О некоторых особенностях профессии режиссера на эстраде
«...Если вы видите на эстраде что-то яркое, впечатляющее, не банальное, можете смело спорить и не ошибетесь: Вот она -режиссерская работа...»
А. Конников
Прежде, чем излагать особенности эстрадной режиссуры, мы считаем необходимым сказать несколько слов о сложившемся за долгие годы отношении к месту и роли режиссера в эстрадном искусстве.
Эстрада, как правило, игнорирует институт режиссуры, занявший уже в первой четверти XX века ведущее положение на театре, в кинематографе и в других областях сценического искусства, но не на эстраде.
Если мы обратимся к истории нашей современной эстрады, то в этом нетрудно убедиться. Режиссеров, которые связали свою творческую судьбу с искусством эстрады и которые внесли заметный вклад в ее развитие, можно буквально перечислить по пальцам. Сегодня это: А. Белинский, В. Точилин, В. Жак, Е. Гинзбург, И. Шароев, В. Гнеушев, еще два-три человека, и конечно, прежде всего, выдающиеся эстрадные режиссеры - С. Каштелян и А. Конников. Но, к сожалению, по установившейся традиции, идущей от примата на эстраде творчества актера, имена этих режиссеров почти никогда не
упоминаются. Известны они лишь узкому кругу специалистов .
Например, имя Сергея Андреевича Каштеляна, внесшего значительный вклад в эстрадное искусство, и в частности, в искусство эстрадного режиссера. Окончив в 20-х годах цирковой техникум, он много лет работал вместе с Н. Павловским, виртуозно исполняя каскадные акробатические номера. Затем С.А. Каштелян успешно выступал в Московском мюзик-холле (спектакль «Артисты варьете»), одно время работал в Государственном театре эстрады. В последнее
Масс В.З. Цит. по кн.: Е.Д. Уварова. Аркадий Райкин, с. 104.
В начале XX века значительный вклад в развитие эстрадного искусства, эстрадной режиссуры внес Николай Николаевич Евреинов - русский драматург, режиссер, теоретик и историк театра, который много сделал для становления русского театра миниатюр, в частности, кабаре.
время преподавал в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ).
Созданные С.А. Каштеляном эстрадно-цирковые номера отличались психологической мотивировкой, изобретательностью, глубокой содержательностью, фантазией, острым чувством формы, современностью мышления. В своих работах С.А. Каштелян воедино соединял элементы пантомимы с танцем, фокусами, жонглированием, акробатикой, создав тем самым новый эстрадный жанр. «Талант Сергея Каште-ляна, - писал о нем Донат Мечик, - отличается изобретательностью, поиском, выдумкой, мастерством экстракласса, пылкой, богатой фантазией. Может быть, эти качества вкупе и составляют то понятие, которым писатель Сергей Довлатов отозвался о режиссере Сергее Андреевиче Каштеляне - «Гений эстрады» . Его талант ярко выразился в таких номерах, как «Этюд», «Золушка» (В. Власова и О. Школьников), «Время, вперед!» (А. Беренштейн), «Старый цирк» (Ю. Друс и С. Фрадкин), «Хоккей» (братья Грищенковы), «Как прекрасен этот мир!» (С. Кабибушина и С. Шукуров), «Бумажный солдатик» (А. Жеромский) и множество других. Ему же принадлежит открытие такой своеобразной певицы, как Е. Камбурова.
Александр Павлович Конников был создателем широко известных, вошедших в историю русской эстрады эстрадных программ, как «Вот идет пароход», «Песня остается с человеком», «Когда загораются звезды» (совместно с Л. Мировым), «Москва - Венера, далее везде», «Только для друзей» (совместно с Л. Утесовым) и много других.
Заметный след на эстраде, как и в цирке (основном месте постоянной работы Арнольда Григорьевича Арнольда) оставили его режиссерские работы.
С нашей точки зрения, немалую роль в этом сыграло его театральное прошлое, бывшее как бы фундаментом его творчества. Так, еще десятилетним ребенком А.Г. Арнольд выступал в детской группе Горина, а потом в ряде драматических театров. В том числе и в таком театре, как театр Н.Н. Соловцова. Его постановки отличались щедрой фантазией, неуемным темпераментом, острым чувством комического, любовью к эксцентрике. Среди его многочисленных работ на эстраде: обозрение А. Бухова и Д. Д'Актиля «Отцы города» в Ленинградском мюзик-холле, эстрадный спектакль «Музыкальный магазин» Н. Эрдмана и В. Масса, осуществленный совместно с Л.О.Утесовым.
