Ценностные ориентиры содержания курса«Изобразительная деятельность»

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

С национальными, региональными, этнокультурными особенностями обучающиесязнакомятся на отдельных уроках. Это позволяет расширить знания обучающихся об окружающей действительности, обогатить и расширить словарь, воспитать у детей чуткое и внимательное отношение к искусству, познакомить обучающихся с художественным творчеством мастеров прикладного творчества и художников родного края (национальные, региональные, этнокультурные особенности).

Результаты освоения курса

В результате изучения курса «Изобразительная деятельность» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты выпускни­ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса «Изобразительная деятельность»:

— формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, своего народа, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

— формирование средствами изобразительного искусства целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

— формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

— формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

— умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

— наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни;

— формирование уважения к культуре своего народа, любви к родному краю (национальные, региональные, этнокультурные особенности).

Метапредметные результатыхарактеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

— освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера, овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

— активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

— использование различных способов поиска учебной ин­формации, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

— готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;

— умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

— готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результатыхарактеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

— сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

— сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

— овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

— овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

— освоение средств изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности; умение использовать различные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;

— способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности; интерес к доступным видам художественных ремесел (роспись, плетение, изготовление игрушек и другие);

— овладение элементарными практическими умениями и навыками в области художественных ремесел;

— умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; сформированность оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса;

— овладение лексиконом, обеспечивающим усвоение изобразительной грамоты,ориентировка в окружающей культурной среде,интерес к различным видам изобразительной деятельности;

— умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

— умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

— изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

— приобщение к художественному творчеству художников и мастеров прикладного творчества родного края (национальные, региональные, этнокультурные особенности).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наши рекомендации