Литературные направления и течения

Понятия «направление», «течение» относят к терминам, опис-им лит-ый процесс. Определения их в литерат.ведческой науке явл дискуссоинными. Под направлением в 19в. понимался общий хар-р содержания, идей всей национальной лит-ры или какого-либо периода ее развития. Нет заданного списка лит-х направлений, так как развитие лит-ры связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальные религиозные особенности той или иной литры. Однако традиционно выделяют: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм.

КЛАССИЦИЗМ- направление в иск-ве и лит-ре, получившее такое название потому, что считало идеальным, совершенным гармоничным классическое античное (др. гр. и др. рим.) иск-во. Цель-приблизиться к античным образцам путем подражания им. Классицизм возник на закате эпохи Возрождения, во Фр. в середине 17в. при Людовике 14. Кодекс классицизма составил Буало Н. «Поэтическое ис-во», на рус. яз перевел Сумароков, доказав его применимость к рус. лит. Философской основой классицизма стал рационализм. Господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга. Герои произведений классицизма – цари, князья, полководцы, вельможи;

Характеры были однолинейными-герой олицетворял какое-либо одно качество. Герои изображались статично без эволюции характеров, по сути это были образы-маски. Авторы исп. «говорящие» фамилии. В произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала. Авторы исп. такие поэтические ср-ва как: славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эпитет, риторическое ? и ! Действующие лица произносили длинные монологи с целью полностью раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Не допускалось смешение возвышенного и низменного, трагического и комического. Герои изображались только в стихах, проза считалось унизительной. В России классицизм появился позже с конца 20-х г.г. 18в. Ранний классицизм-А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ – возник в эпоху просвящения в Англии в сер. 18в.

Черты сент-а-культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией. По сравнению с кл-м сент-м был более прогрессивным напрвлением, ибо в нем были ощутимы элем-ы реализма, связанные с изображением чел. эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира чел. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм. Сент-м на 1-е место выдвинул личность во всем своеобразии ее индивидуальности. Героями были простые люди-дворяне, ремесленники, крестьяне, кот жили чувствами, страстями, сердцем. Главное место отводилось авторской личности, автору восприятию окружающей действительности. Поскольку с-м провозглашал право писателя на проявление в иск-ве своей авторской индивидуальности, возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит использовалась форма повествования от 1-го лица: дневник, исповедь, мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В России с-м утверждается в к 18в. и угасает после 1812г. Русский с-м идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепосной деревни и критиковал буржуазные нравы. С-м в России представлен 2-мя течениями: сентиментально-романтическое-Н.М. Карамзин, М. Н. Муравьев, И.Н. Дмитриев. Сентиментально-реалистическое- А.Н. Радищев. ПРЕДСТАВИТЕЛИ С-МА: Англия-Л. Стерн, О.Голдсмит, С. Ричардсон. Франция-Ж.Ж. Руссо, П.О. Бомарше. Герм-я- И.В. Гете.

ВОПРОС №55

Пафос.Виды пафоса в русс стихосл-ии.

Пафос-(от гр. Pathos – сильное,страстное чувство)–высокое водушевление художника постижением сущности изображаемой жизни, ее истины (Гегель)

Содержание пафоса в произв-ии имеет 2 источника: оно зависит от миропонимания художника и от объективных св-тв тех явлений жизни, кот писатель познает, оценивает и воспроизводит.

Все виды пафоса возникают первоначально в сознании общества, а затем находят отражение в художественном творчестве.

В художественном произведении в зависимости от его проблематки иногда доминирует один вид пафоса или обнаруживается сочетание разных его видов. Пафос в иск-ве создается худож-ми ср-вами – изображением персонажей, их поступков, их переживаний, событий их жизни.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПАФОС – заключает в себе утверждение величия подвига. Предметом героического пафоса в литре является героика самой действительности - активная деятельность людей, благодаря кот осуществляются великие задачи. Героика всегда предполагает свободное само определение личности, ее действенную инициативу, а не послушную исполнительность. Интересы к героике прослеживаются еще в древнейших произведениях, в кот на ряду с образами богов появлялись образы богатырей, героев. Героические образы мифов и легенд широко использовались в литре последующих эпох. В произведениях фольклора – исторических песнях, былинах, эпопеях, воинских повестях – в центре стоит могучий, спрведливый богатырь- воин, защищающий свой народ от иноземных захватчиков.

