Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики
Задание
Подготовка презентации по темам:
1. Экономический кризис в России и пути преодоления
2. «Элементы международной экономики
Самостоятельная работа №11
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация
Подготовка к практическому занятию №6. Определение социальных ролей и социального статуса личности
Контрольные вопросы
1. Что не относится к предписанному статусу человека?
1) социолог
2) мужчина
3) 55 лет
4) русский
2. Гражданин М. спас человека и получил звание Герой России. Какой статус он приобрёл?
1) предписанный
2) личный
3) достигаемый
4) прирождённый
3. Как называется положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с полом, возрастом, профессией, социальным положением и предполагающее определённые права и обязанности?
1) социальный статус
2) социальная роль
3) социализация
4) ролевой репертуар
Социальная роль – это
1) положение человека в обществе
2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу
3) совокупность обязанностей человека перед обществом
4) совокупность статусов человека
5. Представление людей о том, что кинозвезда должна прекрасно выглядеть, носить дорогую одежду, - это пример
1) социальной ратификации
2) социальной роли
3) социальной мобильности
4) социального происхождения
Верны ли следующие суждения?
А. Социальный статус определяет социальные роли человека.
Б. Социальная роль для каждого статуса одна.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
7. Как называется осложнение отношений, возникающее при появлении трудносовместимых ролей? _____________________________________________________
8. Гражданка К. , 28 лет, замужем, имеет сына, работает учителем биологии. Укажите её ролевой набор и опишите предписываемое этими ролями поведение
Задание
Проведение социологического исследования по теме «Социальная мобильность».
Побеседуйте с пятью работающими родственниками (друзьями, соседями и т.п.). Задайте им следующие вопросы:
1) Каково их занятие (профессия)?___________________________________
2) Если они уже меняли свое занятие (профессию), то, что послужило причиной этих изменений?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Каково нынешнее занятие их отца/матери?
4) Каким было первое после окончания школы занятие их отца/матери?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Если занятие отца/матери изменилось, то, что послужило причиной этих изменений?__________________________________________________________________________________________________________________________
)Полученную информацию занесите в таблицу.
№ п/п | Нынешнее занятие (профессия) сына/дочери | Самое первое занятие (профессия) сына/дочери | «Социальный» лифт | Нынешнее занятие (профессия) отца/матери | Самое первое занятие (профессия) отца/матери | «Социальный» лифт |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. |
Сделайте (на примере этих семей) выводы о зависимости выбора профессий детьми от социального статуса и деятельности родителей.
Самостоятельная работа №12
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Задание
Решение ситуационных задач
Ситуация 1. Назовите известные вам правила этикета в общении педагога и студента. Нарушение каких правил может привести к конфликтной ситуации?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуация 2. Проблема отцов и детей существовала всегда. Как вы видите эту ситуацию. Объясните причины и последствия конфликтов между родителями и детьми._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 1. Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3
Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4.
Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5.
Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________