1 Мечик Д. Гений эстрады // Эстрада и цирк, 1992. № 1. 42
Успехи же нашей эстрады в ЗО-40-е и 50-70-е годы связаны с именами театральных режиссеров, в частности таких, как Н.Акимов, А.Лобанов, Э. Краснянский, Н. Фореггер, В. Канцель, Д. Тункель, М. Местечкин (последний был выдающимся режиссером цирка). Эстрадные спектакли у А.И. Райкина ставили: В. Кожич, Б. Равенских, Б. Норд, Н. Акимов, В. Канцель, Ф. Каверин, А. Тутышкин. Перечисленные режиссеры работали в эстраде «по совместительству» и, надо полагать, великолепно понимали особенности эстрадного искусства и учитывали это в своем творчестве.
Особенно это выразилось в творчестве одного из самых интересных режиссеров 20-30-х годов Федора Николаевича Каверина. Он много экспериментировал в области синтетического театра, искал пути взаимодействия театра, кино, цирка и эстрады. В качестве эстрадного режиссера Ф.Н.Каверин начал работать в начале 30-х годов в Московском мюзик-холле. Он один из первых осуществил постановки больших эстрадных спектаклей-обозрений, составленных из отдельных самостоятельных номеров, объединяя их общей идеей и сюжетом. В 40-х годах Ф.Н. Каверин помимо эстрадных номеров (он был художественным руководителем Москонцерта) ставил эстрадные программы на радио и массовые театрализованные праздники.
Сегодня эту традицию продолжают М. Захаров, Б. Львов-Анохин, М. Розовский, И. Владимиров, Р. Виктюк и другие.
В какой-то степени практически бедственное положение с эстрадной, особенно молодой, режиссурой, умеющей ставить номера, можно объяснить тем, что до сих пор среди артистов эстрады бытует устойчивое мнение, что каждый эстрадный артист - сам себе режиссер.
Довольно часто приходится слышать от многих артистов эстрады: «режиссер нужен в театре, а на эстраде, где я сам по себе, мне режиссер не нужен. Я сам отвечаю за все». И, считая, что роль режиссера сводится лишь к установлению порядка номеров в концерте, добавляет: «Это может сделать любой грамотный редактор».
Ради объективности следует констатировать, что такого же мнения придерживались и придерживаются сегодня некоторые выдающиеся мастера эстрады. Нам их позиция понятна. Действительно, и Н.П. Смирнов-Сокольский, и И.П. Яунзем, и В.Я. Хенкин (на эстраде), и И.В. Ильинский (на эстраде), и М. Магомаев, и М. Эсамбаев, и И. Кобзон, и Г. Великанова, да и ряд других блистательных артистов эстрады чаще всего создавали свои номера без участия эстрадного режиссера. Такое явление на эстраде можно назвать «саморежиссурой». И все же,
ради той же объективности, следует сказать: во-первых, их «саморежиссура» довольно относительна. Из бесед со многими актерами выясняется, что они, как правило, в процессе самостоятельной работы над номером показывают «заготовки» коллегам, которым они доверяют. Так, например, А.Б. Пугачевой задолго до того, как она окончила режиссерский факультет РАТИ (ГИТИСа), как она сама не раз говорила - во многом помогала своими по сути режиссерскими замечаниями К.И. Шульженко. Другие - советуются со своими близкими и друзьями. В том и других случаях мы имеем дело по существу с «домашней режиссурой». Дело тут в том, что без проверки понимания правильности или ошибочности найденных приспособлений и красок исполни-! тель не может создать интересный номер, который он задумал. И тогда актер, которому «режиссер не нужен», прибегает к так называемым «подручным средствам».
Средств этих не так уж много: либо он советуется с «зеркалом» (способ малоплодотворный); либо «проверяет» найденное на ком-нибудь, с чьим мнением он считается (практически такой человек становится домашним режиссером), либо (прием, весьма распространенный в последние годы) обращается к магнитофону и видеокамере - по принципу: слушаю - смотрю - исправляю - и снова слушаю - смотрю и т.д., или проверяет найденное на публике, исполняя в концерте подготовленный номер. И в зависимости от того, как реагирует публика, актер от выступления к выступлению вносит соответствующие коррективы.
