Методы преподавания рисования братьев Дюпюи.
Большим успехом пользовался метод преподавания братьев Дюпюи, но приоритет в разработке этого метода принадлежит нашему русскому художнику-педагогу А. П. Сапожникову. В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека. Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В первую входили проволочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Например, каркас цилиндра был вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса — в каркас пирамиды. Модели эти были сделаны из проволоки толщиной 5 мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части — красной. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков, также окрашенных белой краской. Третья группа - деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа — геометрические тела: куб, шар, призма. Пятая группа - модели арок. колонн, ниш, лестниц и простой мебели. Методика обучения рисованию у Дюпюи строилась следующим образом: вначале ученики изучают и изображают простейшие модели (проволочные) без перспективных явлений — фронтально, затем — проволочные модели с перспективными сокращениями. Затем следует рисование плоских фигур, после чего — объемных. Методическая последовательность при рисовании каждой группы моделей соблюдалась одна и та же: вначале — фронтальное изображение модели, затем — перспективное. Ученики в школе Дюпюи рисовали мелом на небольших досках, обтянутых черным лакированным холстом, а когда приобретали навык в рисовании, переходили к работе на бумаге. Для установки моделей и демонстрации явлений перспективы Ф. Дюпюи сконструировал специальный станок: модель можно было поворачивать во все стороны, а также выдвигать выше и ниже. Дальше обучение рисованию проводил Александр Дюпюи. Его метод и предложенные им модели помогали понимать не только форму предмета, но и методическую последовательность построения изображения. А. Дюпюи предлагал начинать изображение не с частей (деталей), а с общего (с большой формы). Для осуществления этой задачи он создал специальные группы моделей — головы, частей тела, человеческой фигуры. Каждая группа состояла из четырех моделей и показывала определенную методическую последовательность в построении изображения. Например, для построения изображения головы предлагались следующие модели: первая показывала форму головы в общих массах, без деталей, вторая - в виде обрубовки, третья — с намеком на детали и последняя — с детальной проработкой формы. Таким же образом были разработаны слепки ног, кистей рук и т. д. Такая методика работы с учениками была настолько эффективна, что нашла самое широкое распространение не только в общеобразовательной школе, но и в специальных учебных заведениях. Для развития чувства формы Дюпюи ввели занятия лепкой из глины. Моделирование из глины, как говорил А. Дюпюи, необходимо потому, «что оно дает осязательное представление о тех предметах, рисунок которых есть только образ». После изучения человеческой фигуры Дюпюи разрешал ученику переходить к рисованию орнамента. Он считал, что форма орнамента заключает в себе все сложные формы природы.
12. Методические аспекты становления и развития изобразительного искусства в Древней Руси (до XVII века)
Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. За историей его развития мы можем проследить в двух направлениях — за рисованием как общеобразовательным предметом и как специальным, связанным с подготовкой профессиональных художников.
Рисование как общеобразовательный предмет и методы его преподавания в Древней Руси были связаны в основном с обучением грамоте. Уже в XI веке рукописная книжная графика и миниатюра достигают достаточно высокой ступени развития («Остромирово Евангелие» 1056—1057, «Изборник Святослава», 1073, «Добрилово Евангелие», 1164 и ряд других). Почти во всех рукописных книгах содержатся рисунки и рисованные заглавные буквы. Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком.
Конечно, сегодня трудно с полной определенностью сказать, как проходило обучение рисованию и какие методы преподавания для этого использовались. Скорее всего, в основу был положен копировальный метод, перерисовывание образцов, и обучали этому вначале греческие и византийские учителя, а в дальнейшем представители русского духовенства. В этом нас убеждают разыскания советских археологов (1951—1973).
