Что показывать в музее детям (по Франсуазе Барб-Галль)

Что показывать в музее детям (по Франсуазе Барб-Галль)

От 5 до 7

Что привлекает детей в этом возрасте

· Теплые, яркие цвета (по статистике малыши предпочитают красный)

· Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе Лего)

· Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которая выглядит «как настоящее»

· Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т.п.), которое хочется не только увидеть, но и потрогать

· Картины, на которые изображают люди, животные и легко узнаваемые элементы пейзажа-дом, сад, деревня, берег моря (поэтому детям нравятся имрессионисты)

· Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряю, падающих, танцующих)

· Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, гнев, плач, нежность, удивление и т.п.)

· Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.

· Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.

Не забудьте

Связь с повседневной жизнь

Любит сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни (один из детей заметил женщину, которая наклоняется, которая причесана как его мама, другой заметил одеяло такого цвета, как у него дома)

Двигательная реакция

Многие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально «сыграть» картину с помощью жестикуляции. Позднее он сможет найти слова, чтобы передать возникшие чувства и мысли. Динамичные, выразительные картины и скульптуры поэтому пользуются у малышей особым успехом.

Свобода выражения

Увиденную картину дети любят «подкрепить» ее какой-либо придуманной историей: «Она, наверное плачет, потому что...». Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомым предметами: желтое пятно - с солнцем и луною, что-то кривое и длинное-со змеей или банан. Мазки зеленого цвета, которая для нас ничего не значат - с превращением в травинки или лягушат. Так малыши «присваивают» себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляция) давая больший простор фантазии, вызывают у них любопытство. Неожиданные материалы (веточки, камешки, фрагменты пластика и прочий мусор) который пользуется современный художник, могут пробудить и заставить работать детское воображение.

Важно не только смотреть, но и говорить!

Не имеет значения, на что смотрит ребенок. Его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например:

«О чем ты думаешь», «Что ты чувствуешь?», «Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?» «А тебе не кажется...»

Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое-темное, тяжелое-легкое, прозрачное-непрозрачное, толстое-тонкое, четкое-расплывчатое. Усвоив эти понятия на примере одной картины, он сможет разбираться в другой. Секрет успешного начала- приучить детей смотреть внимательно, объяснять им, что каждая картина обладает особенной атмосферой, ((,что мы поняли, что хотел рассказать нам художник, что мы почувствовали, что и как художник говорит нам через время О.М.) ) и дать волю детскому воображению.

Книги или музей?

Малыши утомляются, детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, то это занятие можно превратить в игру, а это не всегда возможно в музее. Допустим, у Мондриана, нашлась репродукция, на которой присутствуют красный, желтый и синий цвета. Листайте книгу дальше: красный исчезнет, потом появится, зато исчезнет желтый- и так далее. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять - увлекательная игра, которая возможна не только с цветом, но и с формой, позами, фигурами; можно также поиграть с фотографиями скульптур. Для начала очень важно просто полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-нибудь предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь «живьем». Он будет рад.

От 8до 10

Не забудьте

Зрительные ассоциации

Мир детских зрительных образов не всегда отличается высоким эстетическим уровнем, но любимые персонажи обычно храбрецы и силачи-герои мультфильмов, видеоигр, комиксов. Вспомните знакомых героев, рассказывая детям о борьбе добра и зла: тут вам помогут и Звездные войны и человек-паук. С идеей противостояния добра и зла дети многократно столкнутся в произведениях живописи и скульптуры на мифологические и библейские темы.

По А.М.Вербенец

Совместная деятельность педагога и детей на основе интеграции образовательных областей. Оформление галереи «Откуда хлеб пришел».с194

включает любопытство, жел найти ответ, открытость опыту, готовность к риску, чувствит-ть к проблеме и тд.