И все же «саморежиссура», по нашему мнению, просто противопоказана подавляющему большинству выходящих сегодня на эстрадные подмостки. Без режиссера самостоятельная работа артиста чаще всего превращается в самотек, она полна случайностей, которые порой приводят к бессмысленности.
Вот почему мы считаем, что позиция «саморежиссуры» не только ошибочна, но и наносит вред развитию современной эстрады. Практика эстрады в большинстве своих лучших образцов опровергает «ненужность» эстрадного режиссера при осуществлении исполнителями своих номеров.
Опыт показывает, что наиболее плодотворный путь создания номера исполнителем - это вести поиск и отбор действий, красок и приспособлений совместно с режиссером. Ибо в процессе создания сценического образа режиссер - и «зеркало», и «советчик», и «публика», и «судья». А главное, он человек, который действуя с исполнителем
заодно на всем протяжении репетиций, профессионально, творчески заинтересован в подлинном успехе артиста.
Проблемам театральной режиссуры, природе режиссерского творчества посвящено великое множество книг, статей, исследований, опубликованных и у нас и за рубежом, начиная с Лопе де Вега (трактат «Новое искусство писать комедии в наше время», 1609 iL), В. Шекспира («Гамлет», действие третье, сцена вторая - разговор с актерами), А.С. Пушкина («О народной драме и драме Погодина «Марфа-Посадница»), Н.В. Гоголя («Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора», «Театральный разъезд после представления новой комедии»), А.Н. Островского («О театре»), К.С. Станиславского (Полное собрание сочинений в 8 томах), Вл.И. Немировича-Данченко («Из прошлого», «Рецензии. Очерки. Статьи»), М.А. Чехова («Литературное наследие»), Е.Б. Вахтангова («Записки. Письма. Статьи»), Вс.Э. Мейерхольда («Статьи. Письма. Речи. Беседы в 2 томах»), СМ. Михоэлса («Статьи. Беседы. Речи»), Д. Дидро («Парадокс об актере»), Г. Крэга («Искусство актера») и кончая Б. Брехтом («О театре. Сборник статей»), П. Бруком («Пустое пространство»), Ж.-Л. Барро («Размышления о театре»), Ж. Виларом («О театральной традиции»), А.Д. Поповым («Художественная целостность спектакля»), Г.А. Товстоноговым («Зеркало сцены», «Проблемы режиссуры»), М.О. Кнебель («Поэзия педагогики», «О том, что мне кажется особенно важным»), А.В. Эфросом («Профессия - режиссер»), А.А. Гончаровым («Режиссерские тетради») и многими другими выдающимися режис-"серами и деятелями театра, так что разбирать основы режиссуры не входит в предмет нашего исследования.
В этой работе мы рассматриваем только то, что отличает творчество эстрадного режиссера от театрального. Нас занимают вопросы, относящиеся к особенностям (феномену) эстрадной режиссуры. При этом необходимо подчеркнуть - принципы работы эстрадного режиссера не выдуманы в тиши кабинетов, а рождены и проверены практикой многих лет жизни эстрады у нас и за рубежом.
Эстрадная режиссура, так же как и театральная, начинается с размышления о жизни, о людях, интереса к человеческой психологии. Но У режиссера эстрады особый склад художественного мышления: факты жизни он воспринимает не только в борьбе, в конфликте, а в сочетании серьезного со смешным, веселым (причем в этом восприятии смешное превалирует над серьезным). Он как бы другими глазами смотрит на события и факты. То есть режиссеру эстрады в значи-
тельной степени свойственно комическое, часто парадоксальное восприятие жизни. Такова эмоционально воспринимаемая им форма эстетического переживания.
Художественное произведение всегда несет в себе взгляд художника на жизнь, его симпатии и антипатии и даже настроение. Следует заметить, что огромное значение в режиссерском творчестве имеют индивидуальные качества, сила фантазии, характер ассоциативного мышления, художественная и гражданская позиция. От особенностей постижения и знания жизни зависит и ощущение новых ритмов, и нахождение новых мизансцен и красок, нового решения сценической площадки, и умение подметить новые типические характеры при создании сценических образов. «Режиссер, создатель сценического произведения, должен быть сам по себе, если можно так выразиться, социально воспитанным человеком, независимо от того материала, с которым ему приходится иметь дело. Когда он начинает работу, он как художник, и как гражданин, и как просто член человеческого семейства должен обладать чуткостью в вопросах этики, идейности...
