Часть 1: основные подходы к развитию творческих способностей и одаренности у детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап в развитии системы образования характеризуется сменой педагогических парадигм, возникновением альтернативных образовательных проектов и систем, появлением разнообразных типов образовательных учреждений.

Характерной чертой всех преобразований в отечественной педагогике стало утверждение отношения к личности ребёнка как субъекту образования, которое предполагает ориентацию на субъект-субъектную модель взаимодействия педагога и воспитанника и означает переход от массово-репродуктивных форм и методов обучения к личностно-ориентированным, индивидуально-творческим. И поскольку одним из центральных личностных образований человека являются его способности, в практике организации образовательной работы школьных и дошкольных учреждений возникает проблема выделения детей с высоким уровнем способностей, нуждающихся в обучении и воспитании по специально разработанным программам и методикам. Так, в «Концепции содержания непрерывного образования: дошкольное и начальное звено» (2000г.) особое внимание уделяется реализации принципа дифференциации содержания образования, требующего учета способностей и возможностей ребенка, создания благоприятных условий для развития детей с высоким уровнем способностей (в том числе и одаренных).

Поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы воспитания и развития ребенка, то при определении содержания и технологии дошкольного образования, необходимо учитывать аспект выявления и развития детских способностей и одарённости.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что аспект содержания и условий организации воспитательно-образовательного процесса, нацеленного на развитие творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста остается неразработанным.

Поэтому перед современным дошкольным образованием стоит проблема выявления и систематизации психолого-педагогических условий организации развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей и одаренности у старших дошкольников, на наш взгляд, будет более эффективным в рамках специальной программы на основе следующих психолого-педагогических условий:

- обеспечение ценностно-ориентированного содержания разных видов деятельности детей (художественной, познавательной, музыкальной, двигательной и др.);

- создание системы студийных занятий в рамках программы;

- создание многоуровневой развивающей среды в ДОУ, включающей в
себя компоненты развития творческих способностей и разных видов одаренности детей;

- диагностическая обеспеченность реализации программы. Разработка
диагностических программ для контроля за эффективностью развития способностей и одаренности детей;

- включение в технологию форм, средств и методов активизации творческих способностей и компонентов одаренности детей (проблемные ситуации, средства искусства, творческие задания, экскурсии, метод проектов, детское экспериментирование, моделирование и др.);

- адаптация и использование модели тематической междисциплинарной интеграции;

- организация взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников посредством системы просвещения родителей по проблемам познавательного и социально-нравственного развития детей.

- организация методической работы с воспитателями и специалистами
ДОУ по проблеме исследования.

В данном пособии авторский коллектив МДОУ № 36 г. Вологды делает попытку обосновать педагогическую целесообразность, необходимость и возможность развития творческих способностей и одаренности в дошкольном возрасте, а так же предлагает комплекс методических материалов для организации развития творческих способностей и одаренности у старших дошкольников.

Студия «Наши песни».

Цель – Развитие творческих музыкальных (вокальных, инструментальных) способностей и одаренности детей посредством вокала и игры на музыкальных инструментах.

Студия «Василек»

Цель – Развитие творческих музыкально-ритмических способностей и одаренности детей средствами танца.

Студия «Ритм»

Цель – Развитие творческих двигательно-ритмических способностей и одаренности детей средствами ритмической гимнастики.

Студия «Юные актеры»

Цель – Развитие артистических способностей и одаренности детей посредством театрализованной деятельности.

Студия «Дельфинята»

Цель – Развитие творческих двигательных способностей и одаренности детей средствами синхронного плавания.

Студия «Волшебные слова»

Цель – Развитие творческих литературных и коммуникативных способностей и одаренности детей посредством риторики, речевого этикета и словотворчества.

Студия «Умники и умницы»

Цель - Развитие творческих интеллектуальных способностей и одаренности детей посредством развивающих игр.

Студия «Чудо-кисточка»

Цель – Развитие творческих изобразительных способностей и одаренности детей посредством изобразительной деятельности.

