Модернизм в литературе XX века. Авангардистские течения модернизма

Модернизм — характерная черта эстетики XX в., независимая от социальных слоев, стран и народов. В своих лучших образцах искусство модернизма обогащает мировую культуру за счет новых выразительных средств.
Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связывают с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда.
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
• политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
• усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
• отрицание литературных традиций,
• интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
• слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
• стремление к жанру эссе.
В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:
1)1917—1945гг.
2) после 1945г.
Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).
Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф.

2.Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.
Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).
Особенностями этого направления являются:
• утверждение «чистого» немотивированного действия,
• утверждение индивидуализма,
• отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций. Для полной характеристики авангардистской литературы следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения.
Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, отрицании логики, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.
Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое письмо — творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений. Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий образ», состоящий из несопоставимых элементов. Авангардизм продолжал существовать и во второй половине XX в.
В целом для литературы XX в. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.
В искусстве XX в. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
• в заметном увеличении стремления к обобщенности образа,
• исчезновении детализации,
• возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей,
• перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа,
• сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника
Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.
Судьба наиболее ярких художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадаизм) — ярко блеснули, но развития не получили, другие (реализм) — подверглись многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца XX столетия.
Все формы и все течения искусства декаданса, бунтующие против традиций, получили название модернистских. В чем их сущность? Во-первых, в субъективистском видении мира, во-вторых, в переключении внимания на эстетическое бытие самого произведения искусства, его колористическую и пластическую конструкцию, в-третьих, в провозглашении безусловной роли воображения и фантазии при создании произведения. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма. В лабиринтах модернистских течений разобраться нелегко. Целесообразно рассмотреть наиболее яркие его проявления: абстракционизм и авангардизм.
Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм — это суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представители авангардизма творят между искусством и не искусством.
2. Роман П. Зюскинда «Парфюмер»: историзм романа, тематика и проблематика, интертекст





Прошло уже более пятнадцати лет с тех пор, как швейцарский писатель Патрик Зюскинд создал своего "Парфюмера ". Судьба романа уникальна. За эти годы он переведен на 33 языка, вышел в свет более чем миллионным тиражом, став настольной книгой читателей в Германии, Англии, Франции, Италии, США, а теперь и в России. Книга заняла прочное место среди мировых бестселлеров.
"Парфюмер " – не только жуткая и красивая история Жан-Батиста Гренуя, убийцы с лучшим носом Парижа, - но также и история общества в переломный момент цивилизации ХVIII века. Это терпкий аромат и притча о блеске и нищете циничного разума нового времени".
"История одного убийцы " на самом деле всего лишь подзаголовок для притчи, которая, как и сказки с подтекстом и "ночные истории" Гофмана, выражает нечто большее, чем просто историю монстра, имеющего нечеловеческое обоняние, которое, впрочем, позволяет Греную перевернуть весь мир".
Сюжет напоминает легенду или выдержки из исторической хроники. По счастливой случайности главный герой Жан-Батист Гренуй не был убит матерью-нищенкой при рождении. Он вырос без любви и ласки у кормилицы, с детства работал "на износ" и долгое время его единственным стремлением было выжить на биологическом уровне.
"Гренуй" переводится с французского языка как "лягушка". Герой и похож на мелкого хищника в человеческом обличье - жестокий, ловкий, он обладает невероятным для человека нюхом, хотя сам не имеет никакого запаха. Как лягушка, он - "холоднокровный", но чувствует тепло живой плоти. Как животное, он убивает не из ненависти или зависти, а для того, чтобы выжить.
Не лишенный других органов чувств, Гренуй предпочитает ориентироваться в мире по запахам. Это безошибочный ориентир, ведь "эта аура — сложный неповторимый шифр личного запаха, для большинства людей довольно неуловима".
Редкой книге удается изменить образ жизни своих читателей. Но, познакомившись с "Парфюмером", даже самые заядлые ненавистники духов и одеколонов обычно посещают парфюмерный салон для того, чтобы тщательно перенюхать десяток-другой флакончиков. Заложите между страницами романа полоски бумаги, пропитанные разными элитными духами, - и вы еще глубже окунетесь в атмосферу этой чудесной книги.
Зюскинд открывает нам тайну человеческих отношений. Запах влияет на наше подсознание и вызывает в нас те или иные чувства, хотя мы даже не догадываемся об их источнике.
"Люди могут закрыть глаза и не видеть величия ужаса, красоты; заткнуть уши и не слышать людей или слов. Но они не могут не поддаться аромату. Ибо аромат - брат дыхания. Аромат проникает в самую глубину, прямо в сердце, и там выносит категорическое суждение о симпатии и презрении, об отвращении и влечении, о любви и ненависти. Кто владеет запахами, тот владеет сердцами людей". Именно такое открытие делает Гренуй и учится воссоздавать любые ароматы, а затем и чувства. Он решает найти состав, который гипнотизирует людей и вызывает любовь. Ему это удается, но страшной ценой.
Открытие Гренуя приводит к ужасающим последствиям. Одно из них состоит в том, что герой не оставляет нам чудотворного рецепта: мы обречены гадать о его составе и самостоятельно искать этот божественны и запах любви...

;

БИЛЕТ 4

Наши рекомендации