гражданственности» .
Уже давно нет сомнения в значимости режиссера в создании сценического произведения, подтвержденной историей сценических искусств. С конца XIX века театр существует при активном участии в нем режиссера. Но стоит лишь «сравнить режиссуру в театральном спектакле с режиссурой на эстраде, как сразу выясняется, что именно на эстраде она должна быть предельно четкой, строгой и смелой в своей выразительности» . Можно смело говорить, что эстрада в смысле предъявляемых ею требований к режиссеру, особенно при постановке эстрадного номера, гораздо жестче и труднее.
Большинство работающих сегодня на эстраде режиссеров умеют осуществлять различного рода представления (в том числе всяческие «шоу», «презентации») из готовых номеров, причем порою ставят их весьма достойно. Но в то же время, как показывает та же практика, они не способны осуществить постановку эстрадного номера (как мы уже выяснили, именно номер - основная форма бытия эстрадного искусства). Поэтому для нас это положение принципиально: умение
1 Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. В 2-х т. - М.: Искус
ство, 1952, т. I, с. 251.
2 Каверин Ф.Н. Режиссура на эстраде. Цит. по сб.: Эстрада: Что? Где? За
чем?. - М.: Искусство, 1988, с. 337.
осуществлять постановку номера выявляет и проверяет способности постановщика как эстрадного режиссера.
Причину такого положения мы видим в том, что многие, считающие себя эстрадными режиссерами, игнорируют эту суть эстрадного искусства. Более того, многие из них утверждают, что поскольку основы режиссуры, ее законы общидля всех видов сценического искусства, то такая профессия, как эстрадныйрежиссер, не нужна. Мол, любой режиссер в состоянии поставить как эстрадную программу, представление, так и номер. С нашей точки зрения, если мы заботимся о дальнейшем развитии эстрадного искусства, то такая позиция вредна.
Действительно, открытое и сформулированное К.С. Станиславским учение о «сверхзадаче» и сквозном действии, о «жизни человеческого духа на сцене» - как основе основ любого зрелищного искусства, естественно, полностью относится и к искусству эстрады. Только средства и методы воздействия на публику, принципы создания сценического образа на эстраде совершенно иные, нежели в драматическом или оперном театрах. Именно это часто забывают режиссеры (и не только молодые, начинающие), механически перенося на эстраду апробированные приемы и навыки, полученные при работе в традиционном театре.
Примечательна в этом смысле неудача выдающегося режиссера нашего времени Анатолия Васильевича Эфроса. В расцвете своего таланта он был приглашен руководством московской эстрады на постановку эстрадного представления (оно называлось «Эстрада поднимает паруса»). К сожалению, надежды на успех не оправдались. Более того, постановка не сразу увидела свет, даже после значительной переработки. Помимо других причин, одной из основных было то, что А.В. Эфрос, работая с исполнителями, не учел «условий игры» эстрадного искусства, прежде всего того, что действие персонажа происходит в пространстве номера и завершается вместе с его окончанием. Получив «свои аплодисменты», за кулисы уходит не персонаж, а актер. Если же этого нет, то номер для публики не закончен. Тогда как в театре жизнь действующего лица течет непрерывно от начала спектакля до его конца, от явления к явлению, от акта к акту (даже когда действующего лица нет на сцене). Собственно, жизнь персонажа не прекращается, пока не кончится спектакль. Тем самым для зрителей создается впечатление непрерывности жизни действующего лица, даже в том случае, когда между выходами персонажа на сцену проходит по
ходу спектакля значительный отрезок времени (в некоторых пьесах -годы).
Да. В каком бы жанре сценического искусства ни работали режиссеры, основы режиссуры, ее законы общи для всех видов сценического искусства, они едины как для театрального, оперного, так и для эстрадного режиссера.
Эстрадный режиссер, как и театральный - это неповторимая творческая личность, художник, со своим присущим только ему творческим зрением, способный по-своему вскрыть смысл того или другого жизненного явления, увидев в нем новое, нетрадиционное его понимание и предугадавший, как это явление выявится в сценическом произведении, в поведении артиста и т.д.
