Православие как духовная основа русской культуры.

Крещение Руси в 988 г. определило характер развития нового феодально-монархического государства – Киевской Руси. Крещение православной верой было не просто принятием системы византийских обрядов, православие выступило в роли базовой культурной традиции, которая, выработав определенную систему ценностей, сформировала образ жизни русских людей. Культурное содержание крещения Руси, с одной стороны, сводилось к поиску религиозной формы политических и социально-экономических процессов образования Киевского государства, с другой стороны, оно способствовало приобщению Руси к культуре христианизированных стран Европы. Принятие христианства следует воспринимать как основное событие, связанное с принципиальным культурно-историческим выбором национального пути развития независимой Руси.

Ядром русской православной духовности выступало учение исихастов, основанное на утверждении ценности монашеской аскезы – отказа от земных радостей во имя постижения Бога. Исихазм, зародившийся в средние века в монастырях Синая и Афона, был основан на трех ключевых постулатах:

1) вера в реальность Богообщения и Богооткровения;

2) вера в саму возможность видения Божественного (Фаворского) света в глубине человеческого сердца;

3) вера в свершение чуда «обожения человека» силою молитвы, духовной работы и благодатью божественных даров: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (Св. Афанасий Великий).

В учении исихастов были представлены три онтологические установки духовного подвижничества, традиции которого выражали сущность монастырской культуры Древней Руси XI–XVII веков:

1) истинная праведность, основанная на чистоте сердца перед ликом Бога;

2) уход от мирских страстей, находящий свое реальное воплощение в обретении нравственных основ человеческой жизни;

3) стремление к духовному целомудрию – уединение и безмолвный покой, необходимый для исполнения ключевой потребности человеческой души – общения с Богом.

31.«Золотой век» русской культуры.

Архитектура и скульптура. Конец XVIII и начало XIX в.— это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.Классицизм — европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древне-римское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.Русская живопись.Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма.Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (1806—). Более 20 лет работал он над картиной “Явление Христа народу”, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. Лучшие творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в' России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики постепенно становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них стали выступать и крепостные, и вольнонаемные актеры. Такие театры существовали, например, в Пензе и в Казани.Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин (1788—) до 33 лет был крепостным. Павел Степанович Мочалов (1800—) вырос в семье крепостного актера. В одной из статей Белинского подробноБольшим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”—сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин.В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”(впоследствии на советской сцене она шла под названием “Иван Сусанин”). Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью.Русская журналистика. В первой половине XIX в. значительно возросло число газет и журналов. Увеличились их тиражи, хотя даже самые популярные издания (например, “Вестник Европы”) печатались не более чем в 1500 экземплярах. В 1811 г. стала выходить первая русская провинциальная газета “Казанские известия”. Она просуществовала 10 лет. С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои “Губернские ведомости”. Участилось издание детских и женских журналов.





Наши рекомендации