От 5 до 7

Не забудьте

Связь с повседневной жизнь

Любит сцены, предметы, действия и жесты, знак им из повседневной жизни. Один заметил женщину, которая наклоняется, которая причесана как его мама, другой заметил одеяло похожего такого цвета, который есть у него дома

Двигательная реакция

Многие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально «сыграть» картину с помощью жестикуляции. Позднее он сможет найти слова, чтобы передать возникшие чувства и мысли. Динамичные, выразительные картины и скульптуры поэтому пользуются у малышей особым успехом.

Свобода выражения

Увиденную картину дети любят «подкрепить» ее какой- либо придуманной историей: «Она, наверное плачет, потому что...». Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомым предметами: желтое пятно - с солнцем и луною, что-то кривое и длинное-со змеей или банан. Мазки зеленого цвета, которая для нас ничего не значат-с превращением в травинки или лягушат. Так малыши «присваивают» себе все, что видят. Современное искусство (живопись, скульптура, инсталляция) давая больший простор фантазии, вызывают у них любопытство. Неожиданные материалы (веточки, камешки, фрагменты пластика и прочий мусор) который пользуется современный художник, могут пробудить и заставить работать детское воображение.

Не только смотреть, но и говорить!

Неважно, на что смотрит ребенок. Его интерес всегда можно подогреть с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: «О чем ты думаешь», Что ты чувствуешь?,Ты вспоминаешь что-нибудь похожее? А тебе не кажется... Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое-темное, тяжелое-легкое, прозрачное-непрозрачное, толстое-тонкое, четкое-расплывчатое. Усвоив эти в если на примере одной картины, он сможет разбираться в др. Секрет успешного начала- приучить детей смотреть внимательно, объяснять им, что каждая картина обладает особ атмосферой, ((,что мы поняли, что хотел рассказать нам художник, почувствовали, что художник говорит с нами через время О.М.) ) и дать волю детскому воображению.

Книги или музей?

Малыши утомляется, детское внимание неустойчиво. Но если им нравится разглядывать альбомы с репродукциями, то это занятие можно превратить в игру, и это не всегда возможно в музее. Допустим, у Мондриана, нашлась репродукция, на которой присутствуют красный, желтый и синий цвета. Листайте книгу дальше: красный исчезнет, потом появится, зато исчезнет желтый- и так далее. Рассматривать, ждать, искать, находить и снова терять - увлекательная игра, которая возможна не только с цветом, но и с формой, позами, фигурами; можно также поиграть с фотографиями скульптур. Для начала очень важно просто полистать книгу; пусть это войдет в привычку, как сказка на ночь. Если вы уловите какие-нибудь предпочтения, имеет смысл пойти в музей, чтобы ребенок увидел полюбившуюся вещь «живьем». Он будет рад.

От8до 10

Не забудьте

Зрительные ассоциации

Мир детских зрительных образов не всегда отличается высоким эстетическим уровнем, но любимые персонажи обычно хабрецы и силачи-герои мультфильмов, видеоигр, комик. Вспомните знак героев, рассказывая детям о борьбе добра и зла: тут вам помогут и Звездные воины и человек-паук. С идеей противостояния добра и зла дети многократно столкнутся в произведениях живописи и скульптуры на мифологические и библейские темы.

В пособии «Художественное творчество» авт. Вербенец А.М. в разделе методичекие рекомендации для педагогов по освоению детьми образовательной области «Художественное творчество» стр 60

«В процессе худ-творческого развития и воспитания детей тесно интегрированы три взаимосвязанных «объекта познания»-«мир искусства» (с его особым образным языком), «мир красоты» окружающей действительности (природы, предметного, социального окружения) и «мир собственного творчества». Ребенок осваивает соего рода параллель-красоту мира и его отражения в художественном образе. Приэтом он отражает яркое, необычное, запомнившееся в природе и мире в собственной работе и часто использует для этого «подсмотренные» в художественных произведениях «секреты».

Дети3-4 лет начинают проявлять помимо интереса к рисованию, лепке, рассматриванию доступных картин (изображение предметов, детей), иллюстаций к знакомым сказкам, народных игрушек, малых скульптурных форм (изображения животных).Изобр деять мл дошк непосредственна и синкретична. Дети стремятся к передаче эмоций, впечатлений, но этот процесс не всегда осознан. протекает спонтанно, с ярким приоявлением эмоций, двигательной активности, с сочетаниемигровых действий. Из деят подчинена игровому началу и активизируется им. ((как у Иттена-увидели на картине, слепили, можно деталь, можно саму картину перевести в др технику)).