Конечно, как и в других видах сценического искусства, помимо природной одаренности, способности удивляться и радоваться, жизненной энергии, развитой интуиции и т.д. для эстрадного режиссера так же, как и для театрального, важны развитая наблюдательность, фантазия, способность ассоциативно мыслить, творческое воображение, владение искусством композиции, способность эмоционального погружения в содержание, умение действовать целесообразно и целеустремленно подчиняя все компоненты, из которых складывается как эстрадный номер, эстрадное представление, так и драматический, оперный спектакль.
В профессии любого режиссера чрезвычайно важно умение за частностями видеть целое, умение отказываться от даже хорошей, найденной частности во имя целого. Конечно, режиссеру приходится определять, что в данной конкретной ситуации является главным, первоочередным, а что второстепенным. А для эстрадного режиссера еще немаловажным, как оказывается, является умение не терять чувства юмора в самых сложных ситуациях.
Понимание важности значения такой категории, как комическое, играетогромную роль в режиссерском творчестве на эстраде.
В отличие от театра, которому практически в равной степени подвластно большинство категорий эстетического отношения искусства к действительности, в искусстве эстрады особую, можно сказать, главенствующую роль играет комическое. То есть одна из основных категорий эстетики, суть которой, по определению Н.Г. Чернышевского -есть «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешно-
стью, имеющую притязание на содержание и реальное значение» .
При этом нам важно отметить, что в эстрадном искусстве режиссер зачастую использует все оттенки комического: юмор, иронию, сарказм, сатиру, как творчески активные формы критики.
Вот почему комическое приобретает особое значение в режиссерском творчестве на эстраде, ибо оно всегда выступает как содержательная категория, требующая ярких, выразительных форм своего существования.
Используя многообразие форм и оттенков комического, эстрадное искусство не только «развлекая - поучает» зрителя, но и удовлетворяет его естественную потребность в смехе. Практически эта особенность эстрады выражается в виде веселого, радостного зрелища.
Можно смело сказать, что смех - одна из самых главных, если не существенная реакция зрителей на эстрадном концерте, как и то, что непременное качество любого хорошего эстрадного номера - его остроумие. «Если в зрительном зале царит лишь вежливое внимание или тем более скука, то независимо от того, какие мысли звучат со сцены.
искусство эстрады не достигает цели, лишается смысла» .
В то же время эстрадный режиссер понимает, что, во-первых, смех не есть нечто абстрактное. Чтобы засмеяться, человек должен увидеть или услышать смешное и оценить его, и смех возникает тогда, когда зритель в происходящем на сцене внезапно для себя обнаруживает либо несоответствие, противоречие морали - приличию или обычаям, логике и т.п., либо неожиданно открывает какой-нибудь скрытый недостаток у персонажа (действующего лица). Во-вторых, что для эстрадного режиссера немаловажно, - на эстраде смех приобретает эстетическое значение, ибо с его помощью выявляется и оценивается смысл высмеиваемого явления. Данное обстоятельство оказывает весьма существенное влияние при выборе приемов решения и приспособлений в процессе осуществления постановки того или другого эстрадного номера.
И еще. Режиссер, ставящий эстрадный номер или программу, учитывает, что смех - величина нравственная. С его помощью общество стремится оценить или исправить то или иное конкретное явление, содействовать совершенствованию личности. Достаточно вспомнить
Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. Избранные сочинения. - М.-Л.: ГИХЛ, 1950, с. 415. * Русская советская эстрада. 1917-1929. Очерки истории, с. 21.
высказывание о смехе братьев Гонкур: «Смех - это мерка, показатель умственного развития. Люди, смеющиеся глупо, никогда не бывают остроумными. Смех - это физиономия ума» . Или, как утверждает Панталоне в пьесе В.Масса и М.Червинского «Любовь и три апельсина», в которой авторы зло высмеивают чиновников от искусства, борющихся со смехом: «смех бывает идейный, безыдейный, нужный, ненужный, наш, не наш, утробный, злобный и от щекотки...»
Это перечисление (и серьезное, и сатирическое) можно продолжить, но дело не в том, чтобы исчерпать список оттенков. Для эстрадного режиссера важно другое. Он знает, что характер смеха, во-первых, зависит от объекта и причин, вызвавших соответствующую смеховую реакцию, тот или другой оттенок смеха; и во-вторых, с каким видом связан смех: что он затрагивает, какие жизненные проблемы. Но в любом случае смех на эстраде - смех очищающий.
Эстрадная комедийность - сатира, юмор - предполагает не бытовое правдоподобие, а использование художественного преувеличения как выразительного средства.