Тема: «Осень золотая»

№ п/п Задачи Оборудование Персонажи Предварительная работа (в группе) Распределение программного материала
1. Приобщать детей к коллективному творчеству. Вырабатывать умение договариваться о работе, ее содержании. Учить детей планировать свою работу, определять ее последовательность. Систематизировать знания детей о жанре живописи – пейзаже. Лист ватмана, акварельные краски, губки для наведения фона, Фотографии, иллюстрации с изображением осеннего пейзажа Знакомство с жанром живописи – пейзаж. Рассматривание иллюстраций с осенним пейзажем Мотивация – рассматривание репродукций картин, фотографий с осенним пейзажем. Задания на сравнения: назови, чем отличаются картины? Какая погода изображена? Как вы об этом догадались? Какие изобразительные средства помогают отобразить состояния погоды и настроение художника? Д/и «Собери пейзаж»
2. Познакомить детей с техникой рисования акварелью по сырому листу. Учить детей планировать свою деятельность, договариваясь о последовательности работы. Развивать творческие способности. Лист ватмана, акварельные краски, губки для наведения фона, баночки с водой, кисть. Снеговик Зайчик   Рассматривание рисунков, выполненных в технике по сырому. Подобрать краски для наведения фона. Д/и «Подбери фон», «Подбери цвет» Наведение фона.
3. Познакомить детей с техникой рисования полусухой кистью. Развивать у детей творческих способности через усложнение заданий: познакомить детей с линейное перспективой. Упражнять детей в создании композиции картины. Лист ватмана с готовым фоном. Гуашь, клеевые кисти, баночки с водой, зайчик Рассматривание рисунков, выполненных в технике рисования полусухой кистью Подобрать цвет краски для рисования елки. Д/и «Далеко-близко». Прорисовка елей. Творческое задание «Дорисуй»
4. Учить детей дополнять композицию картины деревьями и кустами, определять деревья и кусты по внешнему виду, отмечая при этом характерные различия. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – способ выдувания. Развивать у детей воображение и творческие способности. Лист ватмана с готовым фоном и частично выполненной работой. Гуашь кисти, баночки с водой, трубочки для коктейля , зайчик Рассматривание рисунков, выполненных способом выдувания Подобрать краску для рисования стволов деревьев и кустов. Д/и «Назови». Прорисовка деревьев кустов. Творческое упражнение «Что это?»
5. Познакомить детей с техникой рисования ватными палочками. Продолжать учить планировать свою совместную деятельность, ее содержание. Развивать творческие способности детей через объединение деталей в единое целое. Лист ватмана с готовым фоном и частично выполненной работой. Гуашь кисти, баночки с водой, ватные палочки, зайчик Рассматривание рисунков, выполненных ватными палочками. Рассмотреть гербарий осенних листьев, обратить внимание на их окраску Беседа с детьми: «Почему осень называют золотой». Какие цвета преобладают в осеннем пейзаже Прорисовка листьев. Творческое упражнение «Составь пейзаж» (используя осенние листья)
6. Развивать умение видеть результат коллективного рисования, умение радоваться успехам друг друга. Развивать творческие способности детей через прорисовку мелких деталей, развивать воображение. Коллективная работа, гуашь, кисти, салфетки, баночка с водой, зайчик Рассматривание репродукций картин с изображением пейзажей. Обратить внимание детей на мелкие детали картин, которые придают ей изящество и неповторимость, наполняют новым смыслом. Детализация коллективной работы. Творческое задание «Составь изображение»
7. Познакомить детей с нетрадиционными способами оформления рамки. Развивать творческие способности детей через составление авторских узоров для оформления рамки. Создавать радостное настроение от совместной работы. Засушенные листья, семена, шишки, веточки, зайчик Рассматривание работ в рамках, которые оформлены нетрадиционным способом Обратить внимание на эстетический вид картин, оформленных рамками; на разнообразие выполнения рамки, на дополнение рамкой общей работы в соответствии с темой картины. Выполнение эскиза рамки.
8. Развивать творческие способности детей через совместное оформление рамки. Уточнить и систематизировать результаты общего труда, отметить наиболее удавшиеся детали. Порадоваться совместной работе, ее результату. Засушенные листья, цветы, семена, шишки, веточки, клей, зайчик, снеговик. Оформление папки иллюстраций, репродукций картин «Осень золотая» Совместное создание рамки с использованием природных материалов. Творческое задание «Осенний коллаж»

Примечание: аналогично проводится работа с другими подгруппами детей старшего возраста по темам: «Здравствуй, гостья Зима!», «К нам весна шагает…», «Лето жаркое пришло».

