Информационные аспекты коммуникации
ЛЕКЦИЯ 3.
Проблема смысла и понимания в теории коммуникации
ЛЕКЦИЯ 4.
СТАДИИ И КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАтивНОГО ПРОЦЕССА
Вопросы
1. Основные стадии процесса коммуникации.
2. Основные компоненты коммуникативного процесса.
Уровни коммуникации (т.5)
· Данный вопрос представлен в литературе в двух вариантах:
1. Уровни коммуникации различаются по числу ее участников и на этом основании выделяются: 1) внутриличностная, или автокоммуникация; 2) межличностная; 3) групповая; 4) массовая коммуникация.
2. Уровни коммуникации различаются по используемым в коммуникации средствам и кодам для передачи информации и на этом основании выделяют пять следующих уровней коммуникации: семиотический, лингвистический, металингвистический, паралингвистический, синтетический.
Уровни коммуникации | Коммуникативные средства | Проявления и примеры |
семиотический уровень | создается знаками. Знак - основная единица этого уровня. | любые знаки, символы |
лингвистический уровень | создается словами и словосочетаниями. Слово - основная единица этого уровня. | слова человеческого языка |
металингвистический уровень | создается специальными вербальными средствами (метаязыком - языком научных и професси-ональных терминов, к-рые являются основными единицами этого уровня). | научные и профессиональные термины и понятия |
паралингвистический (околоязыковой) уровень | создается невербальны-ми средствами, которые являются основными еди-ницами данного уровня. | жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса (тон, паузы и т.д.) |
синтетический уровень | создается комбинацией вербальных, невербаль-ных и художественных средств коммуникации. Характерен для сферы искусства. | любые знаки, символы, слова, жесты, мимика, телодвижения, свойства голоса. |
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Вербальная коммуникация (ВК) – это обмен информацией посредством речи (точнее - информационно-смысловой обмен между людьми, происходящий посредством речи, естественного языка).
Ø В процессе ВК при помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации (сообщения, смысла): коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. И тот, и другой оперируют при этом словами, понятиями,
Ø Речь - это специфическая форма общения людей посредством языковых
конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь – это язык в действии, физический процесс. Речь – это внешнее проявление языка, это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Ø Язык –это информационно-знаковая система. Язык выступает средством выражения мысли, чувств, всякой информации. Он еще и фактор развития мышления, сознания. Мышление может осуществляться без речи, но не может существовать без языка.
Речь | Язык | |||
это материальный, физический процесс, деятельность результатом которого являются звуки речи. | это информационно-знаковая система, это абстрактная система значений, смыслов и языковых структур – знаков, символов и т.п | |||
Речь есть форма существования человеческого языка, форма общения людей. | Язык — это система знаков, включающая слова с их значениями инабор правил, по которым строятся предложения (синтаксис). | |||
Речь - это язык в действии, психолингвистическийпроцесс. | ||||
В научной литературе слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т. е. взаимозаменяемы. | ||||
Знак
материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для при обретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
Знаковая система есть материальный посредник, который служит для обмена информацией между материальными системами.
В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.
ВИДЫ ЗНАКОВ
Естественные знаки | это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки-признаки, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. |
Функциональные знаки | это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, а знаками они становятся, потому что включены в человеческую деятельность и несут информацию о ней. Это тоже знаки-признаки, например производственная техника, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, содержащий информацию обо всей технической системе, элементом которой он является, например действия учителя, водящего пальцем по списку учеников в журнале, становятся знаком начинающегося опроса. |
Иконические знаки (знаки-образы) | Их внешний вид отражает облик обозначаемых ими вещей. Как правило, они создаются искусственно. Художественные образы, созданные писателями, художниками или скульпторами, очень точно описывают людей, животных или события, хотя они в большей или меньшей степени условны. |
Конвенциональные (условные) знаки | Это искусственно созданные знаки, которым люди договорились приписывать определенное значение. Они могут быть совсем не похожи предмет, который обозначают (хотя это и не исключено), например школьный звонок. красный крест на машине «скорой помощи», «зебра» на пешеходном переходе и др. Существует три основных вида конвенциональных знаков — сигналы, индексы и символы. |
Виды конвенциональных знаков:
сигналы, индексы и символы
1. Сигналы - знаки извещения или предупреждения, например цвета светофора.