Сила сатиры - в страстном обличении, непримиримом осмеянии всего несправедливого, абсурдного, не взирая на лица. Предметом сатиры являлись и являются глупость, жадность, зависть, зазнайство -извечные человеческие пороки. Сатира беспощадна. Она показывает дурное во всей его неприглядности и гневным смехом уничтожает его.
Чувствуя сокрушительную силу сатиры, еще в 20-е годы апологеты большевизма утверждали, что в советском обществе нет повода для сатиры. В статье Н. Крыницкого «О красном смехе» утверждалось, что сатирические жанры, в том числе фельетон, могли иметь почву в дореволюционное время. И эти взгляды были достаточно устойчивы у власть предержащих. Так, в более позднее время критик В. Блюм, руководивший музыкально-театральной секцией Главреперткома, в статье «О пределах критики» называл советскую сатиру «поповской пропагандой» и вообще говорил, что «сатира нам не нужна. Она вредна советской государственности». Естественно, что командно-тоталитарному режиму и его приверженцам сатира - нож острый. Доказательство тому - незыблемость такой позиции, когда и в 50-е годы на страницах газет и журналов развернулась дискуссия о положительном герое в сатирическом произведении. Мы можем усомниться в
Гонкур Э. и Ж. Дневники. Записки о личной жизни. В 2-х т. - М.: Художественная литература, 1964, т. I, с. 8.
правдоподобии такой дискуссии, ибо положительный герой в сатирическом искусстве - смех. Но что было, то было.
Гонения на сатиру, правда, закамуфлированные, продолжались довольно долго, хотя с трибун чуть ли не всех послевоенных партийных съездов провозглашалась необходимость критики и сатиры. По существу же, в действительности любое малейшее желание высмеять какое-либо уродливое явление жизни, недостатки рассматривались как посягательство на «устои», как попытка подорвать существующий строй. Поначалу такие произведения, такие выступления попросту запрещались, а позднее «не рекомендовались» реперткомом, чиновниками управлений культуры, комитетами КПСС всех уровней. Оценивая фарисейство властей, среди деятелей искусства (да не только среди них) было весьма популярно четверостишие сатирика Ю. Благова:
«Я - за смех!
Но нам нужны
Подобрее Щедрины,
И такие Гоголи,
Чтобы нас не трогали» .
Это же отношение к «директивной критике» выразила популярная в те годы интермедия Григория Горина и Аркадия Арканова, которую с огромным успехом исполняли Л. Миров и М. Новицкий «Никто не обидится».
Но и эта интермедия, как и куплеты «Имей в виду - в тринадцатом году» в исполнении М. Ножкина в эстрадном представлении «Вечерняя Москва», вызывали весьма негативную реакцию власть предержащих.
Вот почему сатира долгие годы сводилась к критике мелких бытовых неурядиц: кухонных скандалов, пьяниц-сантехников и т.п. Самым излюбленным объектом сатирических стрел был образ мещанина, мечтающего о тихом уюте с канарейками и фикусами да семью слониками на комоде.
Сегодня сатира, высмеивая, на первый взгляд, «мелочи», порожденные существующим порядком, ратует прежде всего за человеческий, гуманный порядок. Это хорошо чувствует современный режиссер и зритель.
Подлинная сатира, пусть самая злая (а сатира не может не быть злой), пусть самая беспощадная - немыслима без сердечной доброты,
Благов Ю.Н. Осторожный критик // Крокодил, 1953, № 12.
беспокойства самих автора, актера и режиссера о людях, веры в них. «Не злобу, а добро стремясь посеять в мире, являет истина свой светский лик в сатире» . Как очень точно подметил А.И. Райкин: «Сатира действенна только тогда, когда она подкреплена собственными мыслями, прожитой жизнью, личным опытом, личной болью» . Последнее сказанное, как показывает практика, действительно и для эстрадного режиссера.
Многолетние наблюдения говорят о том, что, наряду с сатирой, главенствующей интонацией эстрадного искусства является юмор во всех его проявлениях . Юмор пронизывает большинство эстрадных номеров. Не только разговорного или вокального (песенного). Самые искусные действия жонглера, мима, акробата, фокусника многое теряют в своей привлекательности, если они лишены юмора. Вспомним, например, поведение на сцене великолепного мастера престидижита-ции (манипуляции) Арутюна Акопяна. Его общение со зрителями пронизано мягким тонким юмором, как и виртуоза баяниста В. Ковту-на.
