Часть 1: основные подходы к развитию творческих способностей и одаренности у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап в развитии системы образования характеризуется сменой педагогических парадигм, возникновением альтернативных образовательных проектов и систем, появлением разнообразных типов образовательных учреждений.
Характерной чертой всех преобразований в отечественной педагогике стало утверждение отношения к личности ребёнка как субъекту образования, которое предполагает ориентацию на субъект-субъектную модель взаимодействия педагога и воспитанника и означает переход от массово-репродуктивных форм и методов обучения к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим. И поскольку одним из центральных личностных образований человека являются его способности, в практике организации образовательной работы школьных и дошкольных учреждений возникает проблема выделения детей с высоким уровнем способностей, нуждающихся в обучении и воспитании по специально разработанным программам и методикам. Так, в «Концепции содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено» (2000г.) особое внимание уделяется реализации принципа дифференциации содержания образования, требующего учета способностей и возможностей ребенка, создания благоприятных условий для развития детей с высоким уровнем способностей (в том числе и одаренных).
Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания и развития ребенка, то при определении содержания и технологии дошкольного образования, необходимо учитывать аспект выявления и развития детских способностей и одарённости.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что аспект содержания и условий организации воспитательно-образовательного процесса, нацеленного на развитие творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста остается неразработанным.
Поэтому перед современным дошкольным образованием стоит проблема выявления и систематизации психолого-педагогических условий организации развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста.
Развитие творческих способностей и одаренности у старших дошкольников, на наш взгляд, будет более эффективным в рамках специальной программы на основе следующих психолого-педагогических условий:
- обеспечение ценностно-ориентированного содержания разных видов деятельности детей (художественной, познавательной, музыкальной, двигательной и др.);
- создание системы студийных занятий в рамках программы;
- создание многоуровневой развивающей среды в ДОУ, включающей в
себя компоненты развития творческих способностей и разных видов одаренности детей;
- диагностическая обеспеченность реализации программы. Разработка
диагностических программ для контроля за эффективностью развития способностей и одаренности детей;
- включение в технологию форм, средств и методов активизации творческих способностей и компонентов одаренности детей (проблемные ситуации, средства искусства, творческие задания, экскурсии, метод проектов, детское экспериментирование, моделирование и др.);
- адаптация и использование модели тематической междисциплинарной интеграции;
- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников посредством системы просвещения родителей по проблемам познавательного и социально-нравственного развития детей.
- организация методической работы с воспитателями и специалистами
ДОУ по проблеме исследования.
В данном пособии авторский коллектив МДОУ № 36 г. Вологды делает попытку обосновать педагогическую целесообразность, необходимость и возможность развития творческих способностей и одаренности в дошкольном возрасте, а так же предлагает комплекс методических материалов для организации развития творческих способностей и одаренности у старших дошкольников.
Студия «Наши песни».
Цель – Развитие творческих музыкальных (вокальных, инструментальных) способностей и одаренности детей посредством вокала и игры на музыкальных инструментах.
Студия «Василек»
Цель – Развитие творческих музыкально-ритмических способностей и одаренности детей средствами танца.
Студия «Ритм»
Цель – Развитие творческих двигательно-ритмических способностей и одаренности детей средствами ритмической гимнастики.
Студия «Юные актеры»
Цель – Развитие артистических способностей и одаренности детей посредством театрализованной деятельности.
Студия «Дельфинята»
Цель – Развитие творческих двигательных способностей и одаренности детей средствами синхронного плавания.
Студия «Волшебные слова»
Цель – Развитие творческих литературных и коммуникативных способностей и одаренности детей посредством риторики, речевого этикета и словотворчества.
Студия «Умники и умницы»
Цель - Развитие творческих интеллектуальных способностей и одаренности детей посредством развивающих игр.
Студия «Чудо-кисточка»
Цель – Развитие творческих изобразительных способностей и одаренности детей посредством изобразительной деятельности.
