Ценностные ориентиры содержания курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

фольклорного ансамбля «Ладушки»

(танцевальное направление)

педагога Титчук Светланы Викторовны,

учителя танца первой квалификационной категории

для детей 11-13 лет (старшая группа, второй год обучения)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от «30» августа 2016 г.

2015 – 2016 учебный год

г. Саратов

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности фольклорного ансамбля «Ладушки» (танцевальное направление) на 2016-2017 учебный год составлена в соответствии с действующими требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, особенностями общеобразовательного учреждения МОУ «Гимназия № 34», предназначена для занятий детей 11-13 лет (старшая группа) в театре народной песни фольклорного ансамбля «Ладушки» (танцевальное направление) второй год обучения), работающего на базе МОУ «Гимназии № 34» на 2015-2016 учебный год.

Данная программа направлена на формирование общей культуры личности русского человека, привитие интереса к освоению танцевального фольклора родного края, его сочетанию с народными певческими традициями. Искусство русского народа многообразно и многофункционально, имеет глубокий социальный статус, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Актуальностьпрограммы фольклорного ансамбля «Ладушки» очевидна: сегодня на территории России всё больше растёт популярность обучения танцевальному искусству народов Кавказа, в то время как культуре и искусству нашей родины не проявляется должного внимания и интереса. Также программа способствует правильному физическому развитию, укреплению детского организма, развитию творческих способностей и художественно-эстетического вкуса.

Целью курса является создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, развитие творческих способностей ребят через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

Задачи:

· гармоничное развитие у учащихся танцевальных, музыкально-двигательных и художественно-творческих способностей;

· освоение танцевальной лексики русского фольклора;

· воспитание чувства народного стиля и манеры исполнения;

· дать представление об образе русского народного танца, развитие эмоциональной выразительности, артистичности и осмысленности исполнения танцевально-песенных композиций;

· выработка умения работать в ансамбле;

· развитие умения ориентироваться в пространстве зала и навыков координации движений;

· воспитание культуры поведения и общения;

· формирование мышечного аппарата, укрепление здоровья;

· развитие физической выносливости, воли и характера учащегося;

· развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

· организация здорового и содержательного досуга.

Постигая основные жанры русского народного танца, дети знакомятся с исполнительскими традициями его многочисленных и разнообразных видов, естественности и содержательности движений.

Данная программа особенно значима в воспитании национального самосознания, так как через интеграцию фольклорного танца и музыки дети постигают красочное своеобразие творчества народа, являющееся эмоциональным, художественным и специфическим отображением его многовековой жизни, воплотившее в себя творческую фантазию, глубину народных чувств, учатся ценить и уважительно относиться к творческому наследию, в котором отражается история нашего народа, его обычаи и характер.

В программе фольклорного ансамбля «Ладушки» второго года обучения особое внимание уделяется наиболее распространённому и любимому сейчас жанру русского народного танца – пляске. Пляска открывает большой простор для индивидуального и массового творчества, способствует раскрытию индивидуальности. Осваивая жанр пляски обучающиеся учатся наполнять движения национальным колоритом, отдельными чертами своего характера, выражать свои чувства и эмоции, раскрывать содержание песни, характер музыкального сопровождения.

Пляска отличается богатой и сложной лексикой танцевальных движений, она включает в себя сильные технические дроби, «верёвочки», верчения, различные присядки,хлопушки и другие разнообразные колена.

Овладение учащимися техникой пляски способствует росту исполнительского мастерства, формированию прочного мышечного корсета и развитию технической изобретательности.

Характерной особенностью этого жанра является импровизация, которая увеличивает арсенал движений, расширяет танцевальную лексику детей исполнителей, приучает к проявлению неповторимости в движениях танца. Важной составляющей навыка импровизации - сочинение движений как в период подготовки к ней, так и непосредственно в момент исполнения пляски. Овладение навыком импровизации требует от обучающихся вырабатывать выразительность лица, рук, пальцев и кистей рук, головы, плеч, бёдер, манеры исполнения и технической виртуозности. Этим обуславливается новизна программы.

Помимо пляски дети изучают особенности региональной специфики исполнения танца, что способствует расширению у детей границы представления о разнообразии русского танцевального фольклора, своеобразии его визуальных хореографических образов.

Педагогическая целесообразность данной программы определяется особым подходом к развитию музыкальности обучающихся. Интегративное воздействие инструментального сопровождения различными русскими народными инструментами танцевальных движений (особенно дробей и хлопушек) вырабатывает умение выделять, усиливать музыкальные акценты, подчёркивать чёткий и разнообразный музыкальный рисунок такими же чёткими движениями, быстро менять темп и характер танца соответственно музыкальному сопровождению. Частая смена ритма и темпа инструментального сопровождения способствует развитию фантазии, технической изобретательности, музыкальной чувствительности.