В X—XI веках приехавшие к нам греческие и византийские учителя познакомили жителей Руси с методами работы на деревянных досках, покрытых воском. В XII веке уже во всех городах Руси используют доски, покрытые воском, о чем говорят данные, полученные советскими учеными-археологами. В 1970 году в Старой Рязани археологической группой был найден ряд вещей, относящихся к XII веку. Среди них было обнаружено серебряное «писало» (стилус), «острием которого, — как свидетельствует А. Монгайт, - писали по покрытой воском дощечке (или на бересте), а лопаточкой стирали написанное».
Сложность приготовления буковых дощечек для учебных работ заставила заменить их берестой. Берестяные листы не требовали особой обработки и всегда были под рукой. В X—XII веках на берестяных листах ученики рисовали острой палочкой, в дальнейшем (с XIV века) стали употреблять гусиное перо и чернила, а также кисть и краски.
Эти навыки ученики приобретали в основном в монастырских школах (мужских и женских). Дети должны были старательно списывать буквы с прописей или надписей, которые лежали перед ними, и особенно тщательно копировать красные буквы, инициалы, украшенные узорами. Специальные задания и упражнения по рисованию не давались.
_____________________________________________________________________________
Более серьезно обучение рисунку проходило у русских иконописцев. Они считали рисунок важной частью своего искусства. Особенно уверенное владение рисунком было необходимо мастерам иконописного дела, которые изображали человеческие лица и фигуры людей. Это наглядно подтверждают росписи Дмитриевского собора во Владимире (конец XII века). Так, в рисунке сидящих апостолов в росписи северного склона большого свода каждая складка одежды на сгибах рук, коленных суставах четко и правильно обрисовывают форму тела. Тщательно прорисованы кисти рук и ступни ног. Все это говорит о том, что для приобретения такого мастерства нужна была основательная подготовка.
Для организации учебной работы ведущие мастера составляли сборники правил и законов построения изображения — иконописные (лицевые) подлинники. Вначале обучение ограничивалось копировкой подлинников, а затем уже переходили к самостоятельному рисованию. Сначала рисунок наносили кистью или углем, а затем уточняли и закрепляли твердым инструментом, то есть процарапывали контур. Однако к копированию с образцов ученик приступал не сразу, здесь существовала своя методика обучения. Вначале он должен был научиться копировать изображение через прозрачную бумагу — кальку, то есть механически калькировать рисунок, затем научиться работать с образцов-прорисей. Прориси — это рисунки-подлинники, где все линии проколоты иголкой. Ученик должен был вначале угольным порошком перевести через проколы рисунок на чистый лист бумаги (припорохом), а затем прорисовать его согласно образцу. Только после этого ученик мог приступить уже к непосредственному копированию с подлинников.
Со второй половины XVII века в древнерусском искусстве формируются новые требования к рисунку и методам преподавания — помимо четкости и слаженности, рисунок должен был быть правдоподобным. Эти зачатки реалистического подхода к рисунку, в основе которого лежало изучение натуры, встречаются в высказываниях Иосифа Владимирова и Симона Ушакова. Владимиров считал, что художник должен внимательно наблюдать и изучать природу, учиться у других. Более того, говорит Владимиров, вся эта работа должна проходить под наблюдением и руководством опытного педагога.
Ушаков старался вывести русскую живопись из застоя и рутины, приблизить искусство к реальной действительности. Для этого Ушаков призывал изучать природу. Большое значение Ушаков придавал реальности изображения. Человеческое лицо, глаза, руки, складки одежды должны быть промоделированы светотенью так, как художник видит их в действительности. Как на иконах, так и в портретах не должно быть никакой условности. Однако в методах обучения рисунку Ушаков еще по-прежнему придерживается приема копирования.
Итак, до XVIII века основным методом обучения рисованию было копирование образцов, то есть копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века.
Подготовка художников в России первой половины ХУШ века и «Краткое руководство к рисовальному художеству» И.Д.Прейслера.