Тема: «Осень золотая»
№ п/п | Задачи | Оборудование Персонажи | Предварительная работа (в группе) | Распределение программного материала |
1. | Приобщать детей к коллективному творчеству. Вырабатывать умение договариваться о работе, ее содержании. Учить детей планировать свою работу, определять ее последовательность. Систематизировать знания детей о жанре живописи – пейзаже. | Лист ватмана, акварельные краски, губки для наведения фона, Фотографии, иллюстрации с изображением осеннего пейзажа | Знакомство с жанром живописи – пейзаж. Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем | Мотивация – рассматривание репродукций картин, фотографий с осенним пейзажем. Задания на сравнения: назови, чем отличаются картины? Какая погода изображена? Как вы об этом догадались? Какие изобразительные средства помогают отобразить состояния погоды и настроение художника? Д/и «Собери пейзаж» |
2. | Познакомить детей с техникой рисования акварелью по сырому листу. Учить детей планировать свою деятельность, договариваясь о последовательности работы. Развивать творческие способности. | Лист ватмана, акварельные краски, губки для наведения фона, баночки с водой, кисть. Снеговик Зайчик | Рассматривание рисунков, выполненных в технике по сырому. | Подобрать краски для наведения фона. Д/и «Подбери фон», «Подбери цвет» Наведение фона. |
3. | Познакомить детей с техникой рисования полусухой кистью. Развивать у детей творческих способности через усложнение заданий: познакомить детей с линейное перспективой. Упражнять детей в создании композиции картины. | Лист ватмана с готовым фоном. Гуашь, клеевые кисти, баночки с водой, зайчик | Рассматривание рисунков, выполненных в технике рисования полусухой кистью | Подобрать цвет краски для рисования елки. Д/и «Далеко-близко». Прорисовка елей. Творческое задание «Дорисуй» |
4. | Учить детей дополнять композицию картины деревьями и кустами, определять деревья и кусты по внешнему виду, отмечая при этом характерные различия. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – способ выдувания. Развивать у детей воображение и творческие способности. | Лист ватмана с готовым фоном и частично выполненной работой. Гуашь кисти, баночки с водой, трубочки для коктейля , зайчик | Рассматривание рисунков, выполненных способом выдувания | Подобрать краску для рисования стволов деревьев и кустов. Д/и «Назови». Прорисовка деревьев кустов. Творческое упражнение «Что это?» |
5. | Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками. Продолжать учить планировать свою совместную деятельность, ее содержание. Развивать творческие способности детей через объединение деталей в единое целое. | Лист ватмана с готовым фоном и частично выполненной работой. Гуашь кисти, баночки с водой, ватные палочки, зайчик | Рассматривание рисунков, выполненных ватными палочками. | Рассмотреть гербарий осенних листьев, обратить внимание на их окраску Беседа с детьми: «Почему осень называют золотой». Какие цвета преобладают в осеннем пейзаже Прорисовка листьев. Творческое упражнение «Составь пейзаж» (используя осенние листья) |
6. | Развивать умение видеть результат коллективного рисования, умение радоваться успехам друг друга. Развивать творческие способности детей через прорисовку мелких деталей, развивать воображение. | Коллективная работа, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой, зайчик | Рассматривание репродукций картин с изображением пейзажей. | Обратить внимание детей на мелкие детали картин, которые придают ей изящество и неповторимость, наполняют новым смыслом. Детализация коллективной работы. Творческое задание «Составь изображение» |
7. | Познакомить детей с нетрадиционными способами оформления рамки. Развивать творческие способности детей через составление авторских узоров для оформления рамки. Создавать радостное настроение от совместной работы. | Засушенные листья, семена, шишки, веточки, зайчик | Рассматривание работ в рамках, которые оформлены нетрадиционным способом | Обратить внимание на эстетический вид картин, оформленных рамками; на разнообразие выполнения рамки, на дополнение рамкой общей работы в соответствии с темой картины. Выполнение эскиза рамки. |
8. | Развивать творческие способности детей через совместное оформление рамки. Уточнить и систематизировать результаты общего труда, отметить наиболее удавшиеся детали. Порадоваться совместной работе, ее результату. | Засушенные листья, цветы, семена, шишки, веточки, клей, зайчик, снеговик. | Оформление папки иллюстраций, репродукций картин «Осень золотая» | Совместное создание рамки с использованием природных материалов. Творческое задание «Осенний коллаж» |
Примечание: аналогично проводится работа с другими подгруппами детей старшего возраста по темам: «Здравствуй, гостья Зима!», «К нам весна шагает…», «Лето жаркое пришло».
