Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата.
Общие сведения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050100.62 Педагогическое образование, Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства | |
Программа переутверждена на заседании выпускающей кафедры 18.04. 2014 | «Профессиональное и технологическое образование» |
Составитель (ФИО, ученая степень, должность, полное наименование кафедры) | Сполохова Е.А., доцент кафедры профессионального и технологического образования |
Рецензент – представитель работодателей (ФИО, ученая степень, должность, место работы) | Перминова Г.Н., преподаватель высшей категории женской гуманитарной гимназии г.Череповца; |
Цели практики.
Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки студентов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях, приобретение ими практических навыков, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих самостоятельную профессиональную деятельность.
Задачи практики.
- закрепление и актуализация полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- овладение необходимыми профессиональными и исследовательскими формами, методами, навыками и умениями в области обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику изобразительного искусства и народного творчества;
- организация взаимодействия с образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
Формы проведения производственной практики.
Педагогическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Примерная схема для анализа урока изобразительного искусства
- Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок «работает» на последующие уроки?
- Каков тип урока?
- Учтена ли специфика предмета «Изобразительное искусство» при разработке и проведении урока?
- Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
- Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, задачи развития? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса?
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
- Выделено ли главное, существенное на уроке?
- Какое сочетание методов и приемов обучения выбрано?
- В какой форме организована практическая творческая деятельность детей? Предусмотрен ли выбор темы, материала, формата и т.д.? Как осуществлялась оценка работы и ее результатов, какие критерии оценки были основными?
- Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся?
- Как была организована рефлексия? Каково ее значение для проектирования следующих уроков?
- Как использовался на уроке учебный кабинет, какие средства обучения применялись? Были ли методические ошибки при их использовании?
- Какова была роль педагогического рисунка на уроке? Каков уровень выполнения рисунка?
- За счет чего обеспечивалась в классе работоспособность школьников в течение всего урока, как поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение?
- Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось – почему?
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной (педагогической) практики
а) основная литература
1. Кузин В. С. Психология живописи: учебное пособие для вузов.-4-е изд., испр.-М.: ОНИКС,
2012.
2. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе.- М: Просвещение, 2010.
3. Педагогическая практика. Методические рекомендации по выполнению заданий практики.
Учебно-методическое пособие. – ЧГУ ИПиП, каф. ПиТО –электронный вариант, 2013.
б) дополнительная литература:
1 Выготский Л.С. Психология искусства.-Ростов н/Д: Феникс, 1998.
2 Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн : учебное пособие для вузов / Н. М. Сокольникова. - 3-е изд. - Москва : ИЦ "Академия", 2006. - 365 с. -31 экз..
3 Подласый И.П. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2007.-540 с-201 экз.
4 Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: рисунок, живопись, народное искусство, декоративное искусство, дизайн: учебное пособие для вузов.-3-е изд.-М: ИЦ "Академия", 2006.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Сайты официальных учреждений
http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование».
http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал Министерства образования РФ http://www.informika.ru/text/index.html Портал «Информика» - Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)»
http://www.educom.ru/ Московский комитет образования
Сайты научно-исследовательских институтов по проблемам художественного образования и высших учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства
http://art-education.ioso.ru/НИИ художественного образования РАО
http://www.art.ioso.ru/index.php/ НИИ общего и среднего образования РАО
http://www.mpgu.ru/18.shtml Московский педагогический государственный университет (художественно-графический факультет)
http://www.iro.yar.ru/ Ярославский институт развития образования. Раздел искусство (МХК, изо)
http://www.mioo.ru/ Московский институт открытого образования
Методические объединения и образовательные каталоги
http://som.fio.ru/ Сетевое объединение методистов «СОМ»
http://teacher.fio.ru/ «Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет и др
http://catalog.alledu.ru/ Каталог ссылок на портале «Все образование»
http://www.teacheryear.ru/ Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка
Профессиональное общение
http://school-sector.relarn.ru/ Еженедельный педсовет
http://pedsovet.alledu.ru/ Ежегодный Августовский педсовет. Секция учителей общественных дисциплин, "Искусство"
Сайты издательств
http://www.ndce.ru/ Электронный каталог учебных изданий
http://www.prosv.ru/ Издательство Просвещение. «Интернетклуб» для учителей и методистов
http://www.vlados.ru/ Гуманитарный издательский центр Владос
http://www.urao.mags.ru/ Книжная лавка Университета РАО
Общие сведения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 050100.62 Педагогическое образование, Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства | |
Программа переутверждена на заседании выпускающей кафедры 18.04. 2014 | «Профессиональное и технологическое образование» |
Составитель (ФИО, ученая степень, должность, полное наименование кафедры) | Сполохова Е.А., доцент кафедры профессионального и технологического образования |
Рецензент – представитель работодателей (ФИО, ученая степень, должность, место работы) | Перминова Г.Н., преподаватель высшей категории женской гуманитарной гимназии г.Череповца; |
Цели практики.
Целью педагогической практики является закрепление и углубление теоретической подготовки студентов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях, приобретение ими практических навыков, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обеспечивающих самостоятельную профессиональную деятельность.
Задачи практики.
- закрепление и актуализация полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- овладение необходимыми профессиональными и исследовательскими формами, методами, навыками и умениями в области обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;
- организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику изобразительного искусства и народного творчества;
- организация взаимодействия с образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;
- использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата.
Педагогическая практика для студентов очной и заочной форм обучения проходит в 6 семестре. Данная практика базируется на изучении следующих дисциплин: Введение в профессию (профессиональный цикл, вариативная часть, П.В о.01, дисциплина осваивается в 1 семестре), Методика обучения и воспитания (цикл П.Б.04, базовая часть, дисциплина осваивается в 3, 4, 5, 6 семестре), История и теория развития художественного образования (цикл П.Вв. 11.2, вариативная часть, дисциплина осваивается в 3 семестре), а так же Возрастная анатомия и физиология (МиЕН.В, дисциплина осваивается во 2 семестре); Психология (П.Б.02, дисциплина осваивается в 1, 2 семестре); Педагогика (П.Б.03, дисциплина осваивается в 1, 2 семестре). Данные курсы проводились в виде лекционных, семинарских и практических занятий с обязательным итоговым контролем в виде экзамена (зачёта).
Для выполнения заданий практики студенты должны обладать знаниями и умениями психологии и педагогики обучения предметной области «Искусство», знать содержание образовательных программ по ИЗО; обладать знаниями и умениями организации и осуществления воспитательной работы с обучающимися и их родителями в урочное и во внеурочное время.
Студенты должны быть готовы применять современные технологии обучения; уметь организовывать, анализировать и своевременно корректировать самостоятельную педагогическую деятельность.
Результаты практики позволят студентам более эффективно усваивать материалы учебного курса «Теория обучения и воспитания» (6 семестр), осознать практическую направленность курсов «Рисунок» «Живопись» (6, 7 семестры), подготовиться к практической деятельности в 7 и 8 семестрах (дневное отделение и заочное соответственно).