До XVIII века основным методом обучения рисованию был копировальный метод. Как общеобразовательный предмет рисование в ту пору еще не получило широкого развития, оно начинает вводиться в учебные заведения только в начале XVIII века Укрепление могущества России, реформы Петра 1 вызвали общий подъем культуры в стране. Появилась большая потребность в людях, которые умели бы составлять карты, выполнять рисунки и иллюстрации к книгам. В 1711 году при Петербургской типографии Петр I организует светскую школу рисования, где учащиеся не только копировали оригиналы, но и рисовали с натуры. Из-за границы приглашаются педагоги-художники, с которыми заключаются контракты. Рисование начинает широко внедряться в общеобразовательные учебные заведения. Для правильной организации методики преподавания рисования в этих учебных заведениях была издана книга И. Д. Прейслера «Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству». Это было первое серьезное методическое пособие по рисунку в России. Особый интерес для нас представляет книга Прейслера с методической точки зрения. В пособии намечается определенная система обучения рисунку. Книга давала наставления не только начинающим художникам, но и тем, кто обучал рисованию. Обучение по системе Прейслера начинается с объяснения назначения в рисунке прямых и кривых линий, затем геометрических фигур и тел и, наконец, правил их использования на практике. Автор с методической последовательностью указывает ученику, как можно, переходя от простого к сложному, овладеть искусством рисунка. Какой бы объект для рисования Прейслер ни предлагал, он прежде всего старается помочь ученику справиться с трудностями анализа формы предмета и построения его на плоскости. Он наглядно показывает, как следует методически последовательно строить изображение. ). Как и большинство художников-педагогов того времени, в основу обучения рисунку Прейслер кладет геометрию. Геометрия помогает рисовальщику видеть и понимать форму предмета, а при изображении ее на плоскости облегчает процесс построения. Однако, предупреждает Прейслер, применение геометрических фигур должно сочетаться со знанием правил и законов перспективы и пластической анатомии. Умению владеть линейным рисунком Прейслер придает очень большое значение. Руководство Прейслера очень высоко оценивалось современниками, оно несколько раз переиздавалось как за границей, так и в России. Более обстоятельной и четкой методической разработки по учебному рисунку в то время не было, поэтому труд Прейслера у нас в России долгое время использовался не только в общеобразовательных учебных заведениях, но и в специальных художественных школах. Такая оценка метода Прейслера не может считаться правильной с исторической точки зрения. Не случайно его труд имел такой большой успех в течение целого столетия, хотя за это время было издано много различных руководств и пособий по рисунку как в России, так и за рубежом. Безусловно, сегодня можно найти недостатки в книге Прейслера, но ради исторической правды надо указать, что для своего времени это было лучшее руководство. Те знания, которые ученик получал на основе изучения курса Прейслера, помогали ему в дальнейшем рисовать с натуры, а также рисовать по памяти и по представлению, что так важно для художника. Итак, к концу ХУШ века рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение. В это время Россия становится могущественной державой. В связи с развитием экономической и общественной жизни страны резко возросла потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать. Появляется целый ряд теоретических трудов, где доказывается необходимость овладения графическими навыками, подчеркивается важность рисования как общеобразовательного предмета. В 1844 году Г. А. Гиппиус издает труд «Очерки теории рисования как общего учебного предмета», посвященный рисованию как общеобразовательному предмету. Это был первый капитальный труд по данной теме, он охватывал как общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, так и вопросы методики преподавания рисования. Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию. Книга делится на две части -- теоретическую и практическую. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения. Гиппиус стремится научно-теоретически обосновать каждое положение методики преподавания рисования. По-новому он рассматривает и сам процесс преподавания. Методика преподавания, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов. В этом отношении Гиппиус предвосхищает современное понимание методики преподавания как искусства преподавания. Чтобы научиться правильно рисовать, нужно научиться рассуждать и мыслить, говорит Гиппиус, а это необходимо всем людям, и надо это развивать с детского возраста. Много ценных методических советов и рекомендаций дает Гиппиус во второй части своей книги. Методика преподавания, по мнению Гиппиуса, должна основываться не только на данных практической работы, но и на данных науки, и прежде всего психологии. К учителю Гиппиус предъявляет очень высокие требования. Педагог должен не только много знать и уметь, но и выступать перед учениками как актер. Работа каждого ученика должна быть в поле зрения преподавателя. С вопросами методики Гиппиус тесно связывает обеспечение класса оборудованием и материалами. Труд Г. А. Гиппиуса явился значительным вкладом в теорию и практику преподавания рисования как общеобразовательного предмета, он во многом обогатил методику преподавания. Такого серьезного и глубокого изучения вопросов методики преподавания в тот период мы не находим ни у одного, даже самого выдающегося представителя педагогической мысли. Все они ограничивались изложением общетеоретических положений педагогики, на которых должна строиться методика; художники-педагоги основное внимание обращали на правила рисования. Между тем основная масса учителей нуждалась именно в раскрытии самой методики преподавания, и в этом плане Гиппиус сделал дело огромной важности. Многие исследователи истории методов обучения рисования эти важные моменты опускали в своих трудах.
