При реализации рабочей программы используется учебник
.– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 9 класс.
- Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского,
-Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010
Содержание программы
(* текст содержания составлен по ФКГОС (ФК) (ФГОС) ,примерной программы (ПП),авторской программы (АП) и школьной составляющей (ШС), отражающей специфику школы и класса, условия в школе)
«Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств» 8ч.
«Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств.»-8ч.
«Азбука экранного искусства» - 10ч.
«Фильм- искусство и технология»- 9ч.
ТЕМА | Количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию | Добавлено/ сокращено | За счёт чего |
1. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств. | 8-16 | |||
1.1 Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | ||||
1.2 Роль и место изображения в синтетических искусствах. | ||||
1.3 Театр и экран - две грани изобразительной образности. | ||||
1.4 Сценография или театрально-декорационное искусство - особый вид художественного творчества. | ||||
1.5 Сценография как искусство и производство. | ||||
1.6 Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска. | ||||
1.7 Театр кукол. | ||||
1.8 Театрализованный показ проделанной работы. | ||||
2. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | 8-16 | |||
2.1 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | ||||
2.2 Фотография – расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства. | ||||
2.3 Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора. | ||||
2.4 Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые – темы фотографии. | ||||
2.5 Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | ||||
2.6 Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | ||||
2.7 «Мой фотоальбом. Выставка учащихся». | ||||
3. Азбука экранного искусства. | 12-24 | |||
3.1 Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык: кино и монтаж. | ||||
3.2 Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | ||||
3.3 Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм. | ||||
3.4 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | ||||
3.5 Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | ||||
3.6 Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | ||||
4. Художник – зритель – современность. | 7-14 | |||
4.1 О природе художественного творчества. | ||||
4.2 Связи искусства с жизнью каждого человека. | ||||
4.3 Искусство среди нас. | ||||
4.4 Каждый народ Земли – художник. | ||||
4.5 Язык и содержание трёх групп пластических искусств. Их виды и жанры. | ||||
4.6 Синтетические искусства. Их виды и язык. | ||||
4.7 Современные проблемы пластических искусств. | ||||
4.8 Вечные истины искусства (обобщение темы). |
Программа рассчитана на 1 ч в неделю, всего 34 ч.,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
IX классы (34 час)
Синтез искусств(2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность испецифика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре(10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
^ Синтез искусств в театре(4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии(6 час). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
^ Изображение в фотографии(2 час).Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности.Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств(4 час). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере(2 час). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
^
Учебно- тематический план по ИЗО ___9класс________
Номер урока | Тема | Количество часов | Цели и задачи | Объект контроля (знать,уметь) |
1четверть. | Изобразительный язык и эмоционально- ценностное содержание синтетических искусств. | |||
1-2 | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств | Знать: - о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; - о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; | |
3-4 | Театр и экран- две грани изобразительной образности | а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. б.нить учащимся условность театрального искусства; роль актёра, режиссёра и художника в коллективном творчестве; изучить виды театрально- зрелищных и игровых представлений; выявить понятие «сценография» | Уметь: - выполнять сравнительный анализ сценического и экранного образов; - создавать сценический образ места действия Знать: - игровую природу сценографии | |
Сценография. или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. | а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно- конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. Изучить два направления художнической деятельности сценографа; выразительные средства сценографии; виды сценического оформления | Уметь: - использовать выразительные средства сценографии; Разбираться в сценическом мире | ||
6-7 | Сценография как искусство и производство | а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. Изучить театральные службы и цеха, театральное здание и устройство сцены; Элементы декорационного оформления спектакля; Этапы оформления спектакля | Знать: Макет и специфику театрального оформления; Уметь: Работать в технике аппликации, коллажа; создавать объёмно-пространственные композиции | |
8-9 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска.. | а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Иметь представление об искусстве и специфике театрального костюма; определить роль костюма и грима в быту | Знать: - театральный костюм; - способы перевоплощения актёра; Уметь: - выполнять эскиз костюма, театрального грима | |
Театр кукол | а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. Иметь представление о кукольном театре, как о виде сценического искусства; | Уметь: - выполнять эскизы кукольных персонажей, эскизы спектаклей Знать: - виды театральных кукол и способы работы с ними | ||
Театрализованный показ проделанной работы. | а) Подведение итогов четверти. Обобщить и закрепить знания по теме; Продолжить формирование нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни | Уметь представить собственные разработки сценических костюмов | ||
2 четверть. | Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств. | |||
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Проследить роль художественных инструментов в творческом художественном процессе; | Знать: объективное и субъективное в живописи и фотографии, в кино; Уметь: дискутировать на предложенную тему | ||
Фотография- расширение изобразительных возможностей. | а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых даггеротипов до компьютерной фотографии. Получить представление о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах; о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды | Уметь: Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике | ||
Грамота фотографирования и операторского мастерства. | а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. | Уметь: Анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике | ||
Всеобщность законов композиции. | а) Художественно- композиционные моменты в съемке. | Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; | ||
