Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться на слово.
Ход игры. С одной стороне зала находятся дети-птицы. На другой стороне располагают различные пособия – гимнастические скамейки, кубы, модули и т. д. – это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы улетают! » дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всему залу. По сигналу «Буря! » все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась! », дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по залу – «птицы продолжают свой полет». Страховка воспитателя обязательна.
Подвижная игра «Птички в гнёздышках»
Цель:учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Ход игры.С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, можно ввести новые правила: разложить 3-4 больших обруча – «в гнезде живёт несколько птиц». На сигнал: «Полетели птицы в гнёзда» - дети бегут, в каждый обруч встают 2-3 детей. Воспитатель следит, чтобы они не толкались, а помогали друг другу встать в обруч, использовали всю площадь, выделенную для игры.
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Ход игры: Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют).Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
Игра малой подвижности «Летает — не летает»
Ход игры:Дети идут в колонне по одному. Учитель называет различные предметы. Если предмет летает, например самолет, птица, то дети должны поднять в стороны руки и взмахнуть ими, как крыльями, если предмет не летает, то они не должны поднимать рук.
Тот, кто неправильно поднял руки, считается проигравшим
«Караси и щука»
Ход игры:Один ребенок выбирается щукой, остальные играющие распределяются на двегруппы.Однагруппаобразует круг – это камешки, другаягруппа – караси, которые попадают внутрь круга. Щука находится за пределами круга. По сигналувоспитателя:«Щука!»- она быстро вбегает в круг,стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-то из играющих и присесть, спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг и подсчитываются. Игра повторяется с новой щукой. По окончанииигрывоспитатель отмечает самых ловких водящих.
«Удочка»
Цель: Совершенствовать координационные способности, укреплять мышцы ног.
Ход игры:Играющие стоят в кругу, выдержит центре круга воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног. Описав мешочком 2-3 круга, воспитатель делает паузу, подсчитывает количество задевших за мешочек и дает указания по выполнению прыжков
«Ловля рыб»
Цель: закреплять знания детей о различных видах рыб, совершенствовать умение действовать по правилам.
Ход игры. Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии несколько шагов. Одна группа – «рыболовы» (их меньше), другая – «рыбы». В начале между ними происходит разговор:
- Что вы вяжете? – спрашивают рыбы.
- Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить?
- Рыбу.
- Какую?
- Щуку.
- Ловите!
- Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.
Сюжетно-ролевые игры.
"Космонавты"
Цель:расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Материал: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты..
Ход игры:воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
«Космическое приключение"
Цель:научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Материал: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Ход игры:ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.
«Рыбаки»
Цель: Закрепление представлений детей о рыбной ловле. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми Материал: Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки.
Ход игры: Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку, где вместе с детьми понаблюдать за рыбаками, обсудить вопросы: на чем передвигается по реке рыбак, какие бывают лодки, что ловит рыбак, чем он ловит рыбу, какие для этого нужны приспособления. Можно там же организовать встречу с рыбаком, задать ему интересующие детей вопросы. После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке». Родителей педагог просит на выходные дни взять детей с собой на речку, показать, как нужно ловить рыбу. Затем совместно с детьми можно соорудить лодки и весла из строительного материала, из длинных прутиков сделать удочки. Когда все приготовления к игре будут готовы, воспитатель может предложить детям поиграть самостоятельно. Во время игры педагог должен поддерживать возникший интерес детей к игре в «рыбаков» и направлять развитие сюжета, используя советы, вопросы, напоминания. Например, вопросы: На чем это вы плаваете? Куда плывет ваша лодка? Что вы в ней везете? Совет: «Договоритесь с капитаном, погрузите рыбу на пароход и везите в соседний город, в магазины». Обращаясь к девочкам: «Там, на пристани, привезли свежую рыбу. Не нужно ли вам купить рыбы?» и т.д.
Дидактические игры.
«Что лишнее?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель называет время года: «Весна». Затем перечисляет признаки разных времён. Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«Назови одним словом»
Цель:расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных.
Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник.
Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина
Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель.
Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет.
Падение капель оттаявшего снега.- Капель.
«Какое время года?»
Цель. Учить воспринимать текст стихотворения; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания основных признаках времён года.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«Весна»
Цель. Активизировать использование образной лексики в речи детей.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям такие вопросы: Какое солнце весной? Лучистое, золотое, яркое, оранжевое, жаркое, весеннее и т.д. Какой ветер весной? Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д. Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д. —Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная.
«Цветы»
Цель игры: научить детей любоваться растущим цветами, видеть и воспринимать их красоту, воспитывать у детей бережное отношение к прекрасным творениям природы; закрепить названия садовых растений.
Ход игры: Дети делятся на две команды. В одной команде каждый придумывает себе имя- название цветка, которое сообщает воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит: -Здравствуйте, цветы! -Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена,- отвечают им «цветы». Дети начинают перечислять названия цветов. Угаданные «цветы» убегают в сторону. В конце игры дети хором с воспитателем читают стихотворение. После игры весной дети могут посадить или посеять цветы.
«Подбери пришельцу ракету»
Цель:продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.
Материал:картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.
Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.
«Космическая пыль»
Цель: учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие. - формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.
Ход игры: 1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную: – Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.- Найдите большую голубую звезду. - Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д
«Найди лишнее»
Цели: развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;развивать память.
Ход игры: Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок.
Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
Предлагаемые наборы слов
1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.
2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.
3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.
4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.
5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.
6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.
7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.
8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.
9. Море, океан, река, озеро, пустыня.
10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.
11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.
12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.
13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.
15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.
В начале обучения детей игре набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.
«Узнай птицу по силуэту»
Цель:Закреплять знания о перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Материал:Картинки с силуэтами птиц.
Ход игры: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц.
«Кто как голос падает»
Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воробей — чирикает, ворона — каркает, голубь — воркует, синица — свистит, утка — крякает, соловей — поет, кукушка — кукует.
«Что лишнее»
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Материал: карточки с набором из 4-х слов(картинок).
Ход игры: три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
«Чего не хватает»
Цель: воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Ход игры: Воспитатель выставляет силуэты птиц(без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.). Дети должны сказать, чего не хватает у птиц
«Кто где живет»
Ход игры: Каждой паре детей достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями:
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
«Найди тень»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.
Материал:Карточки с изображением различных птиц, а также их теней.
Ход игры:Предложить ребёнку найти, где чья тень и соединить нужные картинки линиями.
«Угадай, чей хвост»
Цель. Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных
Материал: Картинки с изображением птиц без хвостов и отдельно картинки с хвостиками.
Ход игры: Дети самостоятельно ищут «хозяина» хвоста и проговаривают название птицы, называют, чей хвост
«Четвертый лишний»
Цель. Закреплять знаниядетей о рыбах
Ход игры. Воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнееслово:
1) заяц, еж, лиса, щука;
2) трясогузка, паук, скворец, акула;
3) бабочка, стрекоза, енот, сом;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, окунь;
5) пчела, стрекоза, енот, дельфин;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, скат и т.д.
«Назови ласково»
Цель:учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Щука-Щучка, сом-сомик, карась-карасик, окунь-окушек, кит-китик…
«Где спряталась рыбка»
Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.
Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.
Ход игры: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.
«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым.
«Кто где живет»
Цель: формировать умения детей соотносить изображение рыб с его местом обитания, правильно называя рыбу.
Ход: В игре принимают участие двое и более детей. Дети ставят картинку с изображением реки и моря, под картинку с соответствующим животным. Ведущий открывает карточки с рыбами, а у каждого игрока своя карточка с водоемами , а игроки забирают себе те, что им подходят. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.