Становление Императорской Академии художеств. Содержание и методы обучения (А.П.Лосенко)
Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия.
Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии.
В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.
Средства академии предоставлены были сначала весьма скудные: указано было отпускать ей по 6 тыс. рублей в год. Но зато на личные средства Шувалову удалось сразу высоко поднять авторитет академии. Приглашённые им знаменитые в то время художники из Франции и Германии положили первые основы надлежащего преподавания искусств, а со вступлением в академию для преподавания архитектуры А. Ф. Кокоринова стала возможной надлежащая организация академии.
Полное учреждение Императорской Академии художеств» издано уже при Екатерине II, в 1763 году. Штат академии возвышен до 60 тысяч рублей.
В 1812 году Академию художеств причислили к министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве министерства народного просвещения известен поправлением трудных экономических обстоятельств, в которые была приведена академия предыдущим управлением.
Президентом академии А. Н. Олениным (с 1817 г.) с целью оправдать свое управление «от носившихся в городе слухов» было издано «Краткое историческое сведение о состоянии Императорской академии художеств с 1764—1829 г.», из которого, впрочем, скорее выяснялись громадные недостатки управления.
Новую обстановку и гораздо выгоднейшие условия получает Академия художеств с передачей её в ведение министерства Императорского двора. Увеличившиеся средства дозволили пансионеров отправлять за границу; в Риме устроено для них попечительство, выбор преподавателей обеспечен новыми правилами, воспитательное училище закрыто (в 1843 г.);
Новым Уставом 30 августа 1859 г. совершенно изменено преподавание наук сообразно двум отделениям академии: одно по живописи и скульптуре, другое по архитектуре. Общие науки, на которые до тех пор обращалось немного внимания, заняли почетное место в обоих отделениях. Для архитекторов введено преподавание математики, физики и химии.
Также было установлено три степени звания классных художников. Получивший первую золотую медаль приобретает вместе с званием классного художника 1-й степени чин Х класса и право быть посланным за границу.
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников» позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».
Деятельность Императорской Академии художеств продолжалась до 1917 года и, несмотря на некоторые неблагоприятные периоды её жизни, дала важные последствия. Стали открываться художественные школы, учреждаться общества художников, и преподавание живописи сделалось предметом, входящим в программу общего образования.
12 апреля 1918 года указом Совнаркома Академия художеств была полностью упразднена, а академический музей перестал функционировать. Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1918 году преобразовано в ПГСХУМ — Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские, в 1921 году переименованы в Петроградские государственные художественно-учебные мастерские при воссозданной Академии художеств, в 1928 году преобразованы в Высший художественно- технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году ВХУТЕИН реорганизован в Институт пролетарского изобразительного искусства.