Тема: «Бабушкины сказки»
№ п/п | Задачи | Оборудование Персонажи | Предварительная работа (в группе) | Распределение программного материала |
1. | Формировать у детей умение выбирать сюжет сказки для иллюстрации. Учить детей выделять характерные особенности персонажей, их внешний вид и характер. Развивать творческое воображение детей. | Иллюстрации к русским народным сказкам, выполненные разными художниками. Кукла Машенька | Рассматривание иллюстрации в сборниках русских народных сказок | Предложить детям выбрать сказку, которую бы они хотели проиллюстрировать Обсудить характер персонажей, их внешний вид, особенности поведения Игра «Пантомима» Беседа «Как можно изобразить героя» |
2. | Учить детей составлению эскиза. Развивать творческие способности детей. Пробуждать интерес к народному творчеству. | Простой карандаш, лист бумаги А3, кукла Машенька | Нарисовать сюжеты, выбранных сказок | Анализ работ детей: отметить удавшееся, обратить внимание на ошибки. Составление эскиза выбранного персонажа. Д/и «Составь портрет сказочного героя» |
3. | Формировать у детей умение создавать фон акварелью по сырому листу; закрепить знания о линейной перспективе. Развивать творческие способности детей (усложнение заданий). Поддерживать интерес к рисованию. | Акварель, кусочек поролона, баночка с водой Кукла Машенька | Рассмотреть иллюстрации к сказке. Обратить внимание на особенности пейзажа | Беседа с детьми о том, какое настроение будет у их работы, какие цвета подойдут для рисования фона. Определить линию горизонта, особенности ландшафта. Д/и «Собери пейзаж» Прорисовка фона |
4. | Учить детей рисовать, соблюдая пропорции, используя пространство всего листа. Развивать творческие способности детей и умение передавать характер героя через прорисовку позы, одежды и т.п. | Гуашь, кисть, салфетки, баночки с водой Кукла Машенька | Просматривание мультфильмов по мотивам русских народных сказок | Вспомнить персонажей мультфильмов, способы передачи их характера, внешнего вида, поведения. Рассмотреть эскизы детей. Дать детям возможность изменить нарисованного героя. Прорисовка персонажей. |
5. | Учить детей передавать в рисунке линейную перспективу. Развивать у детей творческие способности в ходе прорисовки второго плана картины. Поддерживать интерес детей к выполнению работы, желание помочь друг другу. | Гуашь, кисть, клеевая кисть, салфетки, баночки с водой Кукла Машенька | Рассмотреть иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками. Обратить внимание на особенности изображения второго плана | Д/и «Далеко-близко», «Подбери цвет» Подобрать цвета для прорисовки второго плана. Прорисовка заднего плана картины. |
6. | Учить детей рисовать концом кисти, регулировать нажим. Развивать творческие способности детей в ходе прорисовки мелких деталей. Учить детей анализировать работы с позиций проявления творчества. Побуждать детей радоваться успехам друг друга. | Гуашь, кисть, салфетки, баночки с водой Кукла Машенька | Рассмотреть иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками. Обратить внимание на мелкие детали , придающие особый колорит работам. | Д/и «Чего не хватает» Обратить внимание детей на отсутствие деталей в композиции, которые лишают ее яркости. Прорисовка мелких деталей концом кисти, регулируя нажим |
7. | Познакомить детей с нетрадиционным способом оформления рамки. Развивать воображение и творческие способности детей. Поддерживать интерес детей к созданию целостной композиции и оформлению картины. | Тесьма, мелкие искусственные цветы, листья, бусинки Кукла Машенька | Рассматривание работ в рамках, которые оформлены нетрадиционным способом | Обратить внимание детей на эстетический вид картины, оформленной рамкой. Отметить взаимосвязь выполненной работы и рамки. Подобрать мелкие детали, которые могут украсить рамку. Составление эскиза рамки |
8. | Учить детей подбирать детали оформления рамки в соответствии с сюжетом работы. Развивать творческие способности детей посредством создания узоров для оформления рамок. Воспитывать у детей потребность помочь, радоваться успехам друг друга | Тесьма, мелкие искусственные цветы, листья, бусинки, клей Кукла Машенька | Оформление альбома иллюстраций «Ах, эти сказки!» | Создание рамок для картин из тесьмы и мелких деталей. Творческое задание «Изобрази героя, которого ты нарисовал» |
В организации студийных занятий предусматривается:
- проведение экскурсий в музеи, театры, на природу, на выставки, по городу с целью формирования ценностного отношения к объектам социального мира, искусства и природы;
- использование игровых методов (дидактических игр, элементов творческих и подвижных игр) для развития мотивации и творческой активности в структуре способностей и одаренности;
- обеспечение индивидуально-дифферинцированного подхода к детям;
- использование форм и методов работы с детьми, обеспечивающих развитие эмоций и чувств как компонента творческих способностей.