Тема: «Бабушкины сказки»

№ п/п Задачи Оборудование Персонажи Предварительная работа (в группе) Распределение программного материала
1. Формировать у детей умение выбирать сюжет сказки для иллюстрации. Учить детей выделять характерные особенности персонажей, их внешний вид и характер. Развивать творческое воображение детей. Иллюстрации к русским народным сказкам, выполненные разными художниками. Кукла Машенька Рассматривание иллюстрации в сборниках русских народных сказок Предложить детям выбрать сказку, которую бы они хотели проиллюстрировать Обсудить характер персонажей, их внешний вид, особенности поведения Игра «Пантомима» Беседа «Как можно изобразить героя»
2. Учить детей составлению эскиза. Развивать творческие способности детей. Пробуждать интерес к народному творчеству. Простой карандаш, лист бумаги А3, кукла Машенька Нарисовать сюжеты, выбранных сказок Анализ работ детей: отметить удавшееся, обратить внимание на ошибки. Составление эскиза выбранного персонажа. Д/и «Составь портрет сказочного героя»
3. Формировать у детей умение создавать фон акварелью по сырому листу; закрепить знания о линейной перспективе. Развивать творческие способности детей (усложнение заданий). Поддерживать интерес к рисованию. Акварель, кусочек поролона, баночка с водой Кукла Машенька Рассмотреть иллюстрации к сказке. Обратить внимание на особенности пейзажа Беседа с детьми о том, какое настроение будет у их работы, какие цвета подойдут для рисования фона. Определить линию горизонта, особенности ландшафта. Д/и «Собери пейзаж» Прорисовка фона
4. Учить детей рисовать, соблюдая пропорции, используя пространство всего листа. Развивать творческие способности детей и умение передавать характер героя через прорисовку позы, одежды и т.п. Гуашь, кисть, салфетки, баночки с водой Кукла Машенька Просматривание мультфильмов по мотивам русских народных сказок Вспомнить персонажей мультфильмов, способы передачи их характера, внешнего вида, поведения. Рассмотреть эскизы детей. Дать детям возможность изменить нарисованного героя. Прорисовка персонажей.
5. Учить детей передавать в рисунке линейную перспективу. Развивать у детей творческие способности в ходе прорисовки второго плана картины. Поддерживать интерес детей к выполнению работы, желание помочь друг другу. Гуашь, кисть, клеевая кисть, салфетки, баночки с водой Кукла Машенька Рассмотреть иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками. Обратить внимание на особенности изображения второго плана Д/и «Далеко-близко», «Подбери цвет» Подобрать цвета для прорисовки второго плана. Прорисовка заднего плана картины.
6. Учить детей рисовать концом кисти, регулировать нажим. Развивать творческие способности детей в ходе прорисовки мелких деталей. Учить детей анализировать работы с позиций проявления творчества. Побуждать детей радоваться успехам друг друга. Гуашь, кисть, салфетки, баночки с водой Кукла Машенька Рассмотреть иллюстрации к сказке, выполненные разными художниками. Обратить внимание на мелкие детали , придающие особый колорит работам. Д/и «Чего не хватает» Обратить внимание детей на отсутствие деталей в композиции, которые лишают ее яркости. Прорисовка мелких деталей концом кисти, регулируя нажим
7. Познакомить детей с нетрадиционным способом оформления рамки. Развивать воображение и творческие способности детей. Поддерживать интерес детей к созданию целостной композиции и оформлению картины. Тесьма, мелкие искусственные цветы, листья, бусинки Кукла Машенька Рассматривание работ в рамках, которые оформлены нетрадиционным способом Обратить внимание детей на эстетический вид картины, оформленной рамкой. Отметить взаимосвязь выполненной работы и рамки. Подобрать мелкие детали, которые могут украсить рамку. Составление эскиза рамки
8. Учить детей подбирать детали оформления рамки в соответствии с сюжетом работы. Развивать творческие способности детей посредством создания узоров для оформления рамок. Воспитывать у детей потребность помочь, радоваться успехам друг друга Тесьма, мелкие искусственные цветы, листья, бусинки, клей Кукла Машенька Оформление альбома иллюстраций «Ах, эти сказки!» Создание рамок для картин из тесьмы и мелких деталей. Творческое задание «Изобрази героя, которого ты нарисовал»