+Методика обучения
Здесь начала формироваться новая методика преподавания рисования. Основным учебным предметом в академии стал рисунок. За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал авторам награды – малые и большие серебряные медали.
В 1760 году при академии был организован натурный класс, где серьезное внимание уделялось изучению анатомического строения человеческого тела. Здесь тщательно изучается скелет и «ободранная фигура», как тогда называли анатомический муляж. В это время рисунок помогал значительно продвигать вперед дело художественного образования.
В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры. При обучении рисунку большое значение придавалось личному показу. В инструкциях того времени указывалось, что учителя академии должны рисовать ту же натуру, что и ученики, — так воспитанники будут видеть, как должен протекать процесс построения рисунка и какого качества следует добиваться.
Воспитанники академии разделялись на группы по возрастам: 1-я группа — с 6 до 9 лет, 2-я — с 9 до 12, 3-я — с 12 до 15 лет, 4-я — с 15 до 18 лет.
В первой группе, помимо общеобразовательных дисциплин, практиковалось рисование с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Образцами в оригинальных классах служили гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также и рисунки особо отличившихся учеников
Во второй группе рисовали с оригиналов, гипсов и с натуры. К концу года ученика начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры, вначале гипсовые, а затем живые. С натуры рисовали орнаменты и гипсовые головы
В третьей группе изучались перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он мог перейти к рисованию живой натуры в натурном классе.
Воспитанники четвертой группы рисовали обнаженную живую натуру и изучали анатомию. Затем шел класс манекена и композиции, а также копирования живописных произведений в Эрмитаже.
Система и методика обучения рисунку в России в XVIII в. отличалась от многих академий Западной Европы. Воспитанники могли переходить из одного класса в другой, только достигнув определенных успехов. Такой метод преподавания рисунка имел много положительного. Во-первых, он заставлял каждого педагога более целенаправленно вести занятия с каждым учеником, учитывать его индивидуальные способности. Во-вторых, такое обучение создавало благоприятную почву для усовершенствования методики преподавания и поиска новых, более эффективных методов и приемов обучения.
Содержание и методы обучения (А.П.Лосенко)
А.П. Лосенко – замечательный педагог и прекрасный рисовальщик, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. С 1769 г. работает в академии. Начиная с А.П. Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.
А.П. Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для наглядного показа. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы.
Заслуга А.П. Лосенко состоит в дальнейшем развитии методов преподавания рисунка. Им были написаны теоретические труды и составлены учебные пособия:
1.«Изъяснение краткой пропорции человека, или Начертание ака- демической фигуры».Работа состояла из трех разделов. В первом и во втором разделах идет речь о размерах мужской фигуры по высоте и ширине; третий раздел посвящен профильному изображению. Математическое измерение фигуры человека Лосенко предлагал производить частями и долями. Данное пособие помогало решать важную задачу – давало объективные знания о закономерностях строения человеческого тела, развивало глазомер.
2.«Учебное пособие по анатомии для художников». Издано не было. Сохранились лишь отдельные рисунки.
3.«Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека». Это пособие также не было издано и сохранилось в копии, выполненной Ястребиловым. Это большого формата (почти в целый ватманский лист) альбом таблиц-рисунков с пояснительным текстом. Пособие состоит из двух отделов: первый отдел посвящен изображению головы, второй фигуры человека. Объяснение начинается с разбора головы в фас и профиль. Здесь указываются правила построения изображения формы головы и закономерности пропорционального членения головы на части. Затем идет пояснение этих закономерностей на особенностях строения черепа. После этого раскрываются закономерности перспективного видоизменения формы головы в зависимости от наклона и поворота характерная особенность положения головы в пространстве.
Второй отдел посвящен рисунку фигуры человека. Объяснение начинается с показа условного расчета фигуры на пропорциональные части. За тем объясняются особенности построения фигуры в фас и профиль. После этого Лосенко переходит к изображению фигур в "свободных движениях".