Мы сознательно употребили слова: «тонким юмором». «На эстраде, как и в жизни, юмор может быть неброским. Ведь любую комическую ситуацию, любой комедийный характер можно сыграть очень тонко,
не лобово» .
Можно смело сказать: наличие обостренного чувства юмора - один из признаков таланта эстрадного режиссера.
Юмор - есть некое душевное состояние, при котором в его отношении к людям сквозь критикуемые недостатки того или другого человека угадывается, в конечном итоге, его положительная внутренняя сущность. Как пишет Н.Г. Чернышевский: «...Сознавая свое внутреннее достоинство, человек, расположенный к юмору, очень хорошо видит все, что есть мелкого, невыгодного, смешного, низкого в его
1 Буало Н. Политическое искусство. - М.: Гослитиздат, 1957, песня III.
2 Цит. по кн.: Уварова Е.Д. Аркадий Райкин. — М.: Искусство, 1992, с. 324.
3 Эстраду невозможно себе представить без юмора. В противном случае с
эстрады ушли бы все разговорные жанры, шуточные танцы и песни, клоуна
ды и др. Мы уже говорили: во времена жесткой цензуры почти так и было.
Это было время медленного умирания эстрады, вырождения ее в помпезно
прославляющее искусство.
4 Уварова Е.Д.. с. 180.
положении, в его наружности, в его характере. Юмористическое расположение духа составляет смесь самоуважения и самоосмеяния... »
Юмор предполагает симпатию к людям, поведение которых заставило нас смеяться над ними, пронизывая дружеские шаржи, пародии и т.д. Более того, как говорит М.Жванецкий: «Юмор помогает выжить -сближает всех со всеми».
Чувство юмора не есть что-то однозначное для всех. Утверждение, что каждый человек, как и каждый народ, обладает своим собственным чувством юмора и собственными средствами выражения - совершенно справедливо. Как справедливо и то, что, скажем, французский народный юмор отличается изяществом, остроумием; немецкий -некоторой тяжеловесностью; английский - добродушностью, а иногда и едкой усмешкой. Русский же народный юмор очень часто пронизан горечью, а иногда и сарказмом.
Смех, вызываемый юмором - добрый смех. Эстрадный режиссер хорошо знает, что в большинстве случаев он (добрый смех) не содержит насмешки, хотя имеет самые разнообразные формы своего проявления: иронию, шутку и дружеский шарж. При этом «юмор может быть и трогательным, и мягким, и задушевным, и холодным, и колким... в такой особой форме критики, как юмор, эмоциональная ее сторона может быть озарена самыми различными духовными чувствами» .
Итак, мы можем сделать само собой напрашивающийся, очень важный для режиссера, вывод: смешное имеет два лица: добродушное, порой ироничное - юмор, и горькое, жесткое - сатиру.
Как показывает практика, сказанное имеет для режиссера не столько теоретическое, сколько прикладное значение. Взгляд художника на отрицательные явления жизни, на человеческие пороки только тогда становится справедливым в своем осуждении их, когда он (художник) влюблен в жизнь, в человека, и понимает, что есть и куда устремлены идеалы человечества.
Хочет этого или не хочет актер, в каждой его шутке, остроте всегда сказывается его собственное отношение к фактам и явлениям окружающей его жизни.
Режиссер п работе с исполнителем всегда учитывает, что шутка,
Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое. Эстетика. — М.: Гослитиздат, 1958, с. 21. ' Борев Ю. Комическое. - М.: Искусство, 1970, с. 113.
ирония , шарж приносят актеру успех, когда они становятся для него органичными.
Конечно, если мы имеем дело с юмористическим отношением к высмеиваемому явлению, то для режиссера обычно становится ясным, как важна в его действенности на зрителя степень преувеличения, которую использует исполнитель. По выражению Аристотеля, несоответствие должно быть таким, которое никому не причиняет вреда. Эстрадному искусству практически подвластны все формы комического. А объекты его высмеивания весьма разнообразны, как разнообразна сама жизнь, сам человек. Здесь и хвастуны, и подхалимы, и карьеристы, и хапуги, и мелкие плуты, педанты и формалисты, бюрократы, скопидомы, тщеславные люди, люди самонадеянные и фанфароны, и снобы и т.д., и т.п.
