Формуляр к игре «Поиск сокровищ»

1. Найди игрока, который недавно был в длительной поездке (командировке). Пусть он расскажет что-нибудь об этом.

2. Обратись к игроку, одевающемуся примерно так же, как ты сам, и поговори с ним об индивидуальном стиле человека.

3. Найди игрока, с которым, как ты предполагаешь, у тебя много общего. Поговори с ним и проверь, так ли это.

4. Обратись к игроку, у которого такой же нос, как у тебя, и побеседуй с ним о носах.

5. Найди кого-нибудь, кто родился под тем же знаком зодиака, что и ты, и поговори с ним об астрологии.

6. Поговори с «очкариком». Догадайся, что значат очки для этого человека.

7. Найди игрока, с которым ты бы охотно застрял в одном лифте. Побеседуй с этим человеком о клаустрофобии.

8. Ходи по комнате и все время повторяй строчки из песни, стихотворения или пьесы, пока не встретишь того, кто знает продолжение. Поговори с ним об искусстве.

9. Найди игрока, который, по твоему мнению, хранит тайну. Попытайся подвести этого человека к тому, чтобы он выдал тебе секрет.

10. Припомни своих любимых писателей, композиторов, певцов, актеров. Найди игрока, разделяющего твои симпатии. Если это не удается, попытайся убедить кого-нибудь в гениальности твоих кумиров.

Бинго!

Это очень оживленная игра, в ходе которой можно удовлетворить свое любопытство относительно членов группы

— 30 минут —

Подготовка:

Отставьте в сторону стулья и столы, с тем чтобы участники могли свободно перемещаться по помещению. Кроме того, подготовьте каждому копию «Бинго»-формуляра (особая таблица, см. ниже).

1. Раздайте «Бинго»-формуляры. Каждый игрок находит участника, соответствующего одной из характеристик, и просит его поставить свою подпись в нужной клетке. Первый, кто соберет пять разных подписей по горизонтали, вертикали или диагонали должен крикнуть: «Бинго!» Если группа большая, то единственное правило игры звучит так: «Игроки не должны ставить свои подписи в один и тот же формуляр более одного раза».

2. Участники ищут подходящих кандидатов. Тот, кому удалось собрать нужное количество подписей, должен заодно назвать имена игроков, расписавшихся в его формуляре.

3. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не окажется несколько победителей.

Замечания:

Утверждения, представленные в таблице, должны быть подобраны так, чтобы каждое из них подходило по крайней мере к одному из участников.

«Бинго»-формуляр

Играет на музыкальном инструменте Регулярно занимается спортом Терпеливо переносит дождливый день Имеет домашнее животное Имеет прозвище
Говорит больше чем на одном языке Регулярно ходит в театр Недавно ходил в кино с друзьями Любит читать Ведет дневник
Может приготовить картошку с грибами Единственный ребенок в семье Левша Имеет больше двух братьев и сестер Никогда не лежал в больнице
Очень спокойный по характеру Имеет родимое пятно Является членом союза (клуба) Любит готовить Может свистеть на пальцах
В последний год менял место жительства Любит поспать Умеет вязать или вышивать Обладает хорошим музыкальным слухом Участвовал в массовом забеге


Мы оба

Игра способствует эмоционально безопасному вхождению в группу и укрепляет уже сложившиеся отношения

— 20 минут —

1. Игроки делятся на пары.

2. У каждой пары есть 5 минут, чтобы обнаружить и записать как можно больше общих черт. Эта работа не должна быть поверхностной. Нельзя отмечать тривиальные, очевидные сходства, например «Мы оба голубоглазые… мы обе в теплых кофтах…» Сходство должно быть найдено в ходе разговора.

3. Внесите в игру легкий элемент соревновательности: «Мне любопытно, какая пара сможет найти больше общих черт за 5 минут». Такой подход «развяжет» игрокам языки, прогонит робость и смущение.

4. В конце игры все участники собираются вместе для общего обсуждения, Пары по очереди рассказывают, сколько сходных черт им удалось обнаружить, каждый кратко представляет группе партнера.

Варианты:

Дайте парам больше времени — 10 минут, — и пусть они найдут не только сходства, но и различия.

Место на шкале

Эта интересная техника позволяет поговорить о чувствах, темпераменте и личностных качествах участников

Подготовка:

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению.

1. Игровая ситуация: пусть члены группы представят, будто посреди комнаты проведена воображаемая линия. Это шкала, с помощью которой можно «измерять» всевозможные чувства. Один конец шкалы указывает, что чувство очень сильное, другой — наоборот.

