Литературные течения русского модернизма

Развитие модернизма имело свою историю. В острой полемике течения сменяли друг друга, в пределах каждой группы появлялись самостоятельные тенденции.

Тем не менее это движение опиралось на общую основу. В деятельности любого творческого союза так или иначе сказалось стремление к предвосхищению идеальной культуры или даже к духовной перестройке мира (что было чуждо реализму).

Символистызащищали искусство, пробуждающее в че­ловеческой душе божественное начало. От мистических прогнозов своих предшественников акмеисты отказались. Однако их идеолог и вдохновитель Н. Гумилев был убежден: «Руководство в перерождении человека в высший тип принадлежит религии и поэзии».

Преобразующая мир цель творчества была сохранена, хотя к ее осуществлению были намечены иные пути.

Антиэстетические, эпатирующие публику лозунги футуристов не затенили их главного устремления. В. Маяковский определил его как «настоящее большое искусство художника, изменяющего жизнь по своему образу и подобию».

Освоение новейших, современных форм поэзии (отсюда название - модернизм) приобрело особое значение именно потому, что они были призваны выразить дотоле неведомые возможности человеческого слуха, зрения, воображения, чувства, активизировать их силу, творящую новое бытие.

В целом модернисты принципиально противопоставили себя декадансу.

Символизм

В русском символизме существовало два потока.

В 1890-егг. заявили о себе так называемые «старшие символисты Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт. Их идеологом был Д.Мережковский, учителем В.Брюсов.

В 1900- е годы на арену вышли “младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, С.Соловьев, Вяч. Иванов.

     

Теоре­тиком этой группы стал Андрей Белый.

Мережковский установил три главных элемента новейшей поэзии:«мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

В художественном творчестве К. Бальмонта была усмотрена «могучая сила, стремящаяся угадать новые сочетания мыслей, кра­сок, звуков», выразить этими средствами невнятные, затаенные начала космоса.

В. Брюсов считал, что искусство –это откровение. А символизм понимал как особую литературную школу.

А. Белый выдвинул свой взгляд на новую поэзию. Необходимо приблизиться к Мировой Душе, передать в субъективно лирических излияниях Ее голос. Мечты о грядущем скоро прояснились.

Отечественная литературная классика дала символистам главное - понимание человека и своей родины, ее культуры. В творчестве XIX в. были обретены эти священные ценности.

Отметим некоторые из них.

1. В наследии Пушкина символисты увидели слияние с царством божественной гармонии. 2. Особой властью обладала «демоническая» тема в поэзии Лермонтова, влекущая к небесным и земным тайнам. 3. Магнетизм исходил от гоголевской концепции России в ее неостановимом движении к грядущему. 4. В философско-религиозных откровениях этих русских гениев символисты нашли для себя путеводную звезду. Их жажде прикосновения к «тайному тайных»по-иному отвечали Тютчев, Фет, Полонский. Фет был дорог образом художника, покидающего «родные пределы» (Блок) в стремлении к идеалу, преображающему скучную явь не­удержимой мечтой.

Непосредственным же предтечей символистов стал Вл. Соловьев. В реальной действительности, считал он, хаос подавляет «нашу любовь и не дает осуществляться ее смыслу». Возрождение возможно в сближении с Душой Мира, Вечной Женственностью. Именно Она связывает природную жизнь с Божественным Бытием, земную красоту с небесной Истиной. Особая роль в подъеме к таким высотам отводи­лась искусству («земному подобию творчества Божественного»), поскольку в нем «упраздняется противоречие между идеальным и чувственным, между духом и вещью».

Акмеизм

Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кров­ные узы соединяли его с «Цехом поэтов». «Цех» стал школой приобщения к новейшему словесному искусству.

В январе 1913 г. появились в журнале «Аполлон» декларации организаторов акмеистической группы Н. Гумилева и С. Городецкого. В нее вошли также А. Ахматова, О. Ман­дельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут и др.

Акмеизм(по-гречески «высшая степень чего-то, цвет, цветущая пора»).

Гумилев утвердил необходимость для акмеистов «угадывать то, что будет следующий час для нас, для нашего дела, для всего мира». Пре­емственность между программами символистов и акмеистов была явной.

Русская классика оказала неизмеримо большее влияние на творческий поиск нового объединения. Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над «временем и пространством» (А. Ахматова). Баратынский - верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков. Тютчевское слово заставляло звучать «голос мате­рии» «членораздельной речью». О. Мандельштам заметил: «Не было бы Ахматовой, не будь Толстого, Тургенева, Достоевского и Лескова».

Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский. «Исток поэзии Гумилева,- писала Ахма­това,- не в стихах французских парнасцев, как это принято считать, а в Анненском. Я веду свое „начало" от стихов Анненского». Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.

Футуризм

В декабре1912 г. в сборнике «Пощечина общественному вкусу» вышла первая декларация футуристов. Они хотели «сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали «непреодолимую ненависть к существовавшему языку», называли себя «ли­цом Времени», создателями нового «самоценного (самовито­го) Слова». В 1913 г. была конкрети­зирована эта скандальная программа: отрицание граммати­ки, синтаксиса, правописания родного языка, воспевание «тайны властной ничтожности».

Подлинные же стремления футуристов, т. е. «будетлян», раскрыл В. Маяковский: «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определенной сфере - «большого города» - приближался «день рождения нового человека».

Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа эгофутуристов: И.Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.

С конца 1912 г. сложилось объединение «Гилея» (кубофутуристы): В. Маяковский, Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Камен­ский.

В1913 г.- «Центрифуга»: Б. Пастернак, Н. Асеев, И.Аксенов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству (неологизмы как форма выражения переживаний). Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, А. М. Жемчужникова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал...Чехова-урбаниста.

   

Наши рекомендации