Изобразительное искусство, его виды и жанры. 8 ч.

(Человек в зеркале дизайна и архитектуры)

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, и дизайна в жизни человека и общества.
Виды живописи (станковая, монументальная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), , дизайна и архитектуры.
Опыт творческой деятельности.Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, , интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.
Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников

Учебно- тематический план по ИЗО ___8 класс________

Номер урока Тема Количество часов Цели и задачи Объект контроля (знать,уметь)
1четверть. Синтез искусств
  Язык изобразительного искусства и художественный образ. ( Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры) 8 ч.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.       Ознакомить с основными типами композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Учить, располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля Знать:Основные типы композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и т.д.), основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная Уметь: располагать на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и обрезая его, добиваться баланса массы и поля
Прямые линии и организация пространства. Учить, с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и членение плоскости Знать:Должны знать: ритм и движение, разреженность и сгущенность. Соединение элементов композиции и членение плоскости Уметь: выполнить композицию от трех до пяти линий
3-4 Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна Дать понятия локальные цвета. Сближенность цветов и контраст. Знать: Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Уметь:выполнить черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга. Композиция из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур
Буква – строка- текст. Искусство шрифта. Познакомить с различными шрифтами Знать: Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Уметь:выполнить Композиция из прямоугольников, прямых линий, круга с добавлением буквы
6-7 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Познакомить с историей развития плаката , показать важность агитационной деятельности Знать: Должны знать о роли стилистики изображения и способы их композиционного расположения в пространстве на бумаге Уметь:выполнить макеты плаката, поздравительной открытки по выбору
Многообразие форм полиграфического дизайна Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и художественного оформление книги Знать: Должны знать о роли стилистики изображения и способы их композиционного расположения в пространстве на бумаге Уметь: Должны уметь соединять текст и изображения. Макет обложки книги.
  Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и знаний ) 8 ч.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Дать понятия чертежа как плоскостного изображение объемов, когда точка вертикаль, круг- цилиндр и т.д. Формировать понятия учащихся проекционной природы чертежа Знать: Композиция плоскостная и пространственная. Чертеж-схема архитектурных объектов (вид сверху) Уметь: Учащиеся должны уметь конструировать объемно-пространственные композиции в графике.
Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Учить детей чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях Знать: Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Построение трех уровней рельефа. Уметь: Должны уметь конструировать в объеме и применять в пространственно-макетных композициях
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля. Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композицией. Формирование навыков моделирования сложных, объемных композиций, используя необходимые средства . Знать: понятия конструкция: часть и целое, модуль. Уметь: Учащиеся должны уметь моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса. Создание макета дома, построение из модульных объемов
. Важнейшие архитектурные элементы здания Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры. Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов. Выявить влияние архитектурных форм на человека. Сформировать навыки конструирования архитектурных композиций. Знать:об истории возникновения и историческом развитии главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и т.д.) Уметь:Должны уметь работать с натуры над зарисовкой и проектированием конкретных зданий. выполнить зарисовки архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания в целом
13-14 Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени   Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Знать:Должны знать особенности образного языка и конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал, и их социальную роль Уметь: выполнить проектное упражнение на функциональное использование вещей («Чем может быть шар?») Создать электронный рекламный буклет
. Роль и значение материала в конструкции.   Дать понятия, что роль материала определяет форму объекта. Ознакомиться со свойствами различных материалов. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.) Знать: Должны знать о современном дизайне интерьеров, о роли материалов, фактур и цветной гаммы. Уметь:Должны уметь использовать различные материалы для монтажа инсоляций. Построение объекта исходя из материала (металлические банки, пробки, вата и т.д.)
Цвет в архитектуре и дизайне Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности. Психологическое воздействие цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Знать: формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре Уметь: Должны уметь моделировать архитектурно-дизайнерские объекты. Макетирование цветной коробки как подарочный упаковки для вещей различного назначения
  Синтез искусств в архитектуре ( Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека). 10 ч.
17-18 Город сквозь времена и страны. Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.   Дать понятия о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель) Знать:о смене стилей как отражение эволюции образа жизни. Уметь: Должны уметь работать с натуры над зарисовкой и проектированием конкретных зданий. Зарисовка знаменитых построек города. (Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.).
