Билет 3 Вопрос 1 Изобразительное искусство и архитектура Древнего Египта.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества своей загадочностью. Для греков Египет — страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхож­дения, египтяне же называли свою страну Кем, что означает «чёрная зем­ля».

Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, тес­нимая с запада и востока песками пустынь, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по сво­им законам, редко подвергаясь внешним вторжениям.

Считается, что появление цивилизации – 3 тыс. до н.э. Разделяется на три периода: Древнее, Среднее и Новое царство.

Древние египтяне обожествляли силы природы, рас­тения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, ог­ромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые ро­щи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и фор­мы, служила источником вдохновения.

Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них оби­тала в статуе умершего, поэтому скульптура должна иметь портерное сходство. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых. Спрятанные в гробницах произведения искус­ства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обла­дали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульп­туры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов. При главенствующей роли архитектуры все виды ис­кусств образовали в Древнем Египте великолепное гармоничное единство.

Архитектура.

Пирамида фа­раона Джосера — первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она на­ходится в Саккаре и является центром погребального ансамбля. Сложен­ная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зод­чим Имхотепом, который изобрёл способ кладки из тёсаного камня. В конструкции пирамиды Джосера, которую обычно называют «матерью египетских пирамид», отражены три основных принципа возведения подобных сооруже­ний — гигантские размеры, пирами­дальная форма, использование именно камня как строительного материала.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (греч. Хефрен), Менкаура {греч. Микерин). Пирами­ды были когда-то облицованы глад­ко отполированными плитами бе­лого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хефрена). Основание пирамид име­ет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные тре­угольники. Величайшая из них — пирамида Хеопса. Её создатель — пле­мянник фараона Хемиун. Пирами­да (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания две­сти тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка ве­сом от двух с половиной до тридца­ти тонн. Они удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой ка­менные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол­миллиметра.

Древние греки считали пирами­ды первым из семи чудес света. Ар­хитектурные памятники последую­щих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы — со­бор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хе­опса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Пирамиды в Гизе, как и в Саккаре, составляли центр огромного по­гребального ансамбля с поми­нальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближённых, которые и после смерти правителя должны были находиться рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Боль­шой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров — вы­рубленное в основной своей части из скалы изображение льва с чело­веческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV, однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменно­го исполина, просившего освобо­дить его от тяжести песка. Став фа­раоном, Тутмос IV исполнил эту просьбу и приказал украсить сфин­кса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне.

Вскоре в архитектуре Египта прошли изменения: пирамиды стали гораздо меньше, неприметнее. Возводимые из кирпича с проклад­кой из щебня и песка между стена­ми, они быстро разрушались.

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов. Один из них — заупо­койный храм царицы Хатшепсут в Фивах. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского пло­скогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитекту­ры, но и сливаются с ней в неповто­римое целое. Храм расположен на трёх террасах, соеди­нённых пандусами (наклонными пло­щадками) и обрам­лённых столбами и колоннами. Чтобы посетить храм, нуж­но было пройти по аллее сфинксов, тя­нувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал.

Наиболее совершенным воплоще­нием культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы строились в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отли­чались подчёркнутой монументаль­ностью. Пилоны (каменные сооружения вформе усечённой пирамиды) обрамляли входы в храмы. Вели­колепны дворы Луксора, окружён­ные могучими золотистыми колон­нами в виде папируса.

В древности они былисоединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой прохо­дили торжественные религиозные процессии. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из соро­ка каменных сфинксов — совер­шенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного жи­вотного бога Антона), расположен­ных на равном расстоянии друг от друга. Через узкий второй вход попадали в гипостильный зал. Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колонна­ми») зал Карнакского ансамбля (XVI—XII вв. до н. э.), в котором бо­лее ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Не существующие ныне потолки густо-синего цвета были украшены жёлты­ми звёздами и парящими священны­ми коршунами. Из гипостильного зала можно бы­ло пройти в маленькое тёмное святи­лище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам.

СКУЛЬПТУРА

Египетские статуи исполнялись со­гласно канону(греч. «норма», «пра­вило») — строгим законам, которым подчинялось изобразительное ис­кусство. Они представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой впе­рёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами, спокойствие, симметрия и равнове­сие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстраст­ность лиц. Помещённые в поминаль­ные храмы и гробницы, статуи оли­цетворяли собой умерших и явля­лись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Существовало не­сколько видов канонического изо­бражения фараона: идущего — с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне — его руки ле­жат на коленях; усопшего — в обли­ке бога Осириса со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть.

Деревянная статуя вельмо­жи Каапера (середина III тыся­челетия до н. э.) — дородного степенного пожилого египтя­нина с посохом в руке — так поразила нашедших её при раскопках рабочих сходством с их сельским старостой, что за ней навсегда сохранилось это название. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи (середина III тысячелетия до н. э.), на коленях он держит развёрнутый свиток папируса. Внешне сдержан­ный, но внутренне напряжённый, он словно ловит каждое слово сво­его властелина. В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыся­челетия до н. э.), восседающих на тронах, передано состояние наив­ной чистоты, доверчивого приоб­щения к таинству вечной жизни. По традиции статуя Рахотепа окраше­на в красновато-коричневый цвет, а статуя Нофрет — в светло-жёлтый.