В организации студийных занятий предусматривается:

- проведение экскурсий в музеи, театры, на природу, на выставки, по городу с целью формирования ценностного отношения к объектам социального мира, искусства и природы;

- использование игровых методов (дидактических игр, элементов творческих и подвижных игр) для развития мотивации и творческой активности в структуре способностей и одаренности;

- обеспечение индивидуально-дифферинцированного подхода к детям;

- использование форм и методов работы с детьми, обеспечивающих развитие эмоций и чувств как компонента творческих способностей.

Первое и второе направление реализуется нами в системе творческих познавательных проектов и развивающих студийных занятий, представленных в приложениях №2 и №3

Третье направление обозначено нами в рамках технологии как медико-психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей.

Необходимо организовать сопровождение детей всеми специалистами:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

- выявляет уровень развития способностей, диагностирует одаренных детей на предмет их проблем, проводит развивающие (по развитию творческих способностей) и коррекционные занятия (коррекция эмоциональной сферы и социально-личностного развития), отслеживает с помощью мониторинга продвижения ребенка, его развитие, диагностирует педагогов на предмет готовности их к работе с детьми по развитию творческих способностей, оказывает психологическую поддержку и консультирует родителей и педагогов по проблеме особенностей одаренных детей;

- выявляет проблемы социализации ребенка, особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, анализирует детско-родительские отношения в семье с одаренным ребенком, консультирует родителей и педагогов по проблеме взаимоотношений с одаренным ребенком.

ВОСПИТАТЕЛЬ

- участвует в диагностике одаренности и мониторинге детей, организует индивидуально-дифференцированный подход в воспитании и обучении детей с целью развития их способностей и личности, взаимодействует с родителями.

СПЕЦИАЛИСТЫ-ПЕДАГОГИ (РУКОВОДИТЕЛИ СТУДИЙ)

- участвуют в мониторинге детей, проводят специальные студийные занятия по развитию их способностей.

Выделяются основные направления работы службы психологического сопровождения в рамках инновационного проекта:

1) организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов по основным проблемам инновационного проекта;

2) разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и планирование времени, необходимого для усвоения их разделов, с учетом актуальных возможностей детей);

3) разработка, уточнение (в процессе динамического обследования) и реализация схем и программ комплексного психологического сопровождения;

4) гигиеническое нормирование нагрузок и организация «охранительного режима» для ЦНС детей в условиях воспитания и обучения в ДОУ;

5) обеспечение преемственности и последовательности работы с ребенком всех специалистов ДОУ и родителей;

Четвертое направление технологии предполагает организацию работы с педагогами ДОУ, в содержание которой включены следующие основные компоненты:

- знакомство воспитателей и специалистов с формами, способами и методами развития творческих способностей и одаренности детей дошкольного возраста;

- обучение способам организации педагогической диагностики как средства обеспечения индивидуально-диффиренцированного подхода к детям и контроля за эффективностью внедрения технологии.

- обучение созданию психолого-педагогической среды, способствующей развитию ребенка,

- обучение построению ценностно-мотивированных взаимоотношений с детьми.

Пятое направление определяется как организация работы с родителями детей посещающих наше ДОУ. В рамках этого направления функционирует система педагогического образования родителей по проблемам развития творческих способностей и одаренности детей старшего дошкольного возраста.

Итогами внедрения разработанной нами технологии являются:

Во-первых, сформированность творческих способностей ребенка старшего дошкольного возраста включающая в себя следующие основные компоненты (на основе параметров оценки творческого потенциала ребенка Дж. Рензулли и Р. Хартмана):

1) проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;

2) предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы;

3) свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;

4) обладает богатой фантазией, воображением;

5) увлечен преобразованием, улучшением предметов, систем;

6) обладает хорошо развитым чувством юмора и видит юмор в разнообразных ситуациях;

7) чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические характеристики вещей, предметов;

8) нонконформист, не боится отличаться от других;

9) конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения;

10) стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности;

11) стремится к творческому использованию предметов, слов, чисел, звуков, движений и т.д..

