Основные категории и положения международной экономики

  1. Международная экономика, её сущность.

1. Международная экономика – это глобальный хозяйственный механизм, представленный различными национальными хозяйствами, связанными между собой системой международных экономических отношений. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят национальные хозяйства, которые отличаются социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также масштабами, формами. Реализация национальных интересов на мировом рынке требует понимания механизмов интеграции национального рынка в мировой.

Национальная экономика становится внутренней органической частью мирового хозяйства. Новый расклад хозяйственных процессов требует изучения и рекомендаций по выбору наилучших позиций страны в новых условиях. Значение международной экономики с каждым годом неуклонно возрастает. И потребители, и производители каждой страны всё яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствует статистика последних лет.

Республика Беларусь на стадии формирования рыночной экономики активно взаимодействует со странами мирового хозяйства. На современном этапе развития международной экономики ни одна, даже самая высокоразвитая страна не может полноценно развиваться в условиях экономической обособленности от мирового сообщества.

2. Мировое хозяйство – сложный экономический организм. Оно не возникло сразу в готовом виде, а прошло длительный, уместившийся в рамках многих столетий, период становления.

В настоящее время в учебной и научной литературе обозначились два основных подхода к раскрытию сущности мирового хозяйства. Согласно широкому определению, мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости, подчиняющуюся объективным экономическим законам. Узкое определение предполагает, что мировое хозяйство охватывает систему МЭО, органично и универсально связывающих национальные хозяйства в единое целое.

Реалии мирохозяйственных связей конца ХХ – начала ХХI века свидетельствуют о том, что набирает силу и становится доминирующим еще один уровень взаимодействия субъектов международной экономики – глобальный.

Признаками глобального мирохозяйственного взаимодействия служат: болезненная ломка традиционных экономических устоев в границах государств, «выдавливание» с национальных рыночных пространств отечественных производителей международными корпорациями, рост степени открытости национальных экономик и одновременно зависимости последних от внешних факторов.

Фактически эти процессы свидетельствуют о том, что мировая политика постепенно перестает существовать на уровне отдельных государств. Между субъектами мирового хозяйства экономические отношения складываются по поводу экспорта (импорта) товаров и услуг, технологий, рабочей силы и капитала, осуществления хозяйственной деятельности за рубежом, проведения валютных и финансовых операций.

3. Мировой рынок— сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства.

Мировой рынок характеризуется следующими основными чертами:

• он является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

• он проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

• он оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

• он выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории международной экономики.

4. Международный бизнес

За последние четверть века число стран, участвующих в мировом хозяйстве, выросло почти в четыре раза. Резко возросло общее число участников международных деловых операций. Все более разнообразными становятся формы международного бизнеса. Следствием интернационализации является постоянное возрастание конкуренции между субъектами хозяйствования.

Международный бизнесподразумевает осуществление деловых операций партнерами из более, чем одной страны.

В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы.

Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями.

Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду признаков, среди которых можно перечислить следующие:

в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон;

существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров;

между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны;

для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны.

Исторически сложилось так, что первой формой международного бизнеса стали экспорт и импорт (более подробно рассмотрим которые во втором вопросе). Однако в сложных условиях современного мира широкое распространение получили и другие формы международного бизнеса.

Другая форма международной предпринимательской деятельности, имеющая такое же значение, как экспорт и импорт, — это зарубежные инвестиции, или передача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны.

Такие инвестиции подразделяются на две категории:

прямые иностранные инвестиции

портфельные инвестиции.

Прямые зарубежные инвестиции – это вложение капитала с целью осуществления приобретения и реального контроля над объектами собственности, активами и целыми компаниями в других странах (страна, на территории которой находится штаб-квартира материнской компании, — это страна происхождения, а страна, на территории которой эта компания ведет бизнес, — это страна, принимающая инвестиции, или страна пребывания).

В качестве примера прямых иностранных инвестиций можно привести приобретение компанией Ford Motor Company всех обыкновенных акций шведской компании Volvo Corporation. После покупки этих акций из материнской компании Ford в компанию Volvo были направлены специалисты, задача которых состояла в осуществлении контроля над деятельностью компании, а также в интегрировании работы компании с программами закупок и маркетинга, реализуемыми корпорацией Ford в масштабах всего мира.

Портфельные инвестиции – это приобретение зарубежных финансовых активов (акций, облигаций и депозитных сертификатов), не ставящее целью осуществление контроля.

Примером портфельных инвестиций может служить покупка тысячи обыкновенных акций компании Sony датским пенсионным фондом. Посредством такого вложения капитала пенсионный фонд предпринял попытку увеличить норму прибыли от своих основных средств, а не получить контроль над процессом принятия решений в компании Sony. По той же причине многие инвесторы в последние годы приобретают акции инвестиционных фондов открытого типа, которые специализируются на иностранных акциях и облигациях.

Помимо перечисленных выше, международный бизнес может осуществляться и в других формах. Важнейшие из них — это лицензирование, франчайзинг и управ-ленческие контракты.

Лицензированиепредполагает заключение договора, в соответствии с которым фирма, находящаяся в одной стране, выдает компании другой страны лицензию на использование своей интеллектуальной собственности (патентов, торговой марки, фирменного названия, авторских прав или секретов производства) в обмен на выплату роялти. Например, компания Walt Disney может выдать немецкой компании по пошиву одежды разрешение на выпуск детских пижам с изображением улыбающегося Микки Мауса на условиях выплаты этой компанией процента от продаж.

Франчайзинг– это особая форма лицензирования, суть которой состоит в том, что фирма, находящаяся в одной стране (франчайзер), выдает компании из другой страны (франчайзи) разрешение на использование своей технологии производства, а также бренда, торговой марки и логотипа в обмен на выплату роялти. Например, компания McDonald's Corporation продает права на открытие ресторанов быстрого обслуживания во всем мире.

Управленческий контракт – это соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает фирме, находящейся в другой стране, согласие на управление мощностями этой фирмы или оказание иных управленческих услуг за определенное вознаграждение (размер которого оговорен в контракте). Управленческие контракты получили широкое распространение среди наиболее крупных компаний, функционирующих в сфере гостиничного бизнеса. Многие компании, такие как Mariott и Hilton, далеко не всегда владеют дорогими отелями, которые носят имена этих брендов и которые можно встретить во всех странах мира, — они только управляют этими отелями на условиях, предусмотренных в соответствующих контрактах.

Наши рекомендации