Первое и второе направление реализуется нами в системе творческих познавательных проектов и развивающих студийных занятий, представленных в приложениях №2 и №3
Третье направление обозначено нами в рамках технологии как медико-психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей.
Необходимо организовать сопровождение детей всеми специалистами:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
- выявляет уровень развития способностей, диагностирует одаренных детей на предмет их проблем, проводит развивающие (по развитию творческих способностей) и коррекционные занятия (коррекция эмоциональной сферы и социально-личностного развития), отслеживает с помощью мониторинга продвижения ребенка, его развитие, диагностирует педагогов на предмет готовности их к работе с детьми по развитию творческих способностей, оказывает психологическую поддержку и консультирует родителей и педагогов по проблеме особенностей одаренных детей;
- выявляет проблемы социализации ребенка, особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, анализирует детско-родительские отношения в семье с одаренным ребенком, консультирует родителей и педагогов по проблеме взаимоотношений с одаренным ребенком.
ВОСПИТАТЕЛЬ
- участвует в диагностике одаренности и мониторинге детей, организует индивидуально-дифференцированный подход в воспитании и обучении детей с целью развития их способностей и личности, взаимодействует с родителями.
СПЕЦИАЛИСТЫ-ПЕДАГОГИ (РУКОВОДИТЕЛИ СТУДИЙ)
- участвуют в мониторинге детей, проводят специальные студийные занятия по развитию их способностей.
Выделяются основные направления работы службы психологического сопровождения в рамках инновационного проекта:
1) организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов по основным проблемам инновационного проекта;
2) разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и планирование времени, необходимого для усвоения их разделов, с учетом актуальных возможностей детей);
3) разработка, уточнение (в процессе динамического обследования) и реализация схем и программ комплексного психологического сопровождения;
4) гигиеническое нормирование нагрузок и организация «охранительного режима» для ЦНС детей в условиях воспитания и обучения в ДОУ;
5) обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком всех специалистов ДОУ и родителей;
Четвертое направление технологии предполагает организацию работы с педагогами ДОУ, в содержание которой включены следующие основные компоненты:
- знакомство воспитателей и специалистов с формами, способами и методами развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста;
- обучение способам организации педагогической диагностики как средства обеспечения индивидуально-диффиренцированного подхода к детям и контроля за эффективностью внедрения технологии.
- обучение созданию психолого-педагогической среды, способствующей развитию ребенка,
- обучение построению ценностно-мотивированных взаимоотношений с детьми.
Пятое направление определяется как организация работы с родителями детей посещающих наше ДОУ. В рамках этого направления функционирует система педагогического образования родителей по проблемам развития творческих способностей и одаренности детей старшего дошкольного возраста.
Итогами внедрения разработанной нами технологии являются:
Во-первых, сформированность творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста включающая в себя следующие основные компоненты (на основе параметров оценки творческого потенциала ребенка Дж. Рензулли и Р. Хартмана):
1) проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;
2) предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;
3) свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
4) обладает богатой фантазией, воображением;
5) увлечен преобразованием, улучшением предметов, систем;
6) обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в разнообразных ситуациях;
7) чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;
8) нонконформист, не боится отличаться от других;
9) конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения;
10) стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности;
11) стремится к творческому использованию предметов, слов, чисел, звуков, движений и т.д..
