Менеджмент изобразительного искусства. Управление музейным делом
Тема 4.
Менеджмент изобразительного искусства. Управление музейным делом
1. Понятие художественного рынка (арт-рынка) и его структура.
Арт-рынок — это совокупность взаимодействующих друг с другом субъектов и институтов, которые создают, вводят в обращение и потребляют искусство.
По статистике за 2013-2014 гг. лидерами рынка являются Китай и США, причем китайский рынок современного искусства обогнал американский, достигнув объема в ?601 млн, что составляет 40% от мирового объема, в то время как США, делившие в прошлом году первенство с Китаем, стали лишь вторыми с ?552 млн (38%). Таким образом, эти две страны делят между собой 78% мирового рынка современного искусства.
Субъекты арт-рынка
- Аукционные дома
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между потенциальными покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона.
- Художественные галереи - коммерческие и некоммерческие (их представляет арт-дилер)
Художественная галерея. Галереей также может быть длинный зал, осветленный большими окнами. Глухая продольная стена напротив окон как правило украшалась гобеленами, многочисленными картинами, небольшими скульптурными произведениями. Термин галерея со временем стал употребляться для соответствующего типа зданий с государственными и частными собраниями живописных работ, художественными коллекциями.
- Художники
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
- Коллекционеры
Коллекция — систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером.
Помимо этих четырех существуют и другие, но их влияние в мире искусства менее существенно.
Арт-рынок подразделяется на «первичный» и «вторичный». На первичном рынке произведения искусства продаются впервые, в то время как на вторичном рынке произведения искусства перепродаются.
Тема 5.
Менеджмент в кинематографии
Специфика организации кинотеатров Беларуси (на выбор).
Кинотеатр «Беларусь» был открыт в 1961 году. На его месте в 2008 году было возведено совершенно новое здание – первый в республике мультиплекс. В нем пять комфортабельных залов, оснащенных новейшим оборудованием. Зрителей также привлекает удобное месторасположение рядом со станцией метро «Фрунзенская», современный интерьер и разнообразие репертуара для зрителей всех возрастов и предпочтений. Налажена активная работа со сторонними организациями по проведению корпоративных просмотров и презентаций. В кинотеатре просторное фойе с баром и удобными диванчиками. Фойе используется для проведения предсеансовых мероприятий и промоакций, а также для размещения различных выставок. В кинотеатре создана безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями. На сегодняшний день минский кинотеатр «Беларусь» пользуется самой большой популярностью у зрителей столицы.
Тема 17. Особенности управления театром
Типы театров и их миссия.
Из обилия трактовок понятия «театр» в наше время для управления театром важнее всего тот факт, что под театром может пониматься как труппа, творческий коллектив, лишённый постоянной концертной площадки и занимающийся арендой, гастрольной деятельностью — так и напротив — здание и обслуживающий его организационно-административный и технический персонал при отсутствии постоянной труппы (такого рода театр существует за счёт приглашения различных театральных трупп извне). В то же время, данные два аспекта могут сочетаться друг с другом в различной пропорции: театр, имеющий постоянное здание и относительно стабильный творческий коллектив может одновременно сдавать своё помещение в аренду другим труппам, а также вывозить собственные постановки на гастроли. В каждом случае объект управления включает в себя различные составляющие структурные элементы, а также различные процессы.
«При всем разнообразии видов театрального искусства, создание сценического произведения проходит ряд необходимых одинаковых этапов, требующих определенной организационной работы. Первый – выбор литературной основы спектакля. Это большой подготовительный период, который проходит под руководством художественного руководителя театра. Его главными «действующими лицами» становятся коммерческий директор (продюсер) и главный бухгалтер театра: прежде всего, необходимо определить и утвердить финансовую смету спектакля»
Именно в ходе длительной истории формировалась типовая организационная структура, которая и по сей день характерна для большинства театров мира. По своему типу эта структура близка дивизиональной. Она иерархична по своей природе и подразумевает подразделение на функциональные отделы в соответствии с характером и направленностью выполняемой работы. Так, типовыми для любого музыкального театра является наличие художественного совета, а чаще всего — и художественного руководителя, который может быть подчинён директору театра, либо быть равноправным лицом. В последнем случае художественный руководитель театра распоряжается и несёт ответственность за качество постановок, их творческое содержание, а директор театра несёт ответственность за распоряжение материально-технической базой и прочей собственностью, решает стратегические задачи развития деятельности театра, его продвижения на рынке театральных услуг и т. д.
Центральными для театров являются те структурные подразделения, которые непосредственно участвуют в производстве арт-продукта. Каждое из них
имеет своего руководителя: оркестром руководит дирижёр, хором — главный хормейстер, составом солистов — руководитель оперной труппы, балетом — главный балетмейстер, постановочным процессом — главный режиссёр-постановщик. Поскольку театральное искусство является одним из наиболее синтетичных, включает в себя литературу, живопись, организацию пространства сцены, а в наше время — также искусство освещения, использование графических и световых эффектов, инсталляций — то данные виды искусства тоже обычно представлены дивизионами в организационной структуре.
Тема 4.
Менеджмент изобразительного искусства. Управление музейным делом
1. Понятие художественного рынка (арт-рынка) и его структура.
Арт-рынок — это совокупность взаимодействующих друг с другом субъектов и институтов, которые создают, вводят в обращение и потребляют искусство.
По статистике за 2013-2014 гг. лидерами рынка являются Китай и США, причем китайский рынок современного искусства обогнал американский, достигнув объема в ?601 млн, что составляет 40% от мирового объема, в то время как США, делившие в прошлом году первенство с Китаем, стали лишь вторыми с ?552 млн (38%). Таким образом, эти две страны делят между собой 78% мирового рынка современного искусства.
Субъекты арт-рынка
- Аукционные дома
Аукцио́н — публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов, которая производится по заранее установленным правилам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между потенциальными покупателями. В процессе состязания между покупателями за право приобрести товар выявляется победитель аукциона. Победителем аукциона признаётся лицо, выигравшее аукцион в соответствии с его правилами. В этом случае объект приобретается победителем аукциона.
- Художественные галереи - коммерческие и некоммерческие (их представляет арт-дилер)
Художественная галерея. Галереей также может быть длинный зал, осветленный большими окнами. Глухая продольная стена напротив окон как правило украшалась гобеленами, многочисленными картинами, небольшими скульптурными произведениями. Термин галерея со временем стал употребляться для соответствующего типа зданий с государственными и частными собраниями живописных работ, художественными коллекциями.
- Художники
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
- Коллекционеры
Коллекция — систематизированное собирание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу — частному лицу, организации, государству. Человека, занимающегося коллекционированием, называют коллекционером.
Помимо этих четырех существуют и другие, но их влияние в мире искусства менее существенно.
Арт-рынок подразделяется на «первичный» и «вторичный». На первичном рынке произведения искусства продаются впервые, в то время как на вторичном рынке произведения искусства перепродаются.