Технология развития творческих способностей и одаренности у детей старшего дошкольного возраста (Материалы инновационного проекта МДОУ № 36 г. Вологды

Технология развития творческих способностей и одаренности у детей старшего дошкольного возраста (Материалы инновационного проекта МДОУ № 36 г. Вологды - student2.ru

Приложение 2

Комплекс познавательных проектов по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Тема проекта: «Волшебные слова».

Цель: обучение детей самостоятельному сочинению сказок.

Задачи.

1. Развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность.

2. Учить детей создавать в воображении образы предметов и ситуаций, используя в качестве плана наглядную модель.

3. Формирование у детей познавательных умений:

- строить суждения на основе установления причинно—следственных связей,

- отражать картину окружающего мира в творческой деятельности.

4. Формировать интерес к сочинению сказок.

Участники проекта: дети, воспитатели и родители старших и подготовительных групп, педагог-психолог, руководитель студии Казначеева С.Б.

Организация проекта.

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования. Во время проведения книжной выставки «Наши любимые сказки» детей заинтересовала книга «Русские волшебные сказки» с великолепными иллюстрациями русских художников: «А кто написал эту книгу?» - задавали вопрос дети. Узнав, что автор сказок русский народ, дети были удивлены.

Гипотеза исследования. Чтобы научиться самим сочинять сказки необходимо познакомиться со сказками многих народов (русскими, украинскими, немецкими и т.д.); внимательно рассматривать иллюстрации в книгах; стараться, как можно больше узнать интересного об окружающим шире; развивать свою речь и фантазию.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1. познакомится с сюжетами, содержанием, героями, особенностями языка сказок и стихов разных народов;

2. проанализировать иллюстрации к сказкам таких художников-иллюстраторов как: Васнецов Ю.Н., Антоненков Е., Бабюк С. и др.;

3. упражняться в пересказывании сказок и чтении стихов;

4. научиться сочинять сказки и стихи.

Результаты исследования:

- библиотека книг сказок разных народов;

- сборник «Наша книга сказок» (сказки, придуманные детьми);

- сборник «Наша книга стихотворений» (стихотворения, придуманные детьми);

- сборник «Семейные сказки» (сказки, придуманные всей семьей);

- альбом рисунков детей «Волшебные вещи»;

- коллекция «волшебных» вещей;

- картотека игр, направленных на развитие творческого мышления детей.

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

1. сбор, анализ и систематизация информации:

- чтение и обсуждение в рамках совместной деятельности с детьми сказок из сборников «Русские волшебные сказки» и «Сказки народов мира»;

- рассматривание и анализ иллюстраций к сказкам таких художников как: Ю. Николаев, С. Бабюк, Е. Антоненков.

- анализ содержания книги «Русская живопись» - картины Васнецова по мотивам русских народных сказок; портреты в исполнении русских художников;

- заучивание с детьми стихотворений, присказок, загадок и т.п.;

- индивидуальная работа с детьми по наглядной модели сказки;

- посещение и обсуждение книжной выставки «Сказки» в педкабинете;

- аппликация «Мой любимый сказочный герой»;

- ручной труд «Волшебные вещи»: волшебный клубочек, волшебная палочка, шапка-невидимка, скатерть-самобранка;

- выставка «Сочиняем сказку всей семьей» - поделки из пластилина и бросового материала, тексты семейных сказок;

- викторина «Наши сказки»;

- экскурсия в детскую библиотеку с целью знакомства детей с работой библиотеки и библиотекаря; расширения кругозора детей.

2. Творческая деятельность детей:

- психогимнастика «Веселые человечки», «Котята-шалунишки», «Лесные мышки» и т.д.;

- психологические этюды «Ежата», «Березка» и т.д.;

- игры – путешествия «Путешествие по сказкам», «Путешествие в мультляндию»;

- игры – импровизации «Я- листочек», «Тополиные пушинки», «Стрекоза», «Капелька» и др.;

- игры на развитие воображения «Добрые животные», «Собираемся на бал» и др.;

- игры – беседы на развитие воображения «Ты – маленький паучок», «Представь, что ты качели…» и т.д.;

- сочинение присказок;

- коллективное сочинение сказок;

- сочинение своей сказки;

-иллюстрирование своей сказки;

- режиссерские игры по сказкам «Баба-Яга», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поресенка»

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности:

- участие в финале «Супер-дети»;

- презентация «Книги сказок», «Книги стихотворений», книг «Семейные сказки»;

- выставка рисунков и аппликативных работ на тему: «Портрет героя сказки», поделок «Волшебные вещи»;

- открытое занятие для родителей – коллективное сочинение сказки «История про веселых человечков».

Наши рекомендации