Во-вторых, выявление группы потенциально одаренных в разных областях старших дошкольникови организация работы по развитию их одаренности. В основу выявления и развития данной категории детей положена ориентация на модельодаренности детей дошкольного возраста и профили каждого вида одаренности (Приложение № 4).

Модель одарённости детей дошкольного возраста О.М.Дьяченко состоит из трёх основных блоков.

Первый блок - это мотивация к соответствующему виду деятельности, понимаемая как проявление потребности ребёнка в расширении своих возможностей действий в новых ситуациях. Эта активность носит продуктивный характер и подключена к целостному опыту ребёнка.

Второй блок – операциональный (характеризуется через понятие способностей).

Третий блок - блок реализации, предполагающий возможность воплотить свои достижения, оформить результаты решения и др. У детей дошкольного возраста блок реализации характеризуется возможностями проявлений собственной субъектности в различных видах детской деятельности.

Приложение 1

Задачи.

1. Развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность.

2. Учить детей создавать в воображении образы предметов и ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.

3. Формирование у детей познавательных умений:

- строить суждения на основе установления причинно—следственных связей,

- отражать картину окружающего мира в творческой деятельности.

4. Формировать интерес к сочинению сказок.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители старших и подготовительных групп, педагог-психолог, руководитель студии Казначеева С.Б.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования. Во время проведения книжной выставки «Наши любимые сказки» детей заинтересовала книга «Русские волшебные сказки» с великолепными иллюстрациями русских художников: «А кто написал эту книгу?» - задавали вопрос дети. Узнав, что автор сказок русский народ, дети были удивлены.

Гипотеза исследования. Чтобы научиться самим сочинять сказки необходимо познакомиться со сказками многих народов (русскими, украинскими, немецкими и т.д.); внимательно рассматривать иллюстрации в книгах; стараться, как можно больше узнать интересного об окружающим шире; развивать свою речь и фантазию.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1. познакомится с сюжетами, содержанием, героями, особенностями языка сказок и стихов разных народов;

2. проанализировать иллюстрации к сказкам таких художников-иллюстраторов как: Васнецов Ю.Н., Антоненков Е., Бабюк С. и др.;

3. упражняться в пересказывании сказок и чтении стихов;

4. научиться сочинять сказки и стихи.

Результаты исследования:

- библиотека книг сказок разных народов;

- сборник «Наша книга сказок» (сказки, придуманные детьми);

- сборник «Наша книга стихотворений» (стихотворения, придуманные детьми);

- сборник «Семейные сказки» (сказки, придуманные всей семьей);

- альбом рисунков детей «Волшебные вещи»;

- коллекция «волшебных» вещей;

- картотека игр, направленных на развитие творческого мышления детей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. сбор, анализ и систематизация информации:

- чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок из сборников «Русские волшебные сказки» и «Сказки народов мира»;

- рассматривание и анализ иллюстраций к сказкам таких художников как: Ю. Николаев, С. Бабюк, Е. Антоненков.

- анализ содержания книги «Русская живопись» - картины Васнецова по мотивам русских народных сказок; портреты в исполнении русских художников;

- заучивание с детьми стихотворений, присказок, загадок и т.п.;

- индивидуальная работа с детьми по наглядной модели сказки;

- посещение и обсуждение книжной выставки «Сказки» в педкабинете;

- аппликация «Мой любимый сказочный герой»;

- ручной труд «Волшебные вещи»: волшебный клубочек, волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка;

- выставка «Сочиняем сказку всей семьей» - поделки из пластилина и бросового материала, тексты семейных сказок;

- викторина «Наши сказки»;

- экскурсия в детскую библиотеку с целью знакомства детей с работой библиотеки и библиотекаря; расширения кругозора детей.

