Ценностные ориентиры содержания курса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОСТОЧКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы

Руководитель МО

_______ Альховик Л.А. ________ Кожевникова Е.И. _______ Кузьмич О.П.

Протокол №___ Приказ №______

от _____________2016г. ____________2016г. от _______ 2016г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По окружающему миру

Для обучающейся 3 класса

Раевской Анны

на 2016/2017 учебный год

Срок реализации программы - 1 год

Количество часов по программе – 34 часа,в неделю – 1 час

Учитель начальных классов: Сударикова Елена Алексеевна

с. Косточковка, 2016 год

ВСТУПЛЕНИЕ

Адаптированная образовательная программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (авторы Р.Д.Тригер, Ю.А.Костенкова, С.Г.Шевченко и др.). Данная программа реализуется средствами УМК «Школа России»: Плешаков А.А., М.: «Просвещение», 2008 и соответствует ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.№373.Рабочая программа отражает пути практической реализации ФГОС НОО второго поколения при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе: определяет содержание, объём и порядок изучения учебного предмета с учетом целей и задач реализуемой адаптированной образовательной программы, начального общего образования коррекционно-развивающей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья VII вида.

Рабочая программа по окружающему миру предназначена для учащейся 3 класса Раевской Анны. Ученица испытывает трудности в восприятии прочитанного, навыки звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Имеет маленький словарный запас (пассивный и активный словарный запас не соответствует возрасту) нет точного значения слов, плохо развита связная речь. Часто не понимает инструкции, соответственно не может выполнить задание сама, только с помощью взрослых. Пересказ неполный, предложения короткие, ответы односложные. Чтение слоговое - словесное, медленное, очень тихое. Понимание прочитанного нарушено. Курс окружающего мира усваивает хорошо с интересом.

По предмету окружающий мир программа для Раевской Анны снижается, т. к. по результатам психолого-медико-педагогического обследования (заключение №5 от 22.04.2016г.) подтверждён статус ребёнка с ОВЗ (Нарушение нормального темпа психического развития. Дислалия, обусловленная общим недоразвитием речи III уровня) По общеобразовательной программе 2 часа, по индивидуальной 1 час и 1 час для работы в классе.

Важность курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачамиреализации содержания курса являются:

• формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

• осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

На уроках окружающего мира формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Формируется представление об окружающем мире, культурных и моральных ценностях, патриотизме, а также о семье и ее важности в современном обществе.

В программу изучения курса «Окружающий мир» включены 6 разделов:

Раздел 1

Тема: «Как устроен мир (4 ч)»

Раздел 2

Тема: «Эта удивительная природа (10 ч)»

Раздел 3

Тема: «Мы и наше здоровье (4 ч)»

Раздел 4

Тема: «Наша безопасность (4 ч)»

Раздел 5

Тема: «Чему учит экономика (5 ч)»

Раздел 6

Тема: «Путешествие по городам и странам (6 ч)»

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур и религий.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате освоения предметного содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностными результатами изучения курса являются:

• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД:

Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные:
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;

• вести наблюдения за природой под руководством учителя; выполнять правила поведения на природе.

• различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя.

• соблюдать правила безопасности движения.

• выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

Коммуникативные:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• употреблять вежливые слова;

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой),

Предметные УУД:

различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

сравнивать город и село, городской и сельский дома;

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

оценивать отношение людей к окружающему миру;

различать объекты и явления неживой и живой природы;различать виды транспорта;

определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

правильно вести себя при контактах с незнакомцами.

На конец учебного года Раевская Анна изучит материал:

неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы;

вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;

различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;

соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема Количество часов примерной программы Количество часов рабочей программы
1. «Как устроен мир (4 ч)
2. «Эта удивительная природа (10 ч)»
3. «Организм человека (4 ч)»
4. «Наша безопасность (5 ч)»  
5.   «Чему учит экономика (5 ч)»    
6. «Путешествие по городам и странам (6 ч)»
  Итого:
         

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата по плану Дата по факту Тема урока ЗУН для детей с ОВЗ  
 
Как устроен мир (4часа)
1. 07.09   Разнообразие природы Знать и уметь называть названия распространенных в данной местности растений и животных лесов, полей, лугов, водоемов Уметь соблюдать правила поведения в природе
2. 14.09   Человек. Общество.
3. 15.09 Приказ №254 от 31.08.2016   Мир глазами эколога
4. 21.09   Природа в опасности
Эта удивительная природа(10 часов)
5. 28.09   Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ Знать что такое тела, вещества, частицы. Уметь отличать тела, вещества, частицы; использовать знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта
6. 05.10   Воздух и его охрана
7. 12.10   Вода. Превращение воды
8. 19.10   Берегите воду!
9. 26.10   Что такое почва?
10. 09.11   Разнообразие растений
11. 16.11   Развитие и размножение растений. Охрана растений
12. 23.11   Разнообразие животных. Кто что ест? Круговорот жизни.
13. 30.11   Развитие и размножение животных. Охрана животных.  
14. 07.12   Обобщающий урок по разделам «Как устроен мир. Эта удивительная природа».
Мир и наше здоровье (4 часа)
15. 14.12   Организм человека. Органы чувств Знать правила здорового образа жизни, гигиена тела, жилища, правильное питание, режим труда и отдыха, полезные и вредные привычки.
16. 21.12   Опора тела и движение
17. 28.12   Наше питание, дыхание и кровообращение
18. 11.01   Умей предупреждать болезни
Наша безопасность (5 часов)
19. 18.11   Огонь, вода, газ Знать правила здорового образа жизни, правила безопасного поведения на улице и в быту. Уметь выполнять режим дня, режим питания; вести здоровый образ жизни
20. 25.11   Дорожные знаки
21. 01.02   Опасные места. Экологическая безопасность
22. 08.02   О молниях, змеях, собаках и прочем
23. 15.02   Обобщающий урок по разделам «Мир и наше здоровье. Наша безопасность»
Чему учит экономика (5 часов)
24. 01.03   Три кита экономики Знать компоненты неживой природы: полезные ископаемые, отрасли хозяйства Уметь различать распространенные в данной местности растения и животные
25. 15.03   Полезные ископаемые
26. 22.03   Растениеводство и животноводство
27. 05.04   Какая бывает промышленность?
28. 12.04   Что такое деньги? Государственный и семейный бюджет
Путешествие по городам и странам (6 часов)
29. 19.04   Золотое кольцо России Знать некоторые города и реки России; государственную символику; права ребенка  
 
30. 26.04   Наши ближайшие соседи Уметь находить на карте географические объекты; рассказывать о родной стране, о достопримечательностях родного края.
31. 03.05   На севере Европы
32. 10.05   В центре Европы
33. 17.05   На юге Европы. По знаменитым местам мира
34. 24.05   Обобщающий урок по разделам «Чему учит экономика. Путешествие по городам и странам»  
                   

Наши рекомендации