Тема 1.2. Изобразительное искусство и его виды. Проблемы детского изобразительного творчества. Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка

Задание № 1. Составление терминологического словаря

Задачи изучения темы: учиться анализировать понятия, отображающие специфику видов изобразительного искусства, продолжать учиться составлять терминологический словарь

Содержание:студенты анализируют следующие термины и оформляют терминологический словарь:

– живопись

– графика

– скульптура

– декоративно-прикладное искусство

– исторический, мифологический, батальный, бытовой, портретный жанры живописи

– пейзаж

– натюрморт

– монументальная скульптура

– станковая скульптура

– жанровая скульптура

– скульптура малых форм

– рельеф

Литература:

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

Задание № 2. Составление иллюстрированной картотеки репродукций

Задачи изучения темы: продолжать формировать представление о видах изобразительного искусства, учиться составлять иллюстрированную картотеку видов изобразительного искусства

Содержание:студенты на основании содержания задания № 1 составляют иллюстрированную картотеку репродукций разнообразных видов изобразительного искусства

Содержание иллюстративной карточки:

1. Автор и название произведения искусства

2. Иллюстрация (изображение)

3. Обозначение вида изобразительного искусства

Литература:

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. М., 1991.

И другая по выбору студентов

Задание № 3. Составление блок-схемы

Задачи изучения темы: учиться систематизировать материал, отражающий связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка, оформлять его в виде блок-схемы.

Содержание: студенты знакомятся с учебной литературой, освещающей следующие аспекты

o Характеристики художественного (художественно-выразительного) образа, создаваемого ребенком в изобразительной деятельности: искренность, эмоциональность, непосредственность, содержательность, гуманизм, оптимизм, декоративность, выразительность, оригинальность.

o Структура и этапы творческой изобразительной деятельности взрослого художника

o Стадии развития детского творчества. Специфика процессов и продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка

o Критерии (показатели), определяющие наличие творческого начала в изобразительной деятельности детей (по Н.А. Ветлугиной, Г.Г. Григорьевой, А.И. Савенкову)

o Содержание, характер и последовательность этапов введения творческих заданий. Основные приемы творческого воображения (агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация)

o Условия развития изобразительного творчества детей,

составляют блок-схему.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 1999. – 272 с.

2. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. – 239 с.

3. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемоника, 1995. – 160 с.

4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М.: Педагогика. 1984. – 120 с.

5. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

6. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. – 160 с.

7. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972.

8. Шибанова Н.Я. Развитие художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Пермь, ПОИПКРО, 1995. – 36 с.

Задание № 4. Составление картотеки

Задачи изучения темы: знакомится с основными приемами творческого воображения, используемыми детьми в изобразительной деятельности, учиться составлять картотеку для формирования каждого приема.

Содержание: студенты подбирают задания для формирования приемов творческого воображения (агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация), оформляют картотеку

Литература:

Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.

Задание № 5. Составление блок-схемы

Задачи изучения темы: учиться систематизировать материал, отражающий связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка, оформлять его в виде блок-схемы.

Содержание: студенты продолжают знакомиться с монографией, обозначают точки зрения Я.А. Коменского, Ф.Фребеля, К.Д. Ушинского, Ж. Аусбург, М. Монтессори, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича на значение видов изобразительной деятельности в воспитании и развитии ребенка-дошкольника, составляют блок-схему.

Литература:

Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. С-Пб., 2002.

Наши рекомендации