Героический пафос выражает стремление художника показать величие чела, совершающего подвиг во имя общего дела. Героический пафос чаще всего осложняется драматическими мотивами.

ПАФОС ДРАМАТИЗМА – порождается противоречиями реальной жизни людей (общественной и частной). Писатель(сказитель, певец) может глубоко сочувствовать персонажам, драматичности их положения, их борьбе за осуществление своих стремлений, за свою судьбу и жизнь. Но писатель может и осуждать характеры своих персонажей. Он может видеть в их страданиях справедливое возмездие. Драматические положения и переживания возникают так же в ходе гражданской борьбы в исторической жизни разных народов. Воспроизведение драматизма такого рода встречается в литре разных эпох. Особенно в романах, драмах, лирике конца 18- н. 19в.в. Наряду с драматическими ситуациями, создаваемыми обстоятельствами общественной жизни, писатели нередко изображают драматическим в личных отношениях людей.

ТРАГИЧЕСКИЙ ПАФОС – Слово «трагический», «трагизм»(от др. гр. Ннародные, хоровые представления о смерти и воскрешении бога Диониса). Трагизм реальных жизненных положений вызываемых ими переживаний следует рассматривать по сходству по контрасту с драматизмом. Находясь в трагическом положении, люди испытывают глубокую душевную напряжь и взволнованность, причиняющую им стадания. Трагизм положения и переживаний заключается во внутренних противоречиях и борьбе возникающих в сознании и в душе людей. Худож-ая литра, изображая трагические положения и переживания персонажей, всегда учитывает нравственный уровень их характеров. Трагический пафос находит выражение не только в драматургии, но и эпосе, и в лирике – М. Ю. Лермонтов «Мцыри», А. Блок «На поле Куликовом»

САТИРИЧЕСКИЙ ПАФОС – сильное и резкое, насмешливое отрицание определенных сторон общественной жизни. Именно смех «проницающий» - составляет неотъемлемое свойство сатиры. Он отличается от шутливости или издевки своим познавательным содержанием. Белинский: «Смех происходит от умения видеть вещи в настоящем виде». Сатира возникла гораздо позднее героики, трагизма, драматизма. В др. греческой литре сатирическое обличение жизни господствующих слоев дано уже в баснях Архилоха, в комедиях Аристофана. В рим. литре славу острого сатирика приобрел Ювенал. В России развитие сат. также было связано с исторической жизнью общества. В 17в. сат. представлена в народном творчестве, в 18 в. – в творчестве Кантемира, Ломоносова, Фонвизина, Крылова.

ЮМОР – ( от англ. Humor – влага, жидкость) сначала получило название жидкости в человеческом организме, затем в переносном смысле – нрава чел., а затем душевной склонности к шутке. Как и сатира юмор представляет собой насмешливое отношение к (порокам) таким характерам со стороны людей, кот. могут осмыслить их внутреннюю противоречивость. Юмор – это смех над относительно безобидными комическими противоречиями. В рус. лит. величайшим юмористом был Гоголь, величайшим сатириком Салтыков-Щедрин. Комизм характеров проявляется во внешних чертах и в поведении людей – в их наружноти, жестах, манерах, поведении, высказываниях. Писатели-юмористы и писатели-сатиры обычно не раскрывают внутренний мир своих героев.

ПАФОС СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ – от фр. – чувство, чувствительность-это душевная умеленность, вызванная осознанием нравственных достоинств людей, социально униженных. Во фр. в 17в. сентиментальным произведением был роман Руссо «Новая Элоиза». В романе изображены сентиментальные любовные отношения м/д девушкой из знатной дворянской семьи и скромным разночинцем. В нем. лит. 18в. – повесть Гете «Страдания юного Вертера». Пафос этого произведения создается изображением переживаний юноши, разочаровавшегося в пустой и суетной жизни дворянско-чиновного общества. В России-Карамзин, Жуковский. Сентиментальность как пафос нужно отличать от сентиментализма как лит. направления.

