Тема 9. Литературное произведение
Опорные понятия: Литературное произведение. Художественная речь и её элементы. Тропы как средства изобразительности и выразительности. Организация художественного текста. Сюжет, фабула, композиция.
Художественная форма:
Словесный строй.Различия между понятиями речи, видов речи и языка. Обусловленность речи содержанием и целью высказывания. Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи, ее высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи с ораторской и с разговорной.
А. Потебня о «внутренней форме» слова, о его образности. Образность речи в широком и узком (тропы) значении. Национальный язык - источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи.
Лексико-семантические особенности художественной речи.
Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Возможность нарушения норм литературного языка в художественной речи. Создание поэтических неологизмов.
Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее виды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Виды метонимии. Перифраз как развернутый метонимический оборот. Виды метафоры. Простое сравнение. Развернутое сравнение. Олицетворение и образный параллелизм. Отрицательные сравнения и параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образа-эмблемы. Возврат утраченной образности слова в художественном контексте. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.
Интонационно-синтаксическая выразительность художественнойречи. Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация.
Художественные эпитеты, их изобразительно-экспрессивное значение, дающее целостную характеристику предмета. Отличие эпитета от логически-разделительного определения.
Сюжет- динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула.
Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Аристотель о единстве сюжетного действия. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Развитие сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминации, развязка. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Пролог и эпилог. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.
Тема 10. Содержание литературного произведения
Опорные понятия: Содержание художественного произведения. Понятие о художественном мире. Единство формы и содержания. Субъектная организация произведения: автор, повествователь, персонаж. Пространство и время.
А. Содержание и форма художественного произведения
Целостность литературного произведения как идейно-художественной системы. Его концептуальность и специфическая художественная завершенность.
Органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Проблема их аналитического разграничения, возникшая в европейской эстетике конца XVIII - начала XIX веков (Ф. Шиллер, Гегель, Гете). Научная значимость такого разграничения и его дискуссионность в современном литературоведении (замена традиционных понятий на «смысл», «художественная семантика», «буквальное содержание», «текст», «дискурс» и т.п.). Понятия «эстетическая идея» (И. Кант), «поэтическая идея» (Ф. Шиллер), «идея прекрасного» (Гегель): смысловые нюансы этих терминов, выявляющих способ существования и формообразующий потенциал художественной мысли (творческой концепции). «Конкретность» как общее свойство идеи и образа, содержания и формы в литературном произведении. Творческая природа художественного содержания и формы, становление их единства в процессе созидания произведения, «переход» содержания в форму и формы в содержание.
Относительная самостоятельность образной формы, сочетающей эстетическую целесообразность с «видимой случайностью». Художественная форма как воплощение и развертывание содержания, ее «символическое» («метафорическое») значение и упорядочивающая роль. Завершенность формы и ее «эмоционально-волевая напряженность» (М. Бахтин).
Состав художественной формы как научная проблема; «внутренняя» и «внешняя» форма (А. Потебня). Эстетическая организация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вымышленной реальности) и словесного текста. Принцип функционального рассмотрения элементов формы в их содержательной и конструктивной роли. Понятие художественного приема и его функции. Формалистическое истолкование этого понятия, изолирующее художественную форму от содержания. Соподчиненность формальных элементов творческой концепции автора. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «информация», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы.
Б. Содержание художественного произведения
Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения; органическое единство объективной (предметно-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон; условность такого разграничения внутри художественного целого. Специфика поэтической мысли, преодолевающей односторонность отвлеченного мышления, ее образная многозначность, «открытость».
Категория художественной темы, позволяющая соотнести поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Авторская активность в выборе темы. Связь между предметом изображения и предметом познания; различия между ними. Сопряжение конкретно-исторических и традиционных, «вечных» тем в литературе. Авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи, обусловленная мировоззренчески-нравственным отношением автора к изображаемым противоречиям человеческой жизни, «суд» и «приговор» художника. Разная степень выраженности эмоциональной оценки в целостности художественного произведения (в зависимости от программной и творческой установки автора, жанровой и стилевой традиции). Художественная тенденция и тенденциозность.
Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литераторе: 1) «любовь поэта к идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Связь пафоса с категорией возвышенного. Истинный и ложный пафос. «Пафос» и «настроение» - разновидности поэтических идей.
Типология поэтических идей как теоретико-литературная проблема: тематический принцип (социальные, политические, религиозные и т.п. идеи) и эстетический принцип (образно воплощенный «строй чувств», по Ф. Шиллеру, обусловленный соотношением идеала художника и изображаемой им действительности).
Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, с внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.
Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.
Идиллическое - художественная идеализация «естественного», близкого к природе образа жизни «невинного и счастливого человечества» (Ф. Шиллер), не затронутого цивилизацией.
Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени. В. Белинский о значении сентиментальной чувствительности и романтической устремленности к идеалу в литературе. Отличие типологических понятий «сентиментальность» и «романтика» от конкретно-исторических понятий «сентиментализм» и «романтизм». Сентиментальность и романтика в реализме. Их связь с юмором, иронией, сатирой.
Критическая направленность литературы. Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Юмор – «смех сквозь слезы» в связи с нравственно-философским осмыслением комического поведения людей. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекательного смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Связь сатиры с трагизмом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.
Сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений. Единство утверждения и отрицания. Неповторимость идеи отдельного произведения и широта его художественного содержания.
Эпичность, лиризм, драматизм - типологические свойства художественного содержания. Лиризм как возвышенно-эмоциональная настроенность, утверждающая ценность внутреннего мира личности. Драматизм (драматичность) как умонастроение, передающее напряженное переживание острых противоречий социальных, нравственных, бытовых отношений между людьми.
Эпичность как возвышенно-созерцательный взгляд на мир, приятие мира в его широте, сложности и целостности.
Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, критическая, литературоведческая, читательская) и проблема границы между обоснованным и произвольным его истолкованием. Контекст творчества писателя, замысел и творческая история произведения как ориентиры для интерпретации.