4.«Альбом таблиц-оригиналов». Это пособие было предназначено не для механического копирования, а для развития координации движений рук и глаз.
Итак, к концу XVIII—началу XIX века русская школа академического рисунка уже полностью сформировалась. Была выработана четкая система художественного образования и эстетического воспитания молодых художников, были найдены удачные формы и методы обучения рисунку.
Анализируя академическую систему методов преподавания рисования этого периода с позиции современной педагогической современной науки, мы видим, что она строилась на четких дидактических принципах. Здесь придерживалась принципа научности, которой предъявлял строгие требования как к учащимся так и к преподавателям, принципы воспитывающего обучения и принципы систематичности и последовательности в изучении материала. Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России.
15. Императорская Академия художеств в первой половине ХЕХ века, и ее роль в совершенствовании методики преподавания рисунка (Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев, АХ. Венецианов).
Первая половина XIX века была временем наивысшего расцвета академической школы рисунка. В этот период было много сделано в области теории и методики обучения рисованию. Над проблемами учебного рисунка и методикой его преподавания работают такие прославленные художники, как Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, А. Г. Венецианов и многие другие.
К этому времени Академия художеств становится центром методической работы по вопросам изобразительного искусства по всей России. Здесь зарождались новые взгляды на искусство и утверждались научные методы преподавания изобразительных искусств для целой сети русских учебных заведений, обсуждались вопросы постановки преподавания не только в самой академии, но и в других художественных школах, училищах, на курсах.
В этот период в рисовальных классах воспитанники академии досконально изучают натуру, внимательно наблюдают за каждой деталью формы, тщательно ее прорисовывают. Профессора академии следят за тем, чтобы натура была изображена не только правильно, но и выразительно, чтобы ученики изображали натуру такой, какой она находится перед ними в действительности, а не была похожа на мертвый гипс. Профессора академии, уделяя серьезное внимание академической штудии, детальной проработке рисунка, в то же время большое значение придавали умению видеть большую форму, умению выразить в рисунке основную массу объема.
«Заметив, что воспитанники Академии приняли образ рисованья окончательный даже до сухости, он (Г.И.Угрюмов) ввел другой более свободный, более решительный и более полезный для Художника; словом: он показал им путь, которым можно вернее дойти до совершенства; занимался вместе с ними рисованием с натуры, и таким образом не только советами, но и самым делом дал лучшее направление …».
По существу Угрюмов явился инициатором создания Рисовального училища для вольно приходящих людей разного звания открытого в один 1798 году в академических стенах. Обучение в Академии приобретало ярко выраженную целенаправленность освобождение от повторов, что в свою очередь, требовало от преподавателя самостоятельности, инициативы и методической смелости, без которой Угрюмов не мыслил себе педагогической работы не повторять единожды чем-то найденное, но все время искать самому, решать пути подхода к каждому заданию, находить приемы раскрытия способностей. Каждого воспитанника – таков был неизменный девиз его педагогики. Если раньше оригиналы раскрывались, как средство развития представления, а также выработки определенных технических навыков, то теперь используется для приобретения конкретных заданий о натуре. Для Угрюмова выступают на первый план вместо представления зрительная память. Педагогически начинает требовать передачу формы, особенностью материала. Таким образом ученик тренировал зрительную память, знакомился с основными качествами натуры – формой, светом, пространством. Понятие живописи приобретают значение не только умение построить форму цветом, как того требовал Лосенко, но и построить данную, конкретную форму с присущими ей одной особенностям и связать ее со средой, с пространством, Угрюмов приобретает такие оригиналы где ярко выраженным является объем, среда, цветовые построения формы чтобы молодые художники острее почувствовали возможности живописи. Угрюмов большое значение придавал верно натренированному глазу. Добиваясь от учеников видеть цветовые отношения в натуре и их воспроизводить.
Овладевать искусством рисунка следует не механическим путем, а на основе познания закономерностей окружающей действительности, «подражание» природе в рисунке должно быть не слепым, а разумным.