Во-вторых, выявление группы потенциально одаренных в разных областях старших дошкольникови организация работы по развитию их одаренности. В основу выявления и развития данной категории детей положена ориентация на модельодаренности детей дошкольного возраста и профили каждого вида одаренности (Приложение № 4).
Модель одарённости детей дошкольного возраста О.М.Дьяченко состоит из трёх основных блоков.
Первый блок - это мотивация к соответствующему виду деятельности, понимаемая как проявление потребности ребёнка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребёнка.
Второй блок – операциональный (характеризуется через понятие способностей).
Третий блок - блок реализации, предполагающий возможность воплотить свои достижения, оформить результаты решения и др. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется возможностями проявлений собственной субъектности в различных видах детской деятельности.
Приложение 1
Задачи.
1. Развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность.
2. Учить детей создавать в воображении образы предметов и ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.
3. Формирование у детей познавательных умений:
- строить суждения на основе установления причинно—следственных связей,
- отражать картину окружающего мира в творческой деятельности.
4. Формировать интерес к сочинению сказок.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители старших и подготовительных групп, педагог-психолог, руководитель студии Казначеева С.Б.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования. Во время проведения книжной выставки «Наши любимые сказки» детей заинтересовала книга «Русские волшебные сказки» с великолепными иллюстрациями русских художников: «А кто написал эту книгу?» - задавали вопрос дети. Узнав, что автор сказок русский народ, дети были удивлены.
Гипотеза исследования. Чтобы научиться самим сочинять сказки необходимо познакомиться со сказками многих народов (русскими, украинскими, немецкими и т.д.); внимательно рассматривать иллюстрации в книгах; стараться, как можно больше узнать интересного об окружающим шире; развивать свою речь и фантазию.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. познакомится с сюжетами, содержанием, героями, особенностями языка сказок и стихов разных народов;
2. проанализировать иллюстрации к сказкам таких художников-иллюстраторов как: Васнецов Ю.Н., Антоненков Е., Бабюк С. и др.;
3. упражняться в пересказывании сказок и чтении стихов;
4. научиться сочинять сказки и стихи.
Результаты исследования:
- библиотека книг сказок разных народов;
- сборник «Наша книга сказок» (сказки, придуманные детьми);
- сборник «Наша книга стихотворений» (стихотворения, придуманные детьми);
- сборник «Семейные сказки» (сказки, придуманные всей семьей);
- альбом рисунков детей «Волшебные вещи»;
- коллекция «волшебных» вещей;
- картотека игр, направленных на развитие творческого мышления детей.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1. сбор, анализ и систематизация информации:
- чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок из сборников «Русские волшебные сказки» и «Сказки народов мира»;
- рассматривание и анализ иллюстраций к сказкам таких художников как: Ю. Николаев, С. Бабюк, Е. Антоненков.
- анализ содержания книги «Русская живопись» - картины Васнецова по мотивам русских народных сказок; портреты в исполнении русских художников;
- заучивание с детьми стихотворений, присказок, загадок и т.п.;
- индивидуальная работа с детьми по наглядной модели сказки;
- посещение и обсуждение книжной выставки «Сказки» в педкабинете;
- аппликация «Мой любимый сказочный герой»;
- ручной труд «Волшебные вещи»: волшебный клубочек, волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка;
- выставка «Сочиняем сказку всей семьей» - поделки из пластилина и бросового материала, тексты семейных сказок;
- викторина «Наши сказки»;
- экскурсия в детскую библиотеку с целью знакомства детей с работой библиотеки и библиотекаря; расширения кругозора детей.
2. Творческая деятельность детей:
- психогимнастика «Веселые человечки», «Котята-шалунишки», «Лесные мышки» и т.д.;
- психологические этюды «Ежата», «Березка» и т.д.;
- игры – путешествия «Путешествие по сказкам», «Путешествие в мультляндию»;
- игры – импровизации «Я- листочек», «Тополиные пушинки», «Стрекоза», «Капелька» и др.;
- игры на развитие воображения «Добрые животные», «Собираемся на бал» и др.;
- игры – беседы на развитие воображения «Ты – маленький паучок», «Представь, что ты качели…» и т.д.;
- сочинение присказок;
- коллективное сочинение сказок;
- сочинение своей сказки;
-иллюстрирование своей сказки;
- режиссерские игры по сказкам «Баба-Яга», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поресенка»
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:
- участие в финале «Супер-дети»;
- презентация «Книги сказок», «Книги стихотворений», книг «Семейные сказки»;
- выставка рисунков и аппликативных работ на тему: «Портрет героя сказки», поделок «Волшебные вещи»;
- открытое занятие для родителей – коллективное сочинение сказки «История про веселых человечков».
