Язык изобразительного искусства и художественный образ. 9 ч.

(«Изобразительное искусство в жизни человека»)

Изображение с натуры и по памяти предметов, человека, пейзажа, натюрморта,. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.
Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушьи др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.
Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.
Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве 8 ч.

(«Поэзия повседневности»)

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, ^ П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.
Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Изображение в полиграфии 8 ч.. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Учебно- тематический план по ИЗО 7 класс

Номер урока Тема Количество часов Цели и задачи Объект контроля (знать,уметь)
  Язык изобразительного искусства и художественный образ. 9 ч. («Изобразительное искусство в жизни человека»)  
1четверть. «Изображение фигуры человека и образ человека»
Изображение фигуры человека в истории искусства   (Человек – главная тема в искусстве.Кра сота человека в раз - личные исторические эпохи. ) Изображение древних людей. Зарисовки схем фигуры человека в движении.       а) Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. в) Развить творческую и познавательную активность Знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития истории искусств; - роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах; - процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. Уметь: - изображать пропорции человека с натуры и по представлению; - владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями.
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации.   (Пропорции фигуры человека. Постановка фигуры. Канон пропорций С.Боттичелли)   а) Познакомить учащихся с тем, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека б) Сформировать представление о терминах «пропорции», «канон» в) Развить творческую и познавательную активность учащихся. г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Знать:пропорции тела человека, понятия «золотое сечение», «канон» Уметь: анализировать произведения скульпторов; Составить схему движения фигур; Выполнить скульптуру фигуры человека. Подобрать иллюстративный материал, репродукции произведений ИЗО с изображением людей различных пропорций.
Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмен). (Скульптура малых форм. Мелкая пластика. (Статуэтки из глины)) а) Развить творческую и познавательную активность б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории в) Формировать практические навыки работы в технике лепки с использованием каркаса Знать:термины «скульптура», «каркас», «пропорции». Уметь:работать в технике лепки с использованием каркаса,вылепить скульптуру человека(на доступном для данного возраста уровне). Лепка фигуры человека в движении из пластилина.   .
Изображение на плоскости фигуры человека   а) Развить творческую и познавательную активность б) Воспитать любовь и интерес к искусству и его истории   Знать: Линия, тоновое пятно, характер штриха. Избирательность нашего зрения. Основные линии построения. Уметь: выполнить наброски головы человека (Рисование простым карандашом.).
«Великие скульпторы»   а)Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира. б)Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству. в)Развить навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления. Знать:термины Декоративное и монументальное искусство «скульптура», «памятник»; ожизни и творчестве великих скульпторов мира; Уметь: работать в малом коллективе (группе); Вести поисковую работу; подобрать материал по заданной теме;
Изображение фигуры с использованием таблицы   а) Развить творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление. б) Воспитать любовь и интерес к искусству. в) Формировать практические навыки в изображении фигуры человека. Знать: пропорции тела человека и особенности его изображения. Уметь:изображать фигуру человека Подобрать графические материалы для работы с натуры
  Набросок фигуры человека с натуры а) Развивать глазомер, ассоциативно-образное мышление, , творческую и познавательную активность. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. в) Формировать навыки в рисовании фигуры человека г) Сформировать понятие о термине «набросок» и техниках его выполнениях. Знать: понятие наброска, картины. Отдельные произведения живописи; Как передается движение в живописи; Пропорции идеальной фигуры и лица. Уметь:изображать фигуру человека Подобрать материал для тематической картины «Профессия»
Человек и его профессия Выставка работ «Моя будущая профессия» а) Вывести учащихся на более высокий уровень познания темы через повторение и обобщение. б) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. в)Формировать практические навыки в изображении фигуры человека Знать: понятие наброска, картины. Отдельные произведения живописи; Как передается движение в живописи; Пропорции идеальной фигуры и лица. Уметь:делать наброски и зарисовки фигуры человека в движении Выставка работ «Моя будущая профессия»
Мир интересов человека     Коллективная работа. Город мастеров.
2 четверть. Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве. 8 ч. («Поэзия повседневности»)
Тематическая (сюжетная) картина. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов а) Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах б) Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность Знать: - о композиции, особенностях построения произведения искусства; - роли формата; - выразительном значении размера произведения - о поэтической красоте повседневности; - роли искусства в жизни человека; - роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения. Уметь: - строить тематические композиции; - осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы.   Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке» Подобрать материал по теме «Малые голландцы»
Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о «Малых голландцах»? Рисунок по теме «Продавец цветов     а) Сформировать представление о голландской живописи, Голландии как родине бытового жанра, голландских художников и их картинах б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству, интерес к его истории в) Развивать творческое отношение к выполнению задания, навыки публичного, индивидуального и коллективного выступления Знать:знать несколько голландских художников и их картины; понятие жанр, сюжет, бытовой жанр; Уметь:анализировать произведения живописи; творчески подходить к выполнению задания; Подобрать материал о творчестве художников: А. Венецианова, П. Федотова; «передвижников»
Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианова, П. Федотова; Композиция «Жизнь людей в прошлом а) Познакомить учащихся с творчеством русских художников: А. Венецианова, П. Федотова; б)Воспитать любовь к России и ее национальному искусству в) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление, а также навыки публичных выступлений Знать:об истории возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве; о творчестве русских художников: А. Венецианова, П. Федотова Уметь: «читать» картину; Выделять особенности техники живописи у разных художников. публично выступить с рефератами или презентациями по заданной теме.
Сюжет и содержание в картине а) Продолжить знакомство учащихся с творчеством художников Ян Вермер, А. Пластов З.Серебрякова б) Воспитывать интерес к изобразительному искусству. в) Дать представление о понятиях сюжет, тема и содержания в произведениях изобразительного искусства. Знать: знакомство с творчеством художников Ян Вермера, А. Пластова, З.Серебрякова; понятия сюжет, тема и содержание в произведениях изобразительного искусства. Уметь: Выполнить наброски композиции с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни.
Передвижники. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве . Коллективные работы на тему праздника (техника коллажа). а) Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок б) Развивать интерес к истории изобразительного искусства России, творческую активность и мышление в) Воспитать любовь к России и к ее национальному искусству Знать: о творчестве художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок («Передвижников»). О творчестве художников бытового жанра 20 века Главные музеи России: Третьяковская галерея Уметь: «читать» картину; Выделять особенности техники живописи у разных художников.
. Крупнейшие художественные музеи страны. Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея». а) Сформировать представления о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников б) Воспитать любовь к Родине, интерес к русской культуре и ее истории в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии Знать: о Третьяковской галереи как первом музее русского искусства; музее с богатой коллекцией картин художников-передвижников. Уметь: анализировать материал, сравнивать, строить аналогии. Подобрать материал для работы над сюжетной картиной о жизни своей семьи
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» а) Сформировать представления о сложном мире станковой картины б) Познакомить с ролью сюжета в решении образа в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству г) Формировать навыки работы с художественными материалами в технике живописи Знать: о сложном мире станковой картины; роль сюжета в решении образа; Уметь: выполнить тематическую картину «Жизнь моей семьи» (Индивидуальная или групповая работа). работать художественными материалами в технике живописи. Подобрать материал по темам и проблемам 3 четверти
3 четверть Изобразительное искусство, его виды и жанры. 9 ч. («Великие темы жизни»)
Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности исторического жанра в искусстве. Творчество В.И.Сурикова   а) Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского художника В.И. Сурикова б) Сформировать представление об историческом жанре в живописи в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность Знать: о жизни и творчестве великого русского художника В.И. Сурикова; Особенности исторического жанра в искусстве; Понятие «сюжет». Уметь:Подобрать материал для работы над картиной на историческую тему
18-20 Сложный мир исторической картины   а) Сформировать представление о сложном мире исторической картины. б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории, любовь к искусству в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике рисунка и живопись Знать:особенности исторической картины; Понятия: исторический жанр, сюжет, эскиз, набросок; Уметь: подбирать сюжет, выполнять эскизы и наброски; работать художественными материалами в технике рисунка и живопись; создавать собственные проекты- картины на историческую тему.
Зрительские умения и их значения для современного человека.   (Эссе «О чём мне рассказал художник»)   а) Сформировать представление об особом языке искусства и средствах его выразительности. б) Развивать личностный характер создания и восприятия произведения искусства в) Познакомить учащихся с разными уровнями понимания произведений изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасное и что безобразное. г) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству Знать:об особом языке искусства и средствах его выразительности; уровни понимания произведений изобразительного искусства; Уметь:понимать произведения изобразительного искусства;    
Великие темы жизни в творчестве русских художников К.Брюллова «Последний день Помпеи»   а) Познакомить учащихся с историей создания и художественного замысла великой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» б) Сформировать представление о сложном мире исторической картины в) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию, навыки ведения дискуссии, публичного выступления г) Воспитать любовь к искусству, интерес к художественным произведениям и их истории Знать: понятия сюжет, содержание, колорит «художественный язык»; историю создания и художественный замысел картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» Уметь: вести дискуссии, выступать публично. Подобрать материал о творчестве И. Билибина и В.Васнецова
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.     (Рисование на тему: «Что за прелесть эти сказки»).   а) Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и интерес к искусству в) Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания Знать: понятия сюжет, содержание, колорит «художественный язык», сказочно-былинный жанр; о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества И. Билибина и В.Васнецова   Уметь: Работать в малом коллективе (группе), вести поисковую работу; выполнить работу в сказочно – былинном жанре.
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)   а) Познакомить учащихся с великой картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» б) Сформировать представление о сложном мире сюжетной картины в) Формировать зрительские умения и навыки; г) Воспитать ассоциативно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни искусстве; д) Развивать интерес к искусству и особенностям его образного языка; Знать:понятия: библейский жанр, сюжет, содержание, колорит «художественный язык», Познакомиться с картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына» Уметь: Работать в малом коллективе (группе), вести поисковую работу; выполнить работу в библейском жанре.
Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в культуре   а) Сформировать представления о художественных музеях и их типах б) Познакомить учащихся с крупнейшими музеями мира и России в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства г) Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное Знать: о художественных музеях и их типах; крупнейшие музеи мира и России;   Уметь: анализировать материал, выделять главное; Провести поисковую работу на тему «Великие музеи мира» (по предложенному списку).
Эрмитаж – сокровищница мировой культуры. а) Сформировать представления об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству в) Развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать материал, сравнивать, строить аналогии Знать: об Эрмитаже как сокровищнице мирового искусства; о коллекции Эрмитажа; Уметь: Различать картины известных художников; Анализировать их содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства. Повторить пройденный материал по темам I-III четверти. викторина
4 четверть Изображение в полиграфии. 8ч. («Реальность жизни и художественный образ»)
27-28 Плакат и его виды. Искусства шрифта. Роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком. Плакат - истинное произведение искусства.     а) Сформировать представления о плакате, как особом виде графики, отметив специфику его образного языка б) Познакомить учащихся с ролью текста в плакате и его взаимосвязью с рисунком в) Формировать и развивать навыки работы художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций г) Воспитать любовь и интерес к искусству, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве Знать:отличие плакатной графики от других видов графики; Специфику образного языка плакатной графики; Порядок выполнения плакатов; Мастеров плакатной графики; Роль текста в плакате и его взаимосвязь с рисунком. Уметь: работать художественными материалами в технике графики по выполнению плакатов и аппликаций. Разрабатывать плакат на заданную тему.(индивидуальная или групповая работа)
29-30 Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.   (Оформление плаката надписью.) а) Сформировать представления об основных видах письма, о классификации шрифтов. б) Познакомить учащихся с ролью текста и применением шрифтов. В) Формировать навыки выполнения заглавных букв устава и изображать их.   Знать: виды письма; Классификацию шрифтов; Область применения разных видов шрифтов. Уметь: разработать заглавные буквы устава и изображать их
31-32 Искусство оформления книги. Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники иллюстраторы   а) Сформировать представления об основных элементах книги б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации в) Воспитать любовь и интерес к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность д) Формировать навыки работы с художественными материалами Знать: Переплёт. Иллюстративная обложка, Декоративная обложка, Шрифтовая обложка. Форзац, авантитул, контртитул. Уметь:выполнить иллюстрации к сказкам народов мира, передавая красоту и гармонию образов или обложку книги.
Книга. Титул.     (Рисунок для своей книги.) а) Сформировать представления об основных элементах книги б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации в) Воспитать любовь и интерес к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность д) Формировать навыки работы с художественными материалами Знать: элементы оформления книги; отличие книжной графики от других видов графики; порядок оформления книги; мастеров книжной графики, художники иллюстраторы; Уметь:выполнить иллюстрации к сказкам народов мира, передавая красоту и гармонию образов или обложку книги.
Книга. Шрифт.   (Выполнение буквицы для своей книги).   Обобщающий урок по теме четверти а) Сформировать представления об основных элементах книги б) Познакомить учащихся с искусством иллюстрации в) Воспитать любовь и интерес к искусству г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность д) Формировать навыки работы с художественными материалами Знать: виды письма; Классификацию шрифтов; Область применения разных видов шрифтов. Уметь: разработать заглавные буквы устава и изображать их Контроль полученных знаний Повторить изученный материал.
  итого      




Наши рекомендации