Среди русских художников-педагогов, работавших над проблемами учебного рисунка, особое место занимает Василий Кузьмич Шебуев (1777—1855). С первых же дней своей педагогической деятельности в академии Шебуев взялся за составление руководства по антропометрии (или практической художественной анатомии). Шебуев понимал, что для правильного изображения фигуры человека необходимо хорошо знать ее строение. Рассматривая рисование как учебный предмет, он считал, что каждое положение рисунка должно быть научно обосновано. Будучи противником метода пассивного обучения рисунку по образцам, он взялся за составление «Полного курса правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств». Об этом писал в 1823 году и «Журнал изящных искусств»: «Профессор Шебуев составил опыт о размере, образований и анатомии человеческого тела. Рисунки его с натуры костей и мускулов превосходят все, что было создано доселе в чужих краях». Изучение наследия Шебуева показывает, что его метод обучения был реалистическим. Шебуев давал методические советы, как надо работать с натуры, как применять законы перспективы и пластической анатомии в рисунке, стремился приблизить ученика к природе, к познанию объективных законов строения формы. Такое направление было новым, прогрессивным в системе академического образования.
Алексей Егорович Егоров (1776—1851) — педагогической деятельностью начал заниматься с 1789 года как преподаватель рисования. Как педагог и рисовальщик, он пользовался огромным авторитетом не только среди учеников академии, но и среди художников. А. Андреев писал о нем: «Как учитель, Егоров походил на учителей древних школ, где братство и дружество связывали наставников с учениками, но вместе с тем какое-то патриархальное старшинство видно было в этом кажущемся равенстве. Для него ученик был сын, и друг, и домочадец, и часто служитель. И никто не обижался этим, напротив, все обожали его. Способ его учения был указание делом, а если иногда и словом, то кратким и отрывистым. Он никому не отказывал в своих советах и уроках. Популярность его была удивительна».
Школа А. Г. Венецианова организовалась в 1820-е годы XIX века по типу частных мастерских XVIII века. Хотя Венецианов и советовался с профессорами Академии художеств, все же его метод работы с учениками был отличен от академической системы. Венецианов считал, что основой метода обучения рисунка должно быть рисование с натуры с самых первых шагов обучения. Копирование образцов на начальной стадии обучения рисунку Венецианов считал ненужным и даже вредным. Художник, по мнению Венецианова, должен постоянно иметь связь с реальной действительностью, в то время как классическая система художественного воспитания подавляет индивидуальные качества рисующего. Обучая грамоте искусства, педагог должен внимательно относиться к индивидуальности каждого ученика.
Главным в овладении искусством рисунка Венецианов считал научные знания, и прежде всего о перспективе. Однако науку о перспективе Венецианов понимал по-своему. Под термином «перспектива» он объединил все научные положения академического рисунка. Отсюда его «перспективы» делились на две части: практическую и теоретическую. К практической перспективе он относил приемы перспективного построения изображения на плоскости, при этом научные положения упрощались до предела. К теоретической перспективе он относил теорию теней, анатомию и эстетику. Такое смешение понятий заставляло многих смотреть на Венецианова как на провинциала, да и сам Венецианов не сумел разрешить те задачи, которые поставил перед собой. Однако ученики Венецианова стремились развить дальше педагогические стремления своего учителя и то положительное, что ему удавалось достигнуть в разработке методов преподавания рисования. Так, С. К. Зарянко, продолжая дело Венецианова, прекрасно понял главное, за что ратовал известный педагог, раскрывая ученикам правила и законы перспективы, — он стремился к простоте и наглядности. Для этого, считал Зарянко, нужно упростить способы изучения. Основополагающим в преподавании рисования Венецианов считал поиски такого метода, который бы ближе подводил ученика к натуре, выработку таких правил, которые в простой и ясной форме раскрывали бы сложные законы природы и искусства.