В гробницах обнаружено множе­ство деревянных статуэток, состав­ляющих иногда целые группы, — слуг, пахарей, прачек, пастухов, во­инов, лодочников. Похожие на дет­ские игрушки, они наивны и привле­кательны.

При выполнении рельефов и настенных росписей ис­пользовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в про­филь, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища — в трёхчетвертном развороте. Скульпторы пытались та­ким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Наряду с плоским, почти не вы­ступающим над поверхностью сте­ны рельефом возник, а позже широ­ко распространился так называемый углублённый рельеф: врезанное изо­бражение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт. Изо­бражались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная лов­ля, процессии носителей даров, по­гребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окру­жением.

Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвящённого Амону-Ра, украшают высеченные из той же скалы четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, сидящего на тро­не в традиционной застывшей позе с лежащими на коленях руками. Всё архитектурно-пласти­ческое построение ансамбля подчи­нено идее власти и силы. Строительство Асуанской плоти­ны в 60-х гг. XX в., которое грозило памятнику затоплением, вызвало огромную тревогу во всём мире. В соответствии с утверждённым ЮНЕСКО (Организацией Объеди­нённых Наций по вопросам науки, образования и культуры) проек­том спасения знаменитого ансамб­ля скальные храмы, разобранные на блоки, были перенесены на безо­пасную высоту.

Бюст Не­фертити, сделанный из известня­ка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совер­шенной красоте царицы: гармонич­ности её точёных строгих черт, бе­зупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посад­ке головы. На шее у Нефертити оже­релье, на голове высокий царский убор синего цвета.

Высоким вкусом отмечены про­изведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложеч­ки для косметики, зеркала, коро­бочки) обычно украшались изобра­жениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на ар­фе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура.

Живопись. Сохранилось множество прекрас­ных росписей, испол­ненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатле­ны самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. К наиболее известным произведе­ниям относятся изо­бражения сцен рыбной ловли и охо­ты в нильских зарослях. На ней мы находим снова канон изображения человека – с лучших сторон, в движении – и мастерское изображение птиц и животных.

Тематика произведений: религиозные обряды, природа, сцены повседневной жизни. Каждый цвет имел свою символику. Осирис изображается зеленым – символ возрождения. Исида – красная – жизнь. Синий – небесный, черный – тайна. Золотой – Божественный.

(см. ниже миф об Осирисе – он объяснит многие сюжеты и правила в живописи).

В 332 г, до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. Великий полководец основал в дельте Нила, на берегу Средиземного моря, город, на­званный его именем, — Александрию. На основе античной и древнеегипет­ской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305—330 гг. до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значи­тельных школ эллинистического искусства — александрийская.

Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры неоспори­ма.

Миф об Осирисе и Исиде[1]

Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида были их первыми правителями. Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Но самое важное - Осирис и Исида приоткрыли людям таинства жизни и смерти.

Легендарное время правления божественных наставников египтяне называли золотым веком, когда на земле царили мир и счастье.

Как рассказывают мифы, в 17-й день месяца атир, когда солнце пересекало созвездие Скорпиона, на земле совершилось великое бедствие. Брат Осириса бог Сет, стремясь захватить власть над миром, умертвил Осириса, разрубив его тело на четырнадцать частей, которые рассеял по всей земле. Долго, не зная усталости, искала Исида своего божественного супруга. Там, где богиня находила части тела Осириса, она возводила святилища в память о своем божественном супруге. Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена Египта станут священными центрами всей страны. Вокруг них, на местах, которые определили сами боги, будет строиться и развиваться Египет.

Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на 14 частей

Бог Анубис совершает мумификацию тела Осириса, Осирис же, победив смерть, воскресает в мире ином и становится великим царем в мире мертвых (правильнее сказать, в мире бессмертных)

Как повествует дальше миф, вскоре у Исиды и Осириса чудесным образом рождается сын — бог-сокол Хор.Сын Исиды вступает в битву с силами мрака. В одном из сражений с Сетом Хор теряет око. Взамен боги даруют ему Уджат — глаз внутреннего зрения. Хор с помощью Уджата побеждает Сета. Глаз Хора становится одним из основных символов Египта – символом возрождения и победы светлых духовных сил над силами хаоса.

Сын Исиды Хор был последним из богов, правивших на Земле. С его уходом на небо заканчивается век царствования богов. Пройдут тысячелетия, прежде чем появится первый исторический фараон и земная власть перейдет к земному царю.

[1] По И.В.Рак Легенды и мифы Древнего Египта / СПб.: ТОО «Нева», 1997

Наши рекомендации