Задачи.
1. Уточнение, обогащение и систематизация специальных знаний дошкольников в области гимнастики.
2. Формирование гимнастических умений детей и их актуализация в акробатической деятельности.
3. Закрепление умения отражать картину окружающего мира в творческой двигательной деятельности.
4. Развитие интереса детей к своему здоровью и здоровью окружающих и стремление укреплять здоровье посредством акробатики.
5. Воспитание у детей эстетических, волевых, нравственных качеств, осознанного отношения к познавательной и двигательной деятельности, чувства товарищества и т.д.
Участники проекта: дети, воспитатели и родители старших и подготовительных групп, воспитатель по физической культуре, педагог-психолог.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования: однажды воспитатель по физической культуре зашла к детям на группу и увидев, что один мальчик, посещавший секцию спортивной гимнастики, показывает детям этюды, элементы акробатических упражнений, а все остальные дети встали вокруг него и хлопают в ладоши, кто-то пытается повторить некоторые элементы. У детей появились вопросы: «А как это он делает?», «Кто его так научил?» и.т.д.
Гипотеза исследования: для того чтобы овладеть основами акробатики, необходимо познакомиться с особенностями данного вида спорта, научиться выполнять доступные детям упражнения, взаимодействовать с партнерами по действиям, стремиться выполнять упражнения качественно и красиво.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи:
- познакомиться с гимнастикой, как видом спорта: историей гимнастики, достижениями известных спортсменов – гимнастов, особенностями гимнастики в сравнении с другими видами спорта;
- овладеть простейшими умениями акробатическими упражнениями и разными вариантами их выполнения;
- стремиться к творческому выполнению упражнений (этюдов);
- развивать двигательные способности (сила, быстрота и т.д.)
Результаты исследования:
-финальное выступление с акробатическим этюдом;
-альбом иллюстраций «Акробаты и гимнасты»;
-картотека опорных сигналов и схем акробатических упражнений;
- Фотоальбом «Юные гимнасты»;
-сборник загадок, стихов, пословиц о спорте и спортивном инвентаре;
- альбом творческих работ детей на тему: «Я занимаюсь акробатикой»;
- дидактические игры, сделанные детьми и родителями: «Спорт-лото», «Спорт-домино», «Одень спортсмена», «Угадай-ка».
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1.Сбор и систематизация информации об акробатических упражнениях, гимнастике, о спорте:
- чтение и обсуждение стихотворений Е. Ильина «Цели», «Велосипед», А. Кузнецовой «Зарядка» и других;
- заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Зарядка»;
- экскурсия в спортивный клуб «Текстильщик» - «Тренировка акробатов» с целью знакомства детей с оснащением спортивного зала; дать представление о профессии тренера и о спортсменах;
- подборка иллюстраций на тему: «Гимнастика – радость наша»;
- рассматривание иллюстраций, спортивных газет: «Советский спорт», «Спортивная жизнь Вологодчины», «Спортивная Россия»;
- оформление альбома со спортивными иллюстрациями;
- оформление выставки рисунков на тему: «Как я занимаюсь спортом»;
- познавательные беседы на тему: «Акробатика – что это?», «Без разминки никуда», «Наш скелет и акробатика».
2. Двигательная деятельность детей:
- разучивание акробатических упражнений;
- комбинирование упражнений в комплексе и этюды.
3. Познавательно-творческая деятельность детей:
- организация игр с элементами акробатики: «Замри», «Заморожу», «Колобки», «Клубочки», «Ворота».