19-20 Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры   а). Дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе. в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся г) Прививать интерес к русскому народному творчеству Знать: понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки. Уметь:Должны уметь искать и находить новую эстетику архитектурного решения в градостроительстве. Нарисовать современное здание и вмонтировать в фотографию городского пейзажа
Живое пространство города. Город микрорайон, улица.   а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса Познакомить с исторической формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др. Знать: формы планировки городской среды и их связь с образом жизни. дать понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др. Уметь:Уметь создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве. Выполнить макетно-рельефное моделирование фрагмента улицы
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.   Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся. г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным в Дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. . Знать:понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, Уметь:Уметь использовать в макетных и графических композициях ритмы линий, цвета, объемов, статику и т.д.Выполнить рисунок-проект фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, скульптурой и т.д.
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.   а) Познакомить детей с интерьером различных общественных мест. Мебель и архитектура: гармония контраст. б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности в) Прививать интерес к русской национальной культуре Знать: мебель и архитектура: гармония контраст. Уметь: Уметь использовать в макетных и графических композициях ритмы линий, цвета, объемов, статику и т.д.. Выполнить рисунок-проект интерьера одного из общественных мест (театр, кафе, школа) фрагмент или аппликацию мебельного гарнитура
Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства   Дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой, обучить технологии макетирования путем введения бумагопластикой, различных материалов и фактур. Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории Знать: понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой Уметь:Должны уметь использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля. Выполнить зарисовки на тему сочетания города с живой природой
25-26 Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.   Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления. Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории Учить конструировать объемно – пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты Знать:понятия: объемно – пространственные композиции, архитектурно-дизайнерские объекты. Уметь: Уметь создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве. Выполнить «Город будущего» - пространственно-макетную композицию. (коллективная работа)
  Изобразительное искусство, его виды и жанры . (Человек в зеркале дизайна и архитектуры ) 8 ч.
Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома   а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству г) Активизация творческого потенциала учеников Знать: Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д. Уметь: Должны уметь работать по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий. Выполнить рисунок (эскиз) частного дома в городе, домика в деревне и т.д. по выбору
Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещественно - пространственной среды жилища.     А). Познакомить с дизайном интерьеров, с ролью материалов, фактур и цветовой гаммы в создании схем и проектов. в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. Знать:Должны знать о современном дизайне интерьеров, о роли материалов, фактур и цветной гаммы Уметь:выполнить схемы предметной компоновки интерьеров домов (аппликация).Выполнить эскиз в программе Arhitektor (электронный вариант)
Дизайн и архитектура моего сада.   а) Учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы. Учить соотносить здания и растения в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию. Знать: понятие малые архитектурные формы. Сад (английский, французский. Восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере. Уметь:Должны уметь работать над эскизом монументального произведения, соотносить здания и растения. Выполнить общий вид сада – рисунок плюс коллаж
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды Ознакомить с технологией создания одежды. Дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Знать: Должны знать законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. Уметь:выполнить рисунок-копию эскиза модной одежды.
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды Учить создавать костюм, выражающий личностные качества человека, осуществлять подбор цветовой гаммы. Дать понятия стилей. Знать:Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Молодёжная субкультура и подростковая мода. Стереотип и кич. Уметь: разработать комплект костюма (для дома, улицы, работы)
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна   Ознакомить с искусством грима и прически . Обучить азбуке визажистики и парикмахерского стилизма.   Уметь:Использовать разнообразные материалы Знать: о роли дизайна и архитектуры в современном обществе
Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна   Дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику и т.д., определяющей форму поведения в обществе. Знать:понятия имидж дизайн, визажист, грим. . Боди-арт и татуаж как мода. Уметь: Использовать разнообразные материалы, грамотно выполнить рисунок прически и макияжа на фотографии (повседневный, деловой, праздничный).
  Моделируя себя - моделируешь мир.   Беседа «Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу»»   Обобщить знания, полученные на уроке. Проконтролировать, владение учащимися терминологией и средствами композиции при выполнении коллективной работы. Понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе Знать: Костюм, стиль. Роль декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья Уметь:По декору выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признакиПровести групповую поисковую работу. «Декор, человек, общество, чтение»




Наши рекомендации