На пятом году жизни происходят качественне изменения во всех видах дет из деят, значительно совершенствуются худ-эст восприятия. В 4-5 лет дети - своего рода «практики», они с удовольствием лепят, рисуют, конструируют, создают аппликации. Наряду с предметными чаще появляются декоративное и сюжетное изображения. Дети создают образы увиденного вдействительности, проявляют тво,придумывая необычные предметы, животных, используя необычное сочетание деталей, цветов. Появляются любимые образы, предпочитаемые цвета, формы, изобр материалы. Проявляются гендерные различия , что отражается в разной тематики работ, использовании средств выразительности. На тематику детских работ чаще влияют образы соврем м.фильмов. Дошкольники активно осваивают разнообразные изобр техники. Совершенствование мелкой моторики позволяет более уверенно передавать форму, контролировать движения при проведении линий, нажиме на карандаш. Происходит дальнейшее развитие худ-эст восприятия: дошкольники эмоционально откликаются на выразит образ, способны выделять некоторые простые средства выразительности (прежде всего цвет) в иллюстрациях, живописных работах, могут осуществлять выбор понравившейся картины, нар игрушки,пояснить свой выбор.

Дошкольники 5-6 лет активно включаются в кол твво и общение по поводу исва. Начинают задавать вопросы об исве, с желанием посещают музеи. Развитие словесно-логического мышления и накопление худ -эстетичекого опыта позволяетдетям освоить начальные представления о видах и жанрах исва, устанавливать связь между худ образом и средствами выразительности, используемыми художниками, скульпторами, формировать эстетические оценки и суждения, обосновывать личные предпочтения. проявляется эстетическая избирательность. В ситуациях общения с педагогом могут эстетически оценить красоту окружающего мира, высказать суждение. В старшем возрасте более ярко проявляются гендерные предпочтения. На выбор тем собственных работ и оценки красоты окружающего мира начинают влиять эстет клише и стееотипы, «присвоенные» из медиапродукции (м ф, к ф, комп игры), «маркеры» детской субкультуры.

...

Дошкольники 6-7 летначинают проявлять инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения исва, восприятия эстетически привлекательных объектов, собств творческой эст деяти....

Проявляются индивидуальные предпочтения в создаваемых образах, используемых материалах, воспринимаемых видах исва, предметах и образах. ...

Приобретенный худ эст опыт позволяет старшим дошк глубоко понимать худ образ, представленнй в худ проиведении, пояснять использование тех или иных средств выразительности (адекватного выбора) , эстет оценивать изображение, высказывать собственные передпочтения, ассоциации, собственное понимание худ образа, настроения произведения. «Подсмотренные» в произведениях исва приемы, способы создания изображения дети 6-7 лет начинают переносить в свои работы. Дошк начинают проявлять интерес к посещению музеев, исвуи творчеству. Понимают ценность произведений изобр исва. Появляются собств творч увлечения-коллекционирование, рукоделие.

В соответствии с данными особенностями намечены приоритетные целевые направления худ-творч развития и воспитания дошкольников.

1. формирование эм-нравств и эст ориентировок, подведение детей к пониманию ценности исва, худ деятельности, музея и поддержка проявлений ценностного отношения к национ и мировому культ наследию (на посильном уровне), способствование освоению и использованию разнообр эстет оценок, суждений относительно проявлений красоты в окр мире, худ образов, собств творч работ.

2. Стимулирование самост проявления эст отношения к окруж миру в разнообразных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу)с 62

предлагает следующие методические рекомендации.

в главе «Взаимодействие с социальными партнерами в процессе художественно-творческого развития и воспитания дошкольников» стр 119

Что показывать в музее детям (по Франсуазе Барб-Галль)

От 5 до 7

Наши рекомендации