- организация совместно с воспитателями и самостоятельно дидактических игр: «Спорт – лото», «Спорт – домино», «Одень спортсмена», «Угадай-ка»;
- совместное оформление фотоальбома «Юные гимнасты»;
- рисование на тему «Как я занимаюсь спортом»;
- разработка новых правил подвижных игр;
- составление акробатических этюдов с использованием опорных схем и сигналов.
3 этап. Презентация результатов исследовательского проекта.
- Праздник-финал «Супер-дети» - показательный акробатический номер.
- Выставка: фотоальбом, рисунки детей, картотека опорных схем, картотека подвижных игр с элементами акробатики с указанием автора (ребенка или родителя), дидактические игры.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования.
Дети старшего дошкольного возраста любят читать и сочинять рассказы, сказки и т.д. Однажды после чтения и пересказа сказки я предложила детям нарисовать героев, передав в рисунке их характер. Детей заинтересовало, как с помощью рисунка можно изобразить не только внешний вид персонажа, но и его характер, настроение, образ жизни персонажа.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы). Для того, чтобы передать не только внешний вид, но и другие особенности персонажа, необходимо знать специальные материалы, способы и средства выразительности, умело ими пользоваться.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- изучить особенности портретной живописи, правила написания портрета и способы реализации задуманного образа;
- освоить способы работы с материалами и средствами художественной выразительности в процессе рисования портрета;
- познакомиться с произведениями знаменитых художников-портретистов.
Результаты исследования:
- коллекция репродукций картин знаменитых художников;
-выставка портретов выполненных детьми к сказке И.Я. Якушиной «Сказка про царя Егора»;
- картотека игр, развивающих творческое мышление детей в изодеятельности;
- сборник «Мы рисуем» (загадки, стихотворения о художественных материалах);
- коллекция материалов для оформления рамок портретов;
- альбом «Сказки Изостраны».
2 этап. Организация исследования в рамках проекта:
1.Сбор и анализ информации о жанрах портретной живописи и способах их реализации.
- беседа о разнообразных видах портретной живописи;
- экскурсия в картинную галерею. Цель: познакомить детей с портретной живописью.
- отбор и систематизация детьми, педагогами и родителями иллюстраций с изображениями персонажей сказки, рисунки, выполненные разными авторами;
- подбор материалов для изготовления рамок портретов, выполненных детьми;
- изготовление картотеки дидактических игр, развивающих творческое мышление: «Изобрази персонаж», «Рисунок по кругу», «Волшебные кляксы» и т.п.;
- чтение сказки из сборника «Сказки Изостраны»;
- смешивание красок для получе6ния новых цветов;
- упражнение в использовании нетрадиционных инструментов для рисования (штампики – поролоновые и картофельные; трубочки для коктейля, тычок, ватные палочки, палочки с заостренным концом).
2.Творческая познавательная деятельность детей.
-дидактические игры «Побери цвет к настроению», «Собери портрет», «Волшебные очки» и др.
- выполнение портретов героев «Сказки про царя Егора»;
- оформление рамки портрета;
- совместная организация выставки «Выставка портретов»;
- оформление сборника «Мы рисуем»;
- оформление сборника «Сказки Изостраны»;
- изготовление коллажей «Сказочные персонажи».
3 этап. Презентация результатов исследования.
- Участие в финальном конкурсе «Супер-дети» - презентация выставки портретов персонажей к сказке И.А. Якушиной «Сказка про царя Егора»;
- презентация сборника загадок и стихотворений о художественных материалах «Мы рисуем»;
- презентация сборника «Сказки Изостраны»;
- открытое занятие для родителей «Оформление рамок для портретов»;
- коллекция материалов для оформления рамок.
Тема проекта: «Наши танцы»
Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей и одаренности дошкольников средствами танца.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к танцевальной культуре и формировать представления о традициях русского и восточного танца, основных особенностях музыки и движений
2. Развивать танцевальное творчество детей, учить придумывать движения к танцам, составлять композицию танца;
3. Развивать у детей чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, свободно ориентироваться в пространстве.
4. Актуализация музыкально-ритмические умения детей в разнообразных ситуациях.
5. Воспитывать у детей стремление к взаимодействию с партнерами в танце.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители старших и подготовительных групп, руководители студии, музыкальный руководитель.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования. После посещения отчетного концер<