Выбор места, объекта и ракурса съемки. | а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра | Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; | ||
Художественно- изобразительная природа творчества оператора | а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс. | Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; | ||
Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. | а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. | Уметь: использовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; | ||
Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Познакомить учащихся со своеобразием художественной образности портрета; изучить виды портрета: автопортрет, постановочный и репортажный портреты; развивать художественно-творческую активность при изучении синтетических искусств | Освоить теорию и практику фотографии и экранных искусств; уметь применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике | ||
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. Изучить событие как объект репортажной съёмки; фотоизображение как документ времени; научить учащихся выполнять анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы | Уметь: работать с фотоальбомом -поиск и подбор репортажных снимков; передавать в фотографиях неповторимые моменты, особенности событий, выражение лиц людей; работать статичной и ручной камерой; анализировать первые типичные ошибки при съёмки (дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съёмки, выпадение объекта из кадра и т. д.) | ||
« Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | а) Подведение итогов четверти. Повторить значение термина «фотография», различные жанры фотографии с точки зрения композиционного построения; научиться вести диспут по теме | Уметь: презентовать свои работы перед аудиторией; вести открытий диспут по теме; владеть навыками работы с фото – и видео камерой | ||
3 четверть | Азбука экранного искусства | |||
Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Научить учащихся правильно излагать киномысли; Изучить монтаж, монтажную прерывистость последовательного дейстия или движения в кино | Уметь: грамотно излагать киномысли в построении кинокадра; чередовать крупные и общие планы, монтажное соединение разнонаправленных движений; передавать на экране параллельное и последовательное действие | ||
Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | а) Фильм, как последовательность кадров. элементарную грамоту записи сценарного плана; познакомить учащихся с замыслом, сценарием, покадровой раскадровкой фильма | Уметь: создавать видеоряд; записывать сценарий; выполнять покадровую раскадровку | ||
Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. | . а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Познакомить учащихся с историей чёрно-белого кино от братьев Люмьеров; изучить жанры кино; развивать художественно-творческое мышление учащихся | Знать: жанры кино; историю кино; Уметь: использовать многообразие сюжетной событийности; создавать видеоэтюды на тему | ||
Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. | а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Изучить социокультурное многообразие телевидения: искусство, журналистика, информация и т.д.; познакомить учащихся с интервью-искусством диалога и общения; | Уметь: использовать сиюминутность-специфику телевизионного изображения; принципы работы с человеком в кадре | ||
Игровой ( художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | а). Познакомить учащихся с динамическим сочетанием различных действий в кино; Суть музыки и шумов в фильме; Изучить сущность актёрской профессии | Уметь: составлять драматургию звукомузыкальной составной фильма; работать над звуковым оформлнием фильма | ||
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | а). Изучить новые способы получения изображения; Компьютерный анимационный фильм | Уметь: использовать компьютерную графику при создании анимационного фильма | ||
4 четверть | Фильм - искусство и технология | |||
О природе художественного творчества. | . а) Изучить понятие «процесс творчества»; Составные процесса творчества; Развивать художественно-творческое мышление, воображение | Знать: что такое процесс творчества; виды изобразительного искусства; Уметь: дискутировать на тему; составлять описание художественного произведения | ||
Связи искусства с жизнью каждого человека | а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия Изучить три формы художественного мышления; Проследить в ходе урока личные связи человека с окружающим его искусством | Знать: три формы художественного мышления; как зрителю право и возможность на формирование собственной позиции и охранять себя от навязывания чуждых эмоционально-ценностных позиций | ||
Искусство среди нас | . а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы. Повторить в ходе урока три группы пластических искусств; Проследить рынок видеофильмов, их влияние на развитие вкуса; | Уметь: защитить свою точку зрения на проблему; находить дополнительный материал по теме; Знать: три группы пластических искусств; влияние на развитие вкуса рекламы и различных художественных (видео) фильмов | ||
Каждый народ Земли- художник | а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать? Повторить в ходе урока тему 4 класса «Каждый народ художник»; синтезировать информацию, полученную на уроках истории, МХК, через книги, журналы, СМИ для раскрытия темы урока; формировать художественно-творческую активность учащихся | Знать: нравственно-эстетические границы, которые авторы не должны переступать в своих сюжетах; Уметь: осмыслить, осознать суть проблемы-богатства, разнообразия и единства культур | ||
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры | а) Повторить группы пластических искусств; выявить в ходе урока роль каждой группы пластических искусств в жизни человека; проследить национальную, историческую, региональную специфику этих искусств | Знать: группы пластических искусств; роль каждой группы пластических искусств в жизни человека; Уметь: использовать виды и жанры пластических искусств при составлении реферата | ||
Синтетические искусства. Их виды и язык | а). Изучить возникновение синтетических видов искусств; проследить их связь с жизнью; обозначить особую роль СМИ в использовании синтетических искусств; | Знать: виды синтетических искусств; технологию кино- и видеосъёмок; Уметь: раскрывать образность и художественность, правду и условность в кино или на телевидении | ||
Современные проблемы пластических искусств. Вечные истины искусства ( обобщение темы) | а) Познакомить учащихся с искусством постмодернизма и реализма, андеграунда; Изучить технологию кино- и видеосъёмок на примере работы режиссера, художника, сценариста, оператора, актёра Проследить в ходе урока какие проблемы жизни являются вечными проблемами искусства и почему; Выявить проблему взаимосвязи жизни искусства с уровнем развития общественных вкусов; Развивать художественно-творческое мышление учащихся | Понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений; Уметь: Работать цветом, тоном, линией пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты Уметь: Творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств; Высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства | ||
итого |