2. Индексы - условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Напр., графические изображения детей, стариков, инвалидов в общественном транспорте, учреждениях и др.
3. Символы — знаки, не только указывающие на некоторый объект, но и несущие в себе добавочный смысл.
Если значения любых других знаков относятся либо к предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.), то значения символов указывают на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом.
Примерами символов являются государственные гербы, флаги, гимны — символические знаки достоинства государств. Символы имеют не только конвенциональный, но и иконический характер. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с обозначаемой, т.е. с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство. Например, весы могут быть символом справедливости, так как содержат идею равновесия.
Виды символов:
Ø исторические (Бородинское поле как символ славы русского оружия),
Ø религиозные (крест, иконы),
Ø мифологические (Гея — Земля, Кронос — время и т.д.),
Ø идеологические и пропагандистские (программы, конституции, лозунги),
Ø нравственные (белый цвет — чистота),
Ø художественные (произведения искусства).
Вербальные знаки
– это слова, словесные знаки-символы. Слова как знаки-символы характеризуются смыслом и значением.
Смысл слова | Значение слова (словосочетания) |
– характеристика обозначаемого словом предмета. Она выражена в знаке или ассоциируется с ним. Смысл – это та информация, к-рую мы усваиваем, используя это слово. | – это предмет (явление, свойство) для указания на который используется это слово. Пример: столица, стол, земля, машина. |
Языковой знак двусторонен
1)означаемое (сигнификат, содержание), денотат (предмет, выделенный для наименования) | 2)означающее (сигнификант, выражение). |
российский город («Северная Венеция», второй крупнейший город России и т.п.) | Санкт-Петербург |
У многих (но далеко не у всех) знаков/слов означаемое и означающее связаны условным (конвенциональным), или произвольным образом, напр., водород, победа, дерево (во франц. - arbre, англ. - tree, нем. – Baum. Здесь денотат/сигнификат один, а означающее/сигнификант разный).
Для разъяснения структуры языкового значения используется семантический треугольник.
Знак (слово)
Значение
Понятие денотат (предмет)
Рис. 1. Семантический треугольник для знака (слова)
В значении слова находит обобщенное отражение определенный предмет, «фрагмент» действительности: слово является названием не отдельного предмета, а целого класса предметов. Предметы и явления действительности отражаются в сознании человека в виде логических понятий. Таким образом, значение есть соотнесенность знака (слова) с определенным понятием.
Например, слово стул обозначает класс реально существующих предметов. Все существующие виды стульев отображаются в нашем сознании в виде понятия о стуле. Значение слова стул содержит лишь минимальный набор характерных признаков (которые берутся обычно из числа признаков понятия), позволяющих соотнести слово и обозначаемый предмет.
В семантическом треугольнике обязательными компонентами являются знак и понятие, а денотат может отсутствовать /Баба Яга/
В «семантическом треугольнике» помимо отсутствия денотата возможна неоднозначность соответствия знак - понятие - денотат (предмет), выражающаяся в омонимии, полисемии и синонимии
Явление омонимии состоит в том, что существуют два совершенно одинаковых по форме знака, каждый из которых имеет значение, причем эти значения между собой абсолютно не связаны, так же как и соответствующие понятия и денотаты (ключ (для замка) - ключ (родниковый ключ).
Полисемия (многозначность слова) объясняется законом асимметрии знака и значения. Знак и значение обычно полностью не покрывают друг друга. Они асимметричны.
синонимы — два равнозначных, но не тождественных выражения.
Семиотика, или семиология –
наука, исследующая свойства знаковых систем и соответственно знаков (естественных и искусственных языков).Основные принципы семиотики сформулировал в 19 век американский философ Чарльз Пирс.