2. Предложите каждому игроку найти свое место на шкале экстравертности. Объясните, чем первые отличаются от вторых: «Экстраверты быстро вступают в контакт, открыты, могут легко выходить из себя, интроверты сдержанны и неторопливы». Теперь участники должны занять место на воображаемой линии: ярко выраженные экстраверты окажутся на одном конце комнаты, интроверты — на другом.

3. Когда участники займут свои места, проведите небольшое обсуждение: каждый объясняет, почему он занял именно это место на шкале, и говорит о том, повлиял ли на него выбор других игроков.

4. В конце игры полезно обсудить следующие вопросы:

• Насколько уверенно вы чувствуете себя в группе в настоящий момент?

• Каков ваш вклад в установление сбалансированных отношений в группе?

• Чем эта группа отличается от остальных? (Вопрос для тех, кто уже посещал подобные занятия.)

Разговор в двойном кругу

Участники двигаются по двум концентрическим кругам и шесть раз останавливаются для небольшой беседы в парах

— 30 минут —

Материалы:

Проигрыватель, аудиокассета с записью приятной музыки.

1. Все игроки выстраиваются в два круга лицом друг к другу.

2. Пока играет музыка, круги двигаются в противоположных направлениях. Как только музыка смолкает, участники останавливаются. Таким образом из оказавшихся напротив друг друга игроков образуются пары. Партнеры кратко представляются друг другу, здороваются за руку и заводят разговор на тему, которую Вы им предлагаете. Для обсуждения в каждом следующем раунде дается новая тема.

3. Выберите подходящие темы из представленных ниже:

• нечто важное, чему я научился в прошлом году;

• неудача, с которой я справился за последние пять лет;

• нечто, за что я благодарен;

• желание, исполнение которого для меня очень важно;

• человек, у которого я многому научился; • нечто, что я сам создал, изобрел или развил;

• иллюзии, с которыми я расстался;

• что я хотел бы приобрести в результате занятий в группе.

4. На обсуждение каждой темы дается 3 минуты. В конце игры снова включите музыку, и пусть участники в течение 30 секунд просто двигаются по кругу.

Варианты:

Можно не предлагать темы, а называть какую-нибудь букву. Тогда пары должны выбрать собственную тему, начинающуюся с той же буквы. Если, например, Вы предложите букву «К», то участники могут побеседовать о красоте, культуре, капризах, капитале и т. п.

Настойчивый репортер

Каждый участник готовит сообщение для прессы и, кроме того, сам даёт интервью

— 30 минут —

Подготовка:

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Каждому участнику понадобятся бумага и карандаш.

1. Игровая ситуация: члены группы на время стали настойчивыми репортерами, которые интервьюируют других и одновременно сами дают интервью своим собеседникам.

2. Попросите участников придумать пару вопросов для интервью, на которые потом будут отвечать по меньшей мере четыре члена группы, например:

• где ты охотнее всего проводишь отпуск?

• на кого ты бы хотел быть похожим?

• насколько удачно складывается твоя карьера и видишь ли ты перспективы собственного профессионального роста?

• на каких людей ты можешь полагаться?

• что ты хотел бы делать, когда выйдешь на пенсию?

• каковы твои важнейшие достижения?

• в чем твое горчайшее поражение?

(В качестве альтернативы можно совместными усилиями составить каталог вопросов и записать их на доске. Тогда каждый «репортер» выберет два вопроса по своему вкусу и задаст их интервьюируемым).

3. После этого игроки начинают брать друг у друга интервью (работать они должны в высоком темпе). Репортер записывает имя опрашиваемого и делает заметки по ходу беседы. После 10–15 минут остановите игру и созовите всех в круг. Вызовите кого-нибудь из членов группы; на середину и предложите репортерам сообщить, что они узнали об этом человеке. Скажите, например: «Это Иван Иванов. Уважаемые дамы и господа, что вы можете сообщить о нашем госте?»

Направленное интервью

Это хорошая возможность лучше познакомиться с членами группы

— 30 минут —

Подготовка:

Для каждого участника нужно приготовить карточку «Направленное интервью» (см. ниже).

1. Скажите следующее: «Сейчас у вас появится счастливая возможность лучше узнать других членов группы, задавая им вопросы в определенной последовательности. Каждым из вас выбирает партнера, которого будет интервьюировать с помощью вопросов, представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же».

2. Решите, кто будет отвечать первым (назовем его А), кто — вторым (Б). В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же самый вопрос, А отвечает.

3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Далее спрашивающий-отвечающий меняются при каждом новом вопросе.

4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут.

5. После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

Наши рекомендации