РОМАНТИЧЕСКИЙ ПАФОС – душевная восторженность, обращенная к тому или иному возвышенному идеалу. Белинский: «Сфера романтики – вся внутренняя задушевная жизнь чела, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному». Романтика-это восторженное состояние души. Еще поэты и драматурги эпохи Возраждения выражали романтические переживания, Петрарка, Сервантес, Шекспир.

Вопрос№56 Реформа русского стихосложения в 18 веке.

Ответ: Т.к. ведущей лит. формой классицизма была именно стихотворная, а к 1730-м годам в России дело со стихосложением обстояло неблагополучно, поскольку общеупотребительным был силлабический принцип стихосложения, не соответствующий акцентологии русского языка, то первоочередной задачей лит-ры оказалась реформа стих-ния.

Силлабическое стих-ние было заимствовано из польской культурной традиции вместе с жанром виршей – стихов, предназначенных для чтения. Русские силлабич. стихи разделились на длинные (от 11 до 13 слогов) и короткие (от 4 до 9 слогов). Т.к. существенной особенностью ритма польских виршей было женское окончание (в пол яз ударении падает на предпоследний слог), поэтому в русс силлаб стихах потребовалось закрепить 1 сильную позицию – предпосл ударный слог, а это неприемлемо для рус яз.

Реформа русс стих-ния была обусловлена целым рядом причин:

  1. культурные реформы требовали создания новой светской традиции.
  2. новый строй мыслей и чувств требовал новых поэтических форм и нового языка.
  3. сочетание силлабики с незакрепленностью ударения лишило русс силлабич стихи ритма.

Первый этап реформы стих-ния был осуществлен Василием Кирилловичем Тредиаковским в трактате «новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до его надлежащих званий» изданного в 1735г.. Тред укрупняет мельчайшую ритмич единицу стиха, учитывая и кол-во слогов в стихе и разное качество ударных и безударных звуков. Т.о., объединяя силлаб и тонические принципы стихосл-я в понятии стопы, Тред приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосл-ния. Тред выделил следующие типы стоп: спондей, пиррихий, хорей, ямб. Начавшись со стопы хорея или ямба, стих должен продолжаться этими же самыми стопами. Так создается звуковая модель русского ритмизированного стиха. Но мы видим, что реформа Тред была весьма ограничена. В его трактате не упомянуты трехсложные стопы – дактиль, анапест, амфибрахий.

Тред рассматривал только длинный стих – силлабический 11-ти и 13-ти сложник. С короткими стихами он не работал вообще, считая, что они в реформе не нуждаются.

Второй этап реформа осуществил М.В. Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворства». Ломоносов полностью разделяет убеждения предшественника в том, что «российские стихи надлежит сочинять по природному свойству нашего языка». Первое правило, предлагаемое Лом, - считать акцентологию основой стихосл-ния, разделять аналогию силовой ударности-безударности с долготой-краткостью. Это пункты, в которых Лом согласен с Тред. Дальше начинаются существенные различия. Лом считает, что реформе стихосл-ния нужно подчинить как долгие, так и короткие стихи. Лом предлагает 6 типов стоп: ямб, анапест, ямбоанапест, хорей, дактиль, дактилохорей. Следствием этого расширения диапазона ритмов стало допущение разных типов рифмовки, а также утверждение возможности чередования клаузул и рифм. Лом ввел еще одно, отсутствующее у Тред, ритмическое определение стиха – определение стиха не только по типу ритма, но и по длине. Так складывается понятие размера, хотя сам термин размер лом не употребляет. А только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами: гекзаметр (шестистопный), пентаметр (пятистопный), тетраметр (четырехстопный), триметр (трехстопный), диметр (двустопный).

В Ломоносовской реформе был только один непродуктивный момент – это требование чистоты ритма, ограничение на употребление пиррихиев в двусложных метрах. На практике Лом очень быстро отказался от этого положения.

Т.о. поэтапное осуществление реформы русс стихосл-ния в конечном счете утвердило в русс поэзии силлабо-тонический принцип стихосл-ния, который максимально соответствует акцентологии русс языка.

[1] Понятие было введено Юрием Тыняновым. Лирический герой – художественный образ, созданный писателем и несущий в индивидуальном переживании эстетически значимое обобщение

[2] Носитель переживания, персонаж, принципиально отличающийся от автора

[3] Субъект речи, у которого отсутствует своё Я

Наши рекомендации