Тема 2. художественная обработка металла
Основными техническими приемами художественной обработки металла издавна считаются:
ЛИТЬЕ – древнейший распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальных глиняных тиглях при помощи глиняной ложки-«льячки» в формы, из которых они извлекались после остывания металла. Модель изготавливалась из воска, свинца, меди, дерева. Те части предмета, которые должны были быть прочными (ручки, рукояти, защелки, орнамент, фигуры) отливаются в формах из песка. Для сложных предметов требовалось несколько моделей, т.к. разные части отливались отдельно, а затем соединялись спайками или привинчиванием.
Литейное искусство часто сочетается с другими техниками: ковкой, штамповкой, украшением драг. камнями. С древности (с неолита) использовали медь, а золото и серебро составляли изделия религиозного культа или для богатых людей, т.к. считалось, что эти металлы способствуют благополучию и удаче. Со времен неолита центром производства из металлов на Руси был Урал. Расцвет литейного дела на Руси – 12 -нач.13 вв., когда стало применяться не только литье в формах, но и так называемое литье по восковой модели(изготовленная восковая модель сложной формы с измельченными деталями, обкладывалась сырой глиной. Глина обжишалась, затвердевала, а воск через специально сделанный леток вытапливался. Далее металл заливался в глиняную форму, которая после остывания разбивалась. Отсюда сам характер литья получил название «потерянной формы». Полученное изделие отличалось точностью формы, отсутствием т.н. литейного шва. Выдающимся образцом такого листья является Бронзовая арка 12 в. из города Вщижа с плетеным жгутовым орнаментом и птицами в медальонах. Такая продукция, сделанная по восковой модели не могла быть массовой, поэтому создавались отдельные, уникальные образцы.
В Средние века активное развитие получила отливка из бронзы, затем из чугуна. С 15 в. из чугуна начинают отливать трубы и гири для весов.
КОВКА – способ обработки металла (в основной железа), требующий разогрева до температуры выше 1000 С и связанный с кузнечным ремеслом, когда его можно гнуть, рассекать, создавать из бруска или прута нужную конструкцию или элементы орнамента. Драгоценные металлы (серебро) поддаются холодной ковке, при которой металл под воздействием ударов быстро теряет пластичность, уплотняется, приобретает «наклеп» и для дальнейшей обработки требует обжига. Холодная ковка в художественной обработке металла встречается редко, в основном в ювелирном деле.
Горячая ковка широко применяется для изготовления таких изделий, как инструменты, решетки, светильники и т.п. Металл нагревают в различных нагревательных устройствах, простейший из которых – горн. Горны существуют переносные и стационарные, открытого и закрытого типа. Для художественной ковки чаще всего применяются горны открытого типа, которые позволяют нагревать заготовки любой длины и в любой их части.
Инструменты – опорные, ударные, подкладные и вспомогательные.
Много кузнечных работ выполняется на наковальне – опорный инструмент. Наковальни бывают безрогие, однорогие, двурогие. Для маленьких подковок используются небольшие наковальни. При ручной ковке на наковальнях выполняют протяжку, осадку, гибку, пробивку и кузнечную сварку.
В технике ковки изготавливаются подковы, оружие, омулеты, ограды, оконные решетки, садово-парковая ограда, уличные фонари и т.п.
Особенно славились в России Великий Устюг, Ярославль, где особенно высокого развития достигло производство прорезного (просечного) железа. Техника просечки близка ковке: из тонкого листового металла (жести) вырубают ажурные ленты орнамента Известна в России с 12 в.).
В дальнейшем в период расцвета стилей классицизма, ампира и особенно модерн, ковка получила новое развитие в растительном орнаменте, когда примыкающие друг к другу стержни соединялись кузнечной сваркой, клепкой, болтами с декоративной головковй.
ЧЕКАНКА – трудоемкая техника обработки металла, основанная на свойстве золотого и серебряного металла растягиваться при ударе твердым орудием. Форма создается в холодном состоянии с помощью различных молотков. Часто художественное изделие обрабатывается на основе (свинцовой или смоляной подушке). Короткими и частыми ударами молотка лист при постоянном вращении и поджиме выстукивается по одной или обеим сторонам. Наиболее высокие части рельефа выбиваются с оборотной стороны, затем перевернув предмет, мастер выполняет остальную чеканку с лицевой стороны. Декор выбивается на наковальне с помощью молоточков и чеканов (пуансоносв) различной величины и формы (стальные прутки с различными концами – в виде тупого шила, трубочки, шара, прямоугольника и др.). Работают либо с цельным куском, либо с двумя и более кусками, которые потом припаиваются друг к другу.
ТИСНЕНИЕ – родственная техника, при которой образец придавливается во всех деталях на одной стороне металла. Этим способом чеканились монеты и метали, а в эпоху Возрождения – орнаментированные полосы и розетки, которые припаивались или приклепывались к сосудам. Нюрнбергский мастер Венцель Ямницер с помощью немецкого механика Ганса Лобзингера сконструировали машину-пресс, на которой он изготовил орнаментальные плакетки, продавая их затем другим мастерам. С кон. 18 в. машинная чеканка и штамповка вошли в повсеместное употребление ювелиров.
