на штыках).
Церемония обычно проходит в зале Дворца воинских искусств NipponBudokan в Токио. Участники Совета выбирают по одному представителю от каждого направления боевых искусств, которые и удостаиваются этой почетной награды.
ПоинформацииTeru Ikeda, International Dept., Aikido World H. Q
Мы приводим выдержку из небольшого выступления сенсея Фудзиты по поводу вручения награды, переведенную для нас по нашей просьбе замечательной японской девушкой Хироши Сё, преподающей японский язык в государственном университета города Читы.
В айкидо нет соревнований. Это означает, что в айкидо нет победителей. Главное в айкидо - тщательно изучать техники и настойчиво повторять упражнения, стараясь достичь их внутреннего совершенства. Это отличается от спортивного состязания, которое нацеливает на победу. Нужно совершенствоваться в выполнении упражнений и закалять дух. Многие люди считают, что айкидо - это путь формирования личности. Нужно не бороться, не спорить с природой, не сопротивляться с помощью силы, а беречь согласие. Айкидо - это будо любви, которое имеет целью достижение всеобщей гармонии.
Техники айкидо предназначены не для нападения, а для защиты. Важно правильно понимать, что есть защита. Айкидо - это настоящее будо, которое ставит жизнь превыше всего.
Почему сейчас много людей занимаются айкидо не только в Японии, но и во всем мире? Я думаю, что их привлекает основной дух айкидо. Любой человек без различия пола и возраста может заниматься айкидо. Движения айкидо своеобразны и способствуют закаливанию тела и духа. В наше время айкидо необходимо потому, что оно востребовано, им можно заниматься всю жизнь, оно полезно для укрепления тела и духа и дает возможность обезопасить свою жизнь. Если айкидо распространится по всему миру, оно может стать частью современной общечеловеческой культуры. Вот почему так много людей возлагают надежды на айкидо.
Сегодня мир нуждается в будо, и оно стало интернациональным. Всем известный японский дух - это дух гармонии, присущий японской нации изначально. Я рекомендую этот дух гармонии всем, потому что это - путь искренности, понятный человеку любой национальности и любого поколения.
Я убежден в том, что японскомубудо принадлежит большое место в человеческой культуре.
СиханМасатакеФудзита, шихан Айкикай, 8 дан, родился 21 апреля 1937 года в Синкьо (современный Чаначун) в Манчжурии.
В 1948 году переселился в Саппоро (на Хоккайдо). В 1956 году поступил в университет Такусёку. В ноябре того же года начал заниматься в Айкидо Хомбу Додзё. После окончания университета в течение 7 лет работал в организации «Новый стиль жизни атлетическая ассоциация». В 1967 году он стал штатным сотрудником Айкикай. В настоящее время имеет 8 дан Айкикай.
Всеяпоная демонстрация айкидо, 1990 г.
Интервью с МасатакеФудзитой ("AikidoJournal")
- Насколько нам известно, ваш отец изучал айкидо в Манчжурии под руководством МорихеяУесиба?
- Да, но сначала он занимался дзюдо и продолжал практику дзюдо во время своей работы в Манчжурии. В Манчжурии существовало общество, члены которого изучали не только дзюдо, но и кендо, сумо и другие искусства. Мой отец был членом этого общества и знал достаточно много людей, занимающихся другими воинскими искусствами. Когда в Манчжурию был приглашен МорихейУесиба, благодаря именно этим знакомствам он узнал об айкидо. Он тренировался вместе с такими людьми, как Кендзи Томики (1900-1976), который был тогда профессором университета Кенкоку, и мастером сумо СабуроВакута (1903-1989), известным также под именем Тенрю.
В то время учениками айкидо были главным образом люди, обладающие опытом в других воинских искусствах. Многие из них имели высокий уровень в дзюдо, кендо и других единоборствах. Они должны были иметь соответствующую рекомендацию МорихеюУесиба.
- Какую работу выполнял ваш отец в Манчжурии?
- Он работал в Обществе Согласия (Кёвакай) (Прим. 1) - организации, созданной для выполнения правительственной работы «за сценой». Квантунская армия в Манчжурии была очень сильной. Верхушку правительства составляли китайцы, занимающие министерские и другие посты высокого ранга, а японцы имели в правительстве более низкое положение. Правительство, армия и Общество Согласия уравновешивали влияние друг друга. Например, если армия по какой-то причине задерживала лицо китайской национальности, мой отец оказывал этому человеку помощь и поддержку. Другими словами, три этих структуры представляли собой нечто вроде углов треугольника, противостоящих друг другу, и в этой ситуации положение моего отца давало ему достаточно авторитета, по крайней мере для того, например, чтобы предъявлять армии жалобы.
- Вы сами родились в Манчжурии?
- Да. В 1937 году в местечке Синкьо сейчас это город Чангчан. Мой отец родом из Саппоро (Хоккайдо) и в Манчжурию приехал прямо оттуда. Перед тем, как быть репатриированным обратно в Японию, он провел в Манчжурии в общей сложности 10 лет. В те дни ситуация там была очень сложной, и если бы была сделана хоть одна ошибка, я вполне мог остаться сиротой. Я говорю по-китайски, но только потому, что позже я изучал этот язык в университете. Когда я был ребенком и в Манчжурии ходил в школу, там говорили только по-японски. К сожалению, хотя в итоге я выучил китайский, плохие связи между Китаем и Японией не дали мне возможности применить в своей карьере знание языка. Но китайский я знаю очень хорошо, и буквально недавно в китайском ресторане в Лос-Анжелесе у меня спросили, китаец я или японец. С английским, однако, все иначе; он как будто старается спрятаться от меня куда-то очень далеко.
- Айкидо вы начали заниматься после возвращения в Японию?
- Да. После того, как я приехал в Токио поступать в университет. До этого я еще жил в Саппоро. Я всегда был физически очень активным и часто катался на коньках, ходил на лыжах и занимался плаванием. Когда я уезжал в Токио, мой отец велел мне зайти к сенсею Уесиба. Он не говорил мне о том, что мне следует заняться айкидо, а просто хотел, чтобы я передал от него привет. Я приехал в апреле, когда в школах Японии начинается учебный год, но оказалось, что для того, чтобы я смог увидеть сенсея Уесиба, кроме моего отца должен быть кто-то еще, чтобы меня представить. В результате я смог увидетьО'Сенсея и передать ему приветы от отца только в ноябре. Помню, что день был очень холодный. Я представился как сын Фудзита и извинился за то, что не мог прийти так долго. Тогда я не собирался заниматься айкидо и из того, что рассказывал мой отец, я понял, что айкидо напоминает дзюдо.
- Каким было ваше первое впечатление о сенсее Уесиба?
- Тогда я ничего не знал об айкидо, но в тот момент, когда увидел его лицо, я понял, что он был необычным человеком. Он сильно поразил меня. Мне было все равно, занимался он воинскими искусствами или чем-то еще, я просто знал, что в том, чем он занимается, нет никакой ошибки. Уже на следующий день я занимался в додзё.
Отец обеспечил мне возможность быть представленным сенсею Уесиба, но решение начать изучать айкидо было целиком моим собственным. Я мог просто передать приветы отца и отправиться домой, но по какой-то причине та первая встреча сО'Сенсеем заставила меня задуматься, и на следующий день я вернулся просить его взять меня в свои ученики. Раньше я не видел айкидо, но один только взгляд наО'Сенсея заставил меня принять решение, и я считаю это удивительным. Такие вещи иногда случаются, иногда нам везет на такие встречи.