Многие руководители народных танцевальных коллективов изучают основы русского народного танца с целью создания сценических и академических вариантов русского танца в своих постановках, а также стилизации русского фольклора в современные интерпретации, данная программа напротив разработана с целью поиска подлинной информации и изучения особенностей русской танцевальной лексики нашего народа по региональным зонам. Данная программа предусматривает изучение лучших примеров русского сценического и академического танца, стилизация академических движений в народную манеру с целью совершенствования исполнительского мастерства детей в фольклорных жанрах, расширения арсенала движений. Это оправдано особенностями пляски (импровизация, перепляс). Что является отличительной особенностью программы.

В результате освоения программы фольклорного ансамбля «Ладушки второго года обучения, учащиеся должны

знать:

· терминологию изучаемых движений русского народного танца;

· правила исполнения танцевальных движений и комбинаций;

· характер, манеру и региональные особенности стиля исполнения движений изучаемых танцевальных постановок;

· особенности импровизации и сольной пляски;

· особенности мужской и женской одиночной пляски;

· особенности парной пляски и перепляса;

· особенности массового пляса и групповой традиционной пляски;

· значение музыки и песни в народном танце;

· названия разнообразных рисунков русского народного танца;

уметь:

· выразительно и музыкально исполнять плясовые движения, комбинации, этюды русского народного танца;

· организовывать свою творческую деятельность в коллективе фольклорного ансамбля «Ладушки»;

· участвовать в репетиционной работе;

· создавать художественный образ в постановках коллектива, с учетом жанровых и стилистических особенностей изучаемой танцевально-песенной композиции областной зоны;

· распределять сценическую площадку, «чувствовать» ансамбль, сохранять рисунок танца;

· эмоционально выразительно и артистично исполнять фольклорные постановки ансамбля «Ладушки»;

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет тренаж у станка и на середине зала из основных элементов русского народного танца и глубокого изучения танцевально-песенного материала определённых региональных зон. Способом определения результативности планируемых результатов знаний, умений и танцевальных навыков обучающихся является текущий контроль.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы фольклорного ансамбля «Ладушки» по русскому народному танцу - отчётный концерт для родителей в конце учебного года.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
теоретич. практич.
Раздел 1. Азбука народного танца(10 часов)
1.1 Тренаж у станка
1.2 Тренаж на середине зала      
Раздел 2. Основные виды русской пляски(2,5 часа)
2.1 Сольная пляска 0,5 0,25 0,25
2.2 Парная пляска и перепляс 0,5 0,25 0,25
2.3 Массовый пляс 0,3 0,7
2.4 Групповая традиционная пляска 0,5 0,3 0,2
Раздел 3. Основные элементы русского народного танца(15,5 часов)
3.1 Шаги 0,5 1,5
3.2 Танцевальный бег 0,5 3,5
3.3 Ходы 0,25 0,75
3.4 Дроби 1,5 0,5
3.5 Припадания 0,3 0,7
3.6 Основные движения 0,3 0,7
3.7 Прыжки 0,5 3,5
3.8 Хлопушки 0,25 0,75
Раздел 4. Постановочно-репетиционная работа(9 часов)
4.1 Воронежский хоровод
4.2 Смоленская песенно-танцевальная композиция «Петушок»
  Итого: 7,5 29,5
               

Содержание курса

Раздел 1. Азбука народного танца(10 часов)

1.1. Тренаж у станка:

1. приседания: быстрые полуприседания, полуприседания с подъёмом на полупальцы, основной вид медленного полного приседания;

2. упражнения на развитие подвижности стопы: перевод ноги с носка на пятку и обратно с полуприседанием на опорной ноге, с полуприседанием в момент возвращения ноги в позицию;

3. маленькие броски: сквозные с проскальзыванием на опорной ноге;

4. круговые движения: носком по полу с полуприседанием на опорной ноге, по полу пяткой с полуприседанием на опорной ноге, круговые движения ногой по воздуху с вытянутым и с сокращённым подъёмом на полуприседании и в сочетании с полуприседанием;

5. низкие каблучные упражнения: с поочерёдным переводом ноги с пятки на носок и обратно, основной вид средних каблучных упражнений, со скользящим ударом полупальцами работающей ноги, с переступаниями на полупальцах;

6. развороты ноги: подготовительное упражнение, основной вид низких медленных разворотов, медленные высокие развороты ноги;

7. дробные выстукивания: одинарные и двойные удары всей ступнёй поочерёдно одной и другой ногой, с подъёмом пятки опорной ноги, с подскоком на опорной ноге, выстукивания каблуками поочерёдно одной и другой ногой.