В каком бы виде сценического искусства ни работал режиссер, он не может обойтись без создания замысла своего будущего произведения, без умения работать с актером над созданием сценического образа, без умения верно строить сценическое действие, умения из числа множественных приспособлений, красок отобрать наиболее яркие и выразительные, соответствующие особенностям жанра исполняемого номера и т.д. Но успех этой работы режиссера на эстраде во многом (если не во всем) решает знание и учет «условий игры» данного вида сценического искусства (в исследуемом нами предмете - это «условия игры», отличающие эстраду от театра, суть которых мы изложили в предыдущей главе), ибо художественно-полноценный эстрадный но-
' Ирония (от гр. eironeia - притворство) - раскрывает истинный ценностный смысл явления в действительности. Ирония выражает истинный смысл, построенный на контрасте видимого и скрытого, когда за положительной оценкой, похвалой стоят доступные для прочтения отрицание и насмешка. Поэтому ироническое отношение имеет двойной смысл: прямой, буквальный, и скрытый, обратный. Ирония бывает особенно выразительной в устной речи, когда средствами ее служат насмешливые интонации.
2 Шарж (от фр. charge - букв, «грузить», в переносном значении - «искажение») - разновидность юмора, которая ставит своей задачей подшутить над кем-либо, представить его характерные особенности в искаженном, карикатурном виде. В дружеском шарже - доброжелательное преувеличение, подчеркивание внешних черт или особенностей характера.
Если в драматическом театре отбор красок и приспособлений, отбор действий имеет важное значение, то на эстраде он является одним из самых решающих факторов в работе эстрадного режиссера.
мер. как показывает практика эстрады, может быть создан при участии в его осуществлении эстрадного режиссера, в совершенстве знающего и владеющего особенностями жанра (особенностями «условий игры» данного жанра), то есть быть тем человеком, который может не только сказать, каким быть создаваемому номеру, но и осуществить его постановку. К этому добавим: в эстрадном искусстве умение создать образное решение номера обычно связано с глубиной и смелостью мышления, с творческой инициативой, со свободной фантазией. И конечно, со знанием и учетом особенностей создания актером сценического образа на эстраде.
«Чем будем удивлять?»- спрашивал Алексей Денисович Дикий артистов, приступая к работе над спектаклем, относя этот вопрос не только к актерам, но и к себе, а быть может, в первую очередь к себе. Думаем, что такой вопрос задает себе каждый раз эстрадный режиссер, приступая к работе над номером.
Творческое озорство, режиссерская смелость (одухотворенная острой мыслью), остроумное неожиданное решение, которое невозможно было бы предвидеть зрителю, броская концентрированная форма, вку-пе направленные для выражения художественного замысла номера -вот что свойственно эстрадному режиссеру.
Практика показывает, что сегодня успех эстрадного номера во многом зависит от оригинальности, нестандартности его трактовки, ее парадоксальности. То есть от нестандартности художественного и образного режиссерского решения. Недаром до сих пор считается, что режиссер и исполнитель «изобретают» номер. Но если режиссер находит какой-то образ номера, прием, трюк только во имя неожиданности, то это неизбежно приводит к голому трюкачеству, формализму-«Но когда неожиданная находка исходит из мысли, когда в ней угадана природа эстрады, характер номера (все равно, серьезного или смешного), когда она подсказана тем, что остронаблюдательный глаз подсмотрел в живой жизни, тогда она является чудодейственным средством в борьбе с приевшимся или опошленными частым употреблением штампами» .
И еще весьма важное обстоятельство: в эстрадном, как и в любом искусстве, в режиссуре всегда присутствует момент самовыражения. При этом в эстраде - в гораздо большей степени, чем в других видах сцени1 еского искусства.
Каверин Ф.Н. Режиссура на эстраде, с. 341.
Выражая задуманное, эстрадный режиссер облекает в художесв венную форму свои согласованные с актером творческие мысли.
Не менее важное качество эстрадного режиссера - знание всех вщ дов и жанров искусства и их особенностей, их «условий игры». Режиссер на эстраде - «это универсал, который должен до тонкостей знать и чувствовать природу каждого жанра. Иначе как сможет фанта*
зировать в стихии этого жанра, мыслить его образами» .
Только при этом условии эстрадный режиссер на основе знаний всех достижений (прошлых и настоящих) в жанре того номера, на| которым он работает, самостоятельно находит новые оригинальный пути его решения, в том числе и формы. Как показывает практика, если это качество у режиссера эстрад<