Лекция №8: «ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОНЦЕПТЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

1.ИНФОРМАЦИЯ КАК КОММУНИКАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ

Информация (information от лат. informatio – разъяснение, осведомление) – это содержание какого-либо сообщения, сведения о чем-либо, рассматриваемые в аспекте их передачи в пространстве и времени; значение данных, фактов. В Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дается несколько иное определение информации: «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

Информация может существовать в двух формах – скрытой, которую используя термин Г. Герца, можно назвать потенциальной, и явной, актуальной, которая возможна лишь при наличии субъекта, некоторой третьей стороны, способной ее уловить, извлечь, оценить и использовать, – социальной.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Социальная информация представляет собой отражение выявленных человеком в своей жизнедеятельности различий в качественном состоянии объектов, их связей и взаимоотношений. Познавая природную информацию, человек переводит ее в социальную, но как мыслящее существо и сам производит последнюю.

Таким образом, информацию, передающуюся в человеческом обществе и активно участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной. Социальной информации присущи свойства, отличающие ее от других материальных объектов. Они делятся на атрибутивные и ценностные. Атрибутивные свойства объективны, т. е. не зависят от человека, его воли и желаний.

Атрибутивные свойства информации:

• неотделимость материального носителя и языковой природы информации;

• дискретность – свойство передаваться, храниться и использоваться по частям;

• избыточность информации – свойство многократно дублироваться в структуре материальных носителей, гарантирующее устойчивость и надежность ее передачи;

• рассеяние – свойство, способствующее хаотичному, неконтролируемому распространению информации во времени и пространстве, вследствие чего затрудняется ее использование. Данное свойство отражает стремление информации расширять сферу своего влияния;

• концентрация – сужение поля возможного распространения информации, ограничение ее распространения различными рамками. Одновременно оно характеризует способность путем отражения в структуре материальных носителей накапливаться, сохраняться во времени.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Качественные характеристики:

• достоверность (приближенность информации к источнику или точность ее передачи);

• объективность (информация, очищенная от неизбежных искажений, возникающих при ее передаче, например, по неформальным каналам);

• своевременность;

• релевантность (степень соответствия информации решаемой задаче);

• актуальность (важность информации в конкретный момент времени).

Количественные характеристики:

• полнота (информация без «информационного шума»);

• достаточность (количество информации, достаточное для принятия определенного решения).

Ценностные характеристики:

• ценность (ценностная информация для решения конкретной задачи);

• стоимость (все расходы по факту получения информации).

ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Массовая информация – это разновидность социальной информации, предназначенной для всех и использующейся всем населением. Она собирается, накапливается, обрабатывается и передается по официальным каналам с помощью средств массовой информации. Между создателем информации и ее потребителем – социальный заказ.

Специфическая особенность групповой информации – однородность потребителей и ориентация на целевые социальные группы. В свою очередь, групповая информация дифференцируется по областям знания (математика, астрономия, физика, медицина и т. д.) и отраслям производственной деятельности (строительство, транспорт, машиностроение и т. д.). Реализуется групповая информация в таких видах документов, как научные и производственные издания, переписка учреждений и организаций, научно-технические отчеты, депонированные рукописи и т. д.

Межличностная информация адресуется кругу лиц, связанных родственными, дружескими, профессиональными и другими отношениями. При документировании этот вид информации фиксируется в письмах, фотографиях, зарисовках. Особенностью этих документов является четкая направленность адресату.

ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Передача информации является физическим процессом. Фактически она перемещается в пространстве от источника к приёмнику, и существует только в момент передачи, а до и после этого информация находиться в виде данных.

При использовании технических способов передачи данных между источником и приемником может находиться носитель информации, который способен ее длительно хранить, и с которого ее можно считать.

Виды носителей:

• Магнитная лента

• Флеш — накопитель

• Оптический диск

• Жесткий диск и прочее

ТРЕБОВАНИЯ К ИСТОЧНИКАМ ДАННЫМ

Примечательно, что в иерархии передачи данных, любой из компонентов может занимать разные позиции. Так при считывании информации с физического носителя он становится источником для потребителя, и потребитель становиться уже носителем данных до момента востребования, а при передаче — их источником.

Есть ряд требований предъявляемых к источнику информации: он должен быть структурирован, то есть доступным для восприятия, и что бы его можно было распространить. Таким образом, способов передачи информации может быть множество, и зависят они от характера, наличия средств для ее передачи, и соответствия средств для приемки информации потребителем. Например, если у потребителя нет телевизора, то передавать ему информацию посредством телевещания бессмысленно.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

Электрические импульсы как способ передачи информации используется очень широко, в: видеомагнитофоне, телевизоре, мониторе, сигнализации, электронных замках, и многих других. Электрический импульс передает цифровой и аналоговый сигнал, и даже несколько сигналов одновременно.

Магнитные импульсы на сегодняшний день больше используются в медицине, и передают информацию о состоянии внутренних органов человека, например МРТ (магниторезонансный томограф). Из недавнего прошлого можно вспомнить кассетный и бобинный магнитофон.

Световые импульсы в качестве способа передачи данных имеют преимущество в скорости. В оптико-волоконном кабеле световой импульс передает информацию со скоростью до 1 Гбит/с.

БЕСПРОВОДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

На сегодняшний день большое распространение получают беспроводные способы передачи информации, осуществляется она узкополосными и широкополосными радиоволнами. Самые известные способы беспроводной передачи информации это технологии