1.2. Тренаж на середине зала включает в себя комбинации, построенные на изучаемых упражнениях у станка, и играют важную роль в подготовке физического аппарата исполнителя фольклорного танца. Упражнения народного экзерсиса развивают чёткость, мягкость, плавность и эластичность движений; ритмичность; силу ног; подвижность в коленных и тазобедренных суставах; укрепляют икроножные и ягодичные мышцы, мышцы стопы и бедра; способствуют воспитанию координации движения; выработке правильного дыхания при физической нагрузке; формированию особых исполнительских качеств и навыков.

Раздел 2. Основные виды русской пляски(2,5 часа)

2.1. Сольная пляска: особенности исполнения женской и мужской пляски.

2.2. Парная пляска и перепляс.

2.3. Массовый пляс.

2.4. Групповая традиционная пляска.

Раздел 3. Основные элементы русского народного танца(15,5 часов)

3.1 Шаги: перекрещивающиеся (вперекрёст, с перекрещивающимися ногами) с продвижением вперёд, шаг с подбивкой, шаг на ребро каблука с подбивкой, мужской шаг на ребро каблука с подбивкой (один длинный и два коротких шага.

3.2 Танцевальный бег: с поднятием согнутых ног вперёд.

3.4 Ходы: ход смоленской пляски «Гусачок».

3.5 Дроби: дробная дорожка, дробь с подскоком, мелкая разговорная дробь, дробь в три ножки.

3.6 Припадания: в 3-ем свободном положении ног с подъёмом на полупальцы и без подъёма на полупальцы.

3.7 Танцевальные движения: верёвочка простая одинарная из 1-ого свободного положения, из 3-его свободного положения; моталочки с подскоком на полупальцах; и с подскоком на всей стопе; подбивки с продвижением в сторону; хлопушки: скользящие хлопки, удары по бедру к себе и от себя, удары по голенищу сапога к себе и от себя, удары по подошве сапога, удары по носку сапога.

3.8 Прыжки: малые и большие простые подскоки.

Раздел 4. «Постановочно-репетиционная работа»(9 часов)

Постановочный материал подобран с учетом основных направлений и задач первого года обучения музыкального фольклора ансамбля Ладушки, уровня индивидуальной подготовленности учащихся и их интереса: Воронежский хоровод, танцевальная композиция к смоленской песне «Кукареку, петушок». В процессе постановок дети знакомятся с отличительными областными особенностями изучаемых композиций, композиционным построением фольклорных танцевальных зарисовок, характером произведений.

Музыкальному сопровождению занятий и подбору музыки к танцу уделяется особое внимание. Музыка должна быть выразительной, точно передавать характер движения, ритм, темп. В процессе разучивания танца необходимо добиваться, чтобы дети исполняли выученные фольклорные композиции музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль и национальный характер танца.

Беседы по русской народной хореографии проводятся систематически в течение всего курса обучения и включают в себя информацию по истории танцевального фольклора в этнографической культуре нашего края, общие сведения об его специфике и особенностях. Беседы дополняются наглядными пособиями, прослушиванием произведений, просмотром записей выступлений образцовых фольклорных коллективов.

Основные подходы технологии, методы и формы обучения,

Режим занятий.

Особенности организации занятий. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. На занятиях танца осуществляется дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Учитываются особенности физического развития и уровень танцевальной подготовленности учеников, их танцевальные данные (выворотность, подъем, шаг, координация, сила и выносливость), данные медицинского осмотра, результаты педагогических наблюдений. Дифференцированный подход способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка с учетом индивидуальности и степени его танцевальной одаренности.

Основные методы обучения народному танцу - это наглядный показ и словесные объяснения. В программе обучения народной хореографии практическая деятельность учащихся опирается на теорию исполнения движений. Особое внимание на занятиях уделяется выполнению детьми правил техники безопасности.

Данный курс состоит из доступных для данного возраста тренировочных упражнений, специальных заданий и русских, народных творчески развивающих игр. В процессе освоения участниками основ танцевального фольклора особое внимание уделяется игровым методам и формам обучения. Особенно необходимы игры на начальном этапе обучения. Проведение занятий в игровой форме способствует снятию детской закомплексованности, развитию коммуникативных навыков, двигательной координации, образного мышления, воображения, внимания, памяти, логического мышления, необходимых в любых познавательных действиях ребенка.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Каждое занятие традиционно начинается с танцевального поклона-приветствия, затем проходит разогрев мышц всего тела с помощью упражнений у станка или ритмической разминки в характере русского танца. Заканчивается каждое занятие также всегда поклоном (прощанием).