2. Творческая деятельность детей:

- психогимнастика «Веселые человечки», «Котята-шалунишки», «Лесные мышки» и т.д.;

- психологические этюды «Ежата», «Березка» и т.д.;

- игры – путешествия «Путешествие по сказкам», «Путешествие в мультляндию»;

- игры – импровизации «Я- листочек», «Тополиные пушинки», «Стрекоза», «Капелька» и др.;

- игры на развитие воображения «Добрые животные», «Собираемся на бал» и др.;

- игры – беседы на развитие воображения «Ты – маленький паучок», «Представь, что ты качели…» и т.д.;

- сочинение присказок;

- коллективное сочинение сказок;

- сочинение своей сказки;

-иллюстрирование своей сказки;

- режиссерские игры по сказкам «Баба-Яга», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поресенка»

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:

- участие в финале «Супер-дети»;

- презентация «Книги сказок», «Книги стихотворений», книг «Семейные сказки»;

- выставка рисунков и аппликативных работ на тему: «Портрет героя сказки», поделок «Волшебные вещи»;

- открытое занятие для родителей – коллективное сочинение сказки «История про веселых человечков».

Задачи.

1. Уточнение, обогащение и систематизация специальных знаний дошкольников в области гимнастики.

2. Формирование гимнастических умений детей и их актуализация в акробатической деятельности.

3. Закрепление умения отражать картину окружающего мира в творческой двигательной деятельности.

4. Развитие интереса детей к своему здоровью и здоровью окружающих и стремление укреплять здоровье посредством акробатики.

5. Воспитание у детей эстетических, волевых, нравственных качеств, осознанного отношения к познавательной и двигательной деятельности, чувства товарищества и т.д.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители старших и подготовительных групп, воспитатель по физической культуре, педагог-психолог.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования: однажды воспитатель по физической культуре зашла к детям на группу и увидев, что один мальчик, посещавший секцию спортивной гимнастики, показывает детям этюды, элементы акробатических упражнений, а все остальные дети встали вокруг него и хлопают в ладоши, кто-то пытается повторить некоторые элементы. У детей появились вопросы: «А как это он делает?», «Кто его так научил?» и.т.д.

Гипотеза исследования: для того чтобы овладеть основами акробатики, необходимо познакомиться с особенностями данного вида спорта, научиться выполнять доступные детям упражнения, взаимодействовать с партнерами по действиям, стремиться выполнять упражнения качественно и красиво.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи:

- познакомиться с гимнастикой, как видом спорта: историей гимнастики, достижениями известных спортсменов – гимнастов, особенностями гимнастики в сравнении с другими видами спорта;

- овладеть простейшими умениями акробатическими упражнениями и разными вариантами их выполнения;

- стремиться к творческому выполнению упражнений (этюдов);

- развивать двигательные способности (сила, быстрота и т.д.)

Результаты исследования:

-финальное выступление с акробатическим этюдом;

-альбом иллюстраций «Акробаты и гимнасты»;

-картотека опорных сигналов и схем акробатических упражнений;

- Фотоальбом «Юные гимнасты»;

-сборник загадок, стихов, пословиц о спорте и спортивном инвентаре;

- альбом творческих работ детей на тему: «Я занимаюсь акробатикой»;

- дидактические игры, сделанные детьми и родителями: «Спорт-лото», «Спорт-домино», «Одень спортсмена», «Угадай-ка».

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1.Сбор и систематизация информации об акробатических упражнениях, гимнастике, о спорте:

- чтение и обсуждение стихотворений Е. Ильина «Цели», «Велосипед», А. Кузнецовой «Зарядка» и других;

- заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Зарядка»;

- экскурсия в спортивный клуб «Текстильщик» - «Тренировка акробатов» с целью знакомства детей с оснащением спортивного зала; дать представление о профессии тренера и о спортсменах;

- подборка иллюстраций на тему: «Гимнастика – радость наша»;

- рассматривание иллюстраций, спортивных газет: «Советский спорт», «Спортивная жизнь Вологодчины», «Спортивная Россия»;

- оформление альбома со спортивными иллюстрациями;

- оформление выставки рисунков на тему: «Как я занимаюсь спортом»;

- познавательные беседы на тему: «Акробатика – что это?», «Без разминки никуда», «Наш скелет и акробатика».

2. Двигательная деятельность детей:

- разучивание акробатических упражнений;

- комбинирование упражнений в комплексе и этюды.

3. Познавательно-творческая деятельность детей:

- организация игр с элементами акробатики: «Замри», «Заморожу», «Колобки», «Клубочки», «Ворота».

