По использованию ЭСО в образовательном процессе

Краткий конспект лекций

Скачать

1. I. Классификация электронных средств обучения

Высокотехнологичная среда учреждения образования включает:

  • компьютерную технику (компьютерные классы, персональные рабочие места для учащихся, электронные средства обучения);
  • единое информационно образовательное пространство, как учреждения образования так и в целом мировое;
  • современные технические средства, предназначенные для организации учебного предмета по всем предметам школьной программы;
  • использование систем дистанционного обучения с учетом специфики системы образования.

Современные технические средства, необходимые для осуществления качественного учебного процесса:

  • компьютерные классы;
  • мобильные мультимедийные комплексы для сопровождения учебно-методических мероприятий;
  • цифровая фото и видео техника;
  • интерактивные учебные доски;
  • электронные средства обучения.

Технологизация образовательного процесса с использованием современных технических средств обучения:

  • локальная сеть (проводная и беспроводная);
  • высокоскоростной доступ к сети Интернет;
  • спутниковая связь;
  • школьные медиатеки;
  • Интернет-киоски.

Использование презентационных средств:

  • проекторы;
  • интерактивные доски;
  • интерактивные приставки;
  • документ-камеры;
  • цифровые лаборатории;
  • цифровые микроскопы.

Использование цифровых развивающих сред:

  • лего-роботы и конструкторы;
  • цифровая лаборатория «Архимед».

Организация обучения детей с ограниченными возможностями:

  • сенсорные экраны;
  • брайлевский принтер;
  • брайлевский дисплей.

Классические противоречия традиционного процесса обучения:

  • активность преподавателя и пассивность ученика;
  • учебная программа рассчитана на среднего ученика;
  • недостаток индивидуального подхода к личности ученика;
  • информация представлена в абстрактно-логической форме;
  • ограниченность во времени и т.д. (Загвязинский В.И.)

Особенности обучения с применением ИТ:

  • активная позиция учащегося;
  • переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;
  • интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, консультанты, партнеры);
  • информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИТ;
  • «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения.

Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).

Эффективность этого процесса зависит от технологии – от искусства, мастерства и умения учителя воздействовать на процесс учения.

Электронное средство обучения – программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. (Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265)

Классификация электронных средств обучения:

  • Электронное издание – «оцифрованный текст»;
  • Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);
  • программное средство учебного назначения;
  • электронный образовательный ресурс.

Программные средства по функциональному назначению подразделяются:

  • диагностические, тестовые программы;
  • инструментальные программные средства (ИПС);
  • предметно-ориентированные программные среды;
  • ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;
  • ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;
  • управляющие ПС;
  • учебные среды программирования;
  • ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;
  • ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;
  • сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;
  • игровые ПС.

Программные средств по методическому назначению подразделятся:

  • обучающие программные средства;
  • программные средства(системы)-тренажеры;
  • контролирующие программные средства;
  • информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;
  • имитационные программные средства;
  • моделирующие программные средства;
  • демонстрационные программные средства;
  • учебно-игровые программные средства;
  • досуговые программные средства.

К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:

  • отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;
  • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;
  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Возможности использования электронных образовательных ресурсов:

  • использование информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ;
  • возможность online коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;
  • создание Web-сайта учебного курса и размещение его во всемирной паутине (дистанционное обучение);
  • размещение личных Web-сайтов преподавателей и учащихся, создание и участие в Интернет-проектах.

1. II. Методы и формы компьютерного обучения

Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной активности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов и убеждений. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – с.382 ).

Исходя из этого определения компьютерное обучение следует рассматривать как организацию процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий.

Учитывая то, что обучение в широком понимании–процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.

С появлением компьютера педагогические методики изменяются, т. е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик), а как процесс управления познавательной деятельностью ученика.

Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможности телекоммуникаций создать определенную образовательную среду, в которой ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.

Высокотехнологичная образовательная среда:

Наши рекомендации