Особое внимание уделяется развитию у детей чувства ритма, приобретению навыков музыкально-танцевальной выразительности и эмоциональной одухотворенности в танце.

На каждом занятии проводится коллективноеобсуждение результатов работы,ре­шения поставленных учебных задач. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, умение давать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. Ребенок сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Важным событием является подведение итогов в конце учебного года - отчётный концерт - критерий прочности знаний, умений и навыков детей в области танцевального искусства.

При проведении занятий танцевального фольклора необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Занятия проводятся в хорошо проветриваемом, специально оборудованном зеркалами помещении, с температурой воздуха + 18°С. На занятиях народной хореографии учащиеся должны заниматься в танцевальной форме (шорты, майка - у мальчиков, футболка, юбка – у девочек) и в обуви на небольшом каблучке.

Ценностные ориентиры содержания курса

Русская народная хореография имеет свою систему выразительных средств, с помощью которой отражает внутреннее состояние и духовный мир русского человека, воздействует на него. Танец – это синтез искусств, подчиненный хореографическому образу, объединяющий и обнаруживающий родство с несколькими видами народного творчества: песня, музыка, сюжет, изобразительное искусство.

Народный танец всегда привлекал к себе внимание детей и является перспективной формой эстетического воспитания детей и подростков, обеспечивающая более полное развитие индивидуальных способностей детей.

Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, учитель танца имеет возможность проводить серьезную воспитательную работу с детьми, активно формировать и развивать их позитивные личностные качества, общую культуру ребенка.

Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибок. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Дисциплинированность, трудолюбие, терпение и ответственность – качества, которые воспитываются на занятиях русского танца и способствуют развитию навыков самоконтроля и самооценки.

Через танец участники фольклорного коллектива раскрывают глубины культурного наследия русского народа, приобщаются к коллективному творчеству.

Место учебного курса в учебном плане

Данная рабочая программа по русскому народному танцу составлена на 2-й год обучения в фольклорном ансамбле «Ладушки». Срок реализации данной программы - 1 год. Она рассчитана на учащихся МОУ «Гимназия № 34» 10-12 лет, выбравших для внеурочных занятий фольклорный кружок. Согласно учебному плану на занятия фольклорного ансамбля «Ладушки» по народной хореографии отводится 1 час в неделю (всего 37 часов). Занятия проводятся в группе из 15 человек.

Планируемые результаты освоения учебного курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного начального образования, обучение на занятиях танца направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

· эмоционально-ценностное отношение к русскому танцевальному фольклору;

· проявление творческих способностей в танцевальных композициях русского танца;

· способность к позитивной самооценке своей творческой деятельности;

· проявление уважения к окружающим – умение чувствовать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

· эмоционально - цен­ностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, при­роде, людям), толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

· способность к эстетической оценке танцевальных композиций русского фольклора, нравственной оценке своих и чужих по­ступков, явлений окружающей жизни;

· способность к художественному познанию мира; умение применять получен­ные знания в собственной жизни при организации досуга.

Метапредметные результаты:освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с музыкой, литературой, историей.

Познавательные УУД:

· проявление самостоятельности в отработке изученных танцевальных движений;

· умение осознанно и произвольно строить высказывания о названии, значении и особенностях исполнения изученных движений, а также их технически грамотный показ;

· умение находить свои или партнера ошибки при выполнении тренировочных движений и комбинаций, отбирать способы их исправления;

· умение организовывать самостоятельную отработку движений с учётом требований собственной и чужой безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;

· умение распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

· умение анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

· умение видеть красоту движений, оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.

Регулятивные УУД:

· проявление целеустремленности и настойчивости в достижении правильного исполнения движений, готовности к преодолению технических трудностей, наличие творческого оптимизма;

· умение работать по предложенному учителем плану, проявление контроля и оценки развития своих танцевальных способностей;

· умение давать оценку результату своей деятельности по заданным критериям, видеть сильные и слабые стороны полученного результата и своей деятельности;

· положительно воспринимать критику и рекомендации других, находить пути решения возникших проблем.

Коммуникативные УУД:

· продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач;

· развитие чувства партнера, умение эффективно работать в паре, группе;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли о видах русского танца, и особенностях их исполнения.

Наши рекомендации