- организация совместно с воспитателями и самостоятельно дидактических игр: «Спорт – лото», «Спорт – домино», «Одень спортсмена», «Угадай-ка»;

- совместное оформление фотоальбома «Юные гимнасты»;

- рисование на тему «Как я занимаюсь спортом»;

- разработка новых правил подвижных игр;

- составление акробатических этюдов с использованием опорных схем и сигналов.

3 этап. Презентация результатов исследовательского проекта.

- Праздник-финал «Супер-дети» - показательный акробатический номер.

- Выставка: фотоальбом, рисунки детей, картотека опорных схем, картотека подвижных игр с элементами акробатики с указанием автора (ребенка или родителя), дидактические игры.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования.

Дети старшего дошкольного возраста любят читать и сочинять рассказы, сказки и т.д. Однажды после чтения и пересказа сказки я предложила детям нарисовать героев, передав в рисунке их характер. Детей заинтересовало, как с помощью рисунка можно изобразить не только внешний вид персонажа, но и его характер, настроение, образ жизни персонажа.

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы). Для того, чтобы передать не только внешний вид, но и другие особенности персонажа, необходимо знать специальные материалы, способы и средства выразительности, умело ими пользоваться.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

- изучить особенности портретной живописи, правила написания портрета и способы реализации задуманного образа;

- освоить способы работы с материалами и средствами художественной выразительности в процессе рисования портрета;

- познакомиться с произведениями знаменитых художников-портретистов.

Результаты исследования:

- коллекция репродукций картин знаменитых художников;

-выставка портретов выполненных детьми к сказке И.Я. Якушиной «Сказка про царя Егора»;

- картотека игр, развивающих творческое мышление детей в изодеятельности;

- сборник «Мы рисуем» (загадки, стихотворения о художественных материалах);

- коллекция материалов для оформления рамок портретов;

- альбом «Сказки Изостраны».

2 этап. Организация исследования в рамках проекта:

1.Сбор и анализ информации о жанрах портретной живописи и способах их реализации.

- беседа о разнообразных видах портретной живописи;

- экскурсия в картинную галерею. Цель: познакомить детей с портретной живописью.

- отбор и систематизация детьми, педагогами и родителями иллюстраций с изображениями персонажей сказки, рисунки, выполненные разными авторами;

- подбор материалов для изготовления рамок портретов, выполненных детьми;

- изготовление картотеки дидактических игр, развивающих творческое мышление: «Изобрази персонаж», «Рисунок по кругу», «Волшебные кляксы» и т.п.;

- чтение сказки из сборника «Сказки Изостраны»;

- смешивание красок для получе6ния новых цветов;

- упражнение в использовании нетрадиционных инструментов для рисования (штампики – поролоновые и картофельные; трубочки для коктейля, тычок, ватные палочки, палочки с заостренным концом).

2.Творческая познавательная деятельность детей.

-дидактические игры «Побери цвет к настроению», «Собери портрет», «Волшебные очки» и др.

- выполнение портретов героев «Сказки про царя Егора»;

- оформление рамки портрета;

- совместная организация выставки «Выставка портретов»;

- оформление сборника «Мы рисуем»;

- оформление сборника «Сказки Изостраны»;

- изготовление коллажей «Сказочные персонажи».

3 этап. Презентация результатов исследования.

- Участие в финальном конкурсе «Супер-дети» - презентация выставки портретов персонажей к сказке И.А. Якушиной «Сказка про царя Егора»;

- презентация сборника загадок и стихотворений о художественных материалах «Мы рисуем»;

- презентация сборника «Сказки Изостраны»;

- открытое занятие для родителей «Оформление рамок для портретов»;

- коллекция материалов для оформления рамок.

Тема проекта: «Наши танцы»

Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей и одаренности дошкольников средствами танца.

Задачи:

1. Развивать у детей интерес к танцевальной культуре и формировать представления о традициях русского и восточного танца, основных особенностях музыки и движений

2. Развивать танцевальное творчество детей, учить придумывать движения к танцам, составлять композицию танца;

3. Развивать у детей чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, свободно ориентироваться в пространстве.

4. Актуализация музыкально-ритмические умения детей в разнообразных ситуациях.

5. Воспитывать у детей стремление к взаимодействию с партнерами в танце.

Участники проекта: воспитатели, дети и родители старших и подготовительных групп, руководители студии, музыкальный руководитель.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования. После посещения отчетного концер<

Наши рекомендации