КАНФАРЕНИЕ – техника украшения, с помощью которой предмету придается подлинное изящество и художественная завершенность. Под обработанную поверхность мягкое основание (мешочек с песком) и набивает молоточком различные линии, штрихи, небольшие узоры (кружки, звездочки и т.п.). Этим достигается эффект отдельных частей (волос, бороды, драпировок, шкуры и т.п.). Если хотят получить гладкий орнаментальный декор, то канфарению подвергают фон изделия.
ЗОЛОЧЕНИЕ – операция художественной обработки металла, при которой менее ценные металлы приобретают вид золота. Золочение производится холодным путем, на огне, в жидком состоянии.
Древнейший способ – это холодное золочение или плакировка – набивание на серебряную и бронзовую основы тончайших листов золота, делая акцент на отдельные детали.
Золочение «через огонь» -золото смешивают с ртутью, наносят на предмет в виде тонкого слоя пасты и подвергают обжигу. При этом ртуть испаряется, а золото соединяется с металлической основой. Но этот способ вреден для здоровья, расход золота нерационален. С сер. 19 в. введено более быстрое и дешевое золочение – гальваническое.
ИНКРУСТАЦИЯ – техника введения благородного металла в железную или бронзовую основу. Она выполняется двумя способами:
1) на поверхность подвергаемого чеканке металла кладут золотой лист, целиком разгоняя его основу, благодаря чему оба металла крепко соединяются друг с другом;
2) изображение гравируется на более твердом металле и в линию контура набивается серебряная или золотая проволока. При этом поверхность шлифуется и полируется (Испания, Япония, Китай). ДПИ Возрождения заимствовало эту технику из дамасского оружия.
ЧЕРНЬ – (от лат. черный)- уникальная техника художественной обработки серебра и золота, используемая для сюжетного изображения орнамента. Чернение основано на вплавление в резной, гравированный рисунок черни – сплава из серебра, меди, свинца или олова и серы. Этот измельченный порошок (чернь) смачивают раствором буры и нагревают до испарения влаги. Затем все изделие покрывают ровным слоем в 1,2 -2 мм толщиной и помещают в горн. При обжиге порошок расплавляется и прочно соединяется с поверхностью предмета, который вынимают из горна сплошь черным. После обжига излишки черни снимают напильником, чтобы выявить рисунок, осторожно спиливая лишнюю чернь, шлифуют неровности, доведя поверхность до глянца березовым угольником. В результате такой обработки черный сплав остается только в вырезанных углублениях.
Центром по обработке серебра и золота в технике черни была Византия, а затем Древняя Русь. С 16 в. центр в России формируется в г. Великий Устюг.
ФИЛИГРАНЬ (от лат. нить и зерно) - русское название СКАНЬ скать, сучить, скручивать) – изделия из крученых металлических (золотых, серебряных, медных) нитей, изогнутых в виде завитков, скрепленных спайкой в одной плоскости и образующий сложный кружевной узор, который может быть сквозным (ажурным) или накладным, т.е. напаянным на гладкий металлический фон. Узор напаянный на фон может быть из проволоки-веревочки, свитых из 2-х или 3-х металлических нитей или из слегка расплющенных в тонкую ленточку при помощи вальков.
Самыми известными центрами на Руси были Новгород (14-15 вв.), Москва (16-17 вв.), с 19 в. - Мстера Владимирской обл., Красносельский ювелирный промысел в Костромкой обл. С 1927 г. основан Казаковский металлический промысле (с. Казаково Нижегородской обл., ок. поселка Вача) - ныне «Казаковское предприятие художественных изделий»: чистота линий, изящество отделки. Филигранный узор набирается из гладкой или скрученной в жгутик медной проволоки по предварительному рисунку на бумаге, к которому приклеиваются отдельные детали сканного орнамента. Затем изделие посыпаютсеребряным припоем и паяют. При пайке бумага сгорает, а ажурные завитки спаиваются между собой, образуя прочное узорное кружево. Для придания цвета старинного серебра наносится оксидная пленка. Узор: соразмерность отдельных частей, красота припоя, рисунок просветов, орнамент (геометрические зигзагообразные ленты и растительные мотивы) не перегружен, не перенасыщен. Изделия изготавливаются только вручную.
ЗЕРНЬ - (зерно) техника напаянных мельчайших шариков металла, пришедшая из Скандинавии, была широко распространена в Др. Руси – колты, цепочки, подвески. На отдельных колтах (серьгах) насчитывалось до 5 тысяч зерен. На каждый кв. см поверхности приходилось до 300 мельчайших шариков диаметром 0,06 см из проволоки 0,02 см. Пример: «Звездчатые серебряные колты» из Тверского клада 11-12 вв. : к кольцу с полукруглым щитком притаяны 6 серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5 тыс. крохотных колечек диаметром 0,06 см из проволоки в 0,02 см толщиной. Эти колечки служат только постаментом для зерни, на каждое насажено еще зернышко серебра диаметром 0,04 см.