Изобразительное искусство и музыка древнего египта
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.
Скульптурные памятники
Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.
Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.
К числу характерных канонических типов принадлежит портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хесиры. Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи. Резко очерчен орлиный профиль головы. Примечательно, что глаз при этом показан в фас, символически обозначая способность воскрешать умершего к вечной жизни. Эта традиция восходит к мифу о поединке небесного божества Гора, изображавшегося в виде сокола, и бога пустыни Сета, олицетворявшего злое начало. Выступая мстителем за своего отца Осириса, вероломно убитого Сетом, Гор дает проглотить мёртвому отцу свое Око, вырванное у него Сетом в начале битвы. Осирис ожил и стал царём царства мёртвых. С тех пор обретение «ока Гора» стало важным моментом в скульптурных изображениях. Магическая выразительность взгляда достигалась инкрустацией глаз и рельефной подводкой век и бровей.
В понятие канона входили также определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...
Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались втёмно-коричневый цвет, женские — в жёлтый. Волосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, песчаник, известняк.
Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.
Русский писатель И.А. Бунин, посетивший Египет, так описывал свои впечатления от Сфинкса в рассказе «Свет Зодиака»:
«Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света... Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времён суждена ему, как защитнику «Страны Солнца», Страны Жизни... Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила! Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу...»
В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого, сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано так:
Он — знание в сердцах,
Он кормит идущих его путём.
Мастерски переданы индивидуальные черты: скуластое лицо, тяжёлые веки, прикрывающие глаза, желваки около властного рта, чётко очерченный подбородок. Игра светотени на гладкой поверхности гранита усиливает выразительность образа.
Совсем иначе изображали людей, всецело зависящих от власти фараона. Посмотрите на скульптурный портрет писца Каи из гробницы в Саккаре. Он сидит, скрестив ноги, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежитразвёрнутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок угодливый и хитрый взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, чёрным камнем, серебром и горным хрусталём, что кажутся живыми. Большие уши слегка оттопырены. Он привык слушать и повиноваться. Именно такой человек мог следовать словам поучения:
«Если ты человек приближённый и сидишь в совете своего господина, — сиди осторожно и остерегайся, ибо слово труднее всякой работы!.. Сгибай спину перед твоим начальником, и твой дом будет полон имуществом».
Исключительного совершенства древнеегипетские мастера достигли и в деревянной скульптуре. Портретное сходство с оригиналом в них удивительно ярко и наглядно. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор учёные-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой».Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлён вдаль.
Не менее интересны парные скульптурные портреты, выполненные египетскими мастерами. Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлён в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щёки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать в нём египетский мастер. Нацаревиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зелёная бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности к священному таинству.
В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, подчёркнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий изгиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремлённый в вечность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчётливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто жёлтой охрой, на её фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зелёного цвета. Пышная прическа перехвачена беллой лентой с разноцветными розетками.
Спинки кресел покрыты чёрными иероглифами. Ярко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным декоративным обрамлением фигур.
3.2. Рельефы и фрески
Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефные и фресковые композиции, с помощью которых декорировались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, обелиски и стелы. Они располагались таким образом, что фигуры, интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Взаимная уравновешенность всех элементов определяла целостность композиции и позволяла охватить её одним взглядом. Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов)? Египетские мастера чаще всего использовали технику так называемого «утопленного» рельефа, когда линия контура располагалась ниже фона плиты. Сначала подготавливали поверхность стены, а затем на еёё выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка. Поверхность фигур детально и тщательно прорабатывалась. Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков, мелкие складки широких рукавов. При этом учитывали и источники освещения, благодаря которым достигался удивительный эффект тонкой вибрации поверхностей.
Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имеющие символический смысл.
Пространство внутри контура заполнялось минеральными красками или цветными пастами. Затем вся фигура обводилась более широким контуром, отделявшим изображение от фона. В цветовой гамме преобладало всего несколько цветов: жёлтый, коричневый, зелёный и голубой, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вызывают наше восхищение. Например, белые одежды раскрашивались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллюзия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело человека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец...
Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Чёткими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары покойному. С царственной важностью они ведут быков, их движения размеренны и непринужденны. Одни наклоняются, другие оборачиваются назад, третьи заботливо поглаживают по спине быков. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами, множество людей, работающих на полях и в садах, охотников и рыболовов, скотоводов и пастухов. Бесконечен поток пленных с захваченными трофеями.
Фрески и рельефы разбиты на четыре — шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.
Стенопись царских гробниц напоминала яркий развёрнутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастерством.
Иногда в рельефах и фресках представлены сцены повседневной трудовой жизни египтян: охота в нильских зарослях, рыбная ловля,трапеза, работа на поле и в саду. Мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках по несколько уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла громоздкую плетёную корзину.
Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.
В эпоху Нового царства в композиции стали вводить пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Особенности различных птиц или рыб переданы так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному тону, художникам удавалось передать изысканность оперения птиц, характерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Художник рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.
Лучшие традиции изобразительного искусства Древнего Египта получили дальнейшее развитие в рельефах и фресках многих народов мира.
3.3. Сокровища гробницы Тутанхамона
Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский период, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону. Атон изображался в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества.
Многое изменилось в искусстве во время правления Эхнатона. От художников он требовал прежде всего правдоподобия в передаче индивидуальных черт человека. Известно, что сам фараон не обладал могучим телосложением, а его наружность меньше всего соответствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложённое тело с тонкой длинной шеей, тонкими ногами и выпуклым животом вряд ли могло вдохновить художников. И всё же он был сильным и властным человеком, способным диктовать свою волю окружающим. Посмотрите на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически. Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть его образа.
Подлинные шедевры создавались в придворной мастерской Эхнатона. К их числу следует отнести портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным» — именно так говорилось о ней поэтических произведениях того времени. Её скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Борхардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в археологическом отчёте: «Описывать бесцельно — смотреть!»
Действительно, трудно описать словами одухотворённую нежность этого лёгкого, стремительно профиля, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность черт благородного точёного лица. Не мог не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственна осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Становится понятным это поэтическое послание Эхнатона царице Нефертити:
Я люблю сладкое дыхание
Твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь
Твоей красотой.
Мое желание — слышать
Твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест
Северного ветра.
От любви к тебе,
Дай мне твои руки, что
Держат твой дух,
Чтобы я смог принять его
И жить им.
Этот удивительный портрет, символ вечной красоты и обаяния, по праву занимает почётное место среди самых поэтичных женских образов.
В конце XIX в. в арабском селении Эль-Амарна, на территории столицы Эхнатона Ахетатона, начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. В их числе был и замечательный портрет царицы Нефертити. Этот яркий, но недолгий период в развитии египетского искусства теперь принято называть амарнским. Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Достойным продолжателем Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.
В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные инкрустированные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...
В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, сплошь усыпанная драгоценными камнями и предметами ювелирного искусства. Но самой замечательной находкой была золотаямаска Тутанхамона, точно передающая его черты. Внимательно посмотрите на это произведение искусства. Кажется, в нём запечатлелась сама Вечность. Широко раскрыты огромные миндалевидные глаза — вместилище души фараона. Его взгляд скользит мимо нас, он устремлён в Грядущее. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — передаёт величие и божественное происхождение фараона.
3.4. Музыка Древнего Египта
Расцвет древнеегипетской цивилизации неразрывно связан с развитием музыки, театра и поэзии. Учёные считают, что есть основания говорить о значительных достижениях египтян и в этих областях художественного творчества.
Время не сохранило образцов древнеегипетской музыки и, возможно, мы ничего не узнали бы о ней, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают и интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.
На барельефах и росписях запечатлены группы музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединённых в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения играющих музыкантов позволили исследователям высказать мнение об использовании хейрономии, то есть специальной жестикуляции руками для выражения ритма и мелодии.
О чём же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимныбогам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, например, замечательная «Песня арфиста» (XXI в. до н. э.):
Следуй желаниям сердца,
Пока ты существуешь,
Надуши свою голову миррой,
Облачись в лучшие ткани,
Из жертв богов.
Умножай своё богатство...
Свершай дела свои на земле
По велению своего сердца,
И не изнуряй себя.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и стелы, рельефные и фресковые росписи, украшающие стены гробниц и заупокойных храмов.
Скульптурные памятники
Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мёртвых. Представления египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения ещё при жизни.
Характерной особенностью египетской пластики стало изображение человека в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египетская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплённых традицией. В передаче фигуры на плоскости сочетаются фасные и профильные элементы: голова и ноги развернуты в профиль, плечи в фас, торс в три четверти.
К числу характерных канонических типов принадлежит портретный деревянный рельеф с изображением зодчего Хесиры. Чувствуется мерный ритм его пружинящей поступи. Резко очерчен орлиный профиль головы. Примечательно, что глаз при этом показан в фас, символически обозначая способность воскрешать умершего к вечной жизни. Эта традиция восходит к мифу о поединке небесного божества Гора, изображавшегося в виде сокола, и бога пустыни Сета, олицетворявшего злое начало. Выступая мстителем за своего отца Осириса, вероломно убитого Сетом, Гор дает проглотить мёртвому отцу свое Око, вырванное у него Сетом в начале битвы. Осирис ожил и стал царём царства мёртвых. С тех пор обретение «ока Гора» стало важным моментом в скульптурных изображениях. Магическая выразительность взгляда достигалась инкрустацией глаз и рельефной подводкой век и бровей.
В понятие канона входили также определённость позы (стоящие фигуры с выставленной вперёд левой ногой, сидящие на троне или коленопреклонённые), чёткая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей. Главная задача скульптора заключалась в достижении возможно более точного сходства с портретируемым. Его лицо должно было воплощать отрешённость от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...
Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры окрашивались втёмно-коричневый цвет, женские — в жёлтый. Волосы всегда были чёрными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из короткой набедренной повязки, женщин — длинного, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, песчаник, известняк.
Скульпторы Египта умели сочетать в одном изображении части тела человека и животного. Особенно ярко их мастерство воплотилось в Большом сфинксе — знаменитом страже пирамид в Гизе с лицом фараона Хефрена и телом льва.
Русский писатель И.А. Бунин, посетивший Египет, так описывал свои впечатления от Сфинкса в рассказе «Свет Зодиака»:
«Вокруг меня мёртвое, жаркое море дюн и долин, полузасыпанных песками скал и могильников. Всё блестит, как атлас, отделяясь от шелковистой лазури. Всюду гробовая тишина и бездна пламенного света... Но я иду и не свожу глаз со Сфинкса.
Туловище его высечено из гранита целиком, приставлены только голова и плечи. Грудь обита, плоска, слоиста. Лапы обезображены. И весь он, грубый, дикий, сказочно-громадный, носит следы жуткой древности и той борьбы, что с незапамятных времён суждена ему, как защитнику «Страны Солнца», Страны Жизни... Он весь в трещинах и кажется покосившимся от песков, наискось засыпающих его. Но как спокойно, спокойно глядит он куда-то на восток, на далекую солнечно-мглистую долину Нила! Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моём сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу...»
В изображении фараонов существовали особенно строгие каноны. Их лица незабываемы. Во всём облике царит невозмутимость и сила царской власти. Спокойно и величественно восседает на троне фараон Аменемхет III.Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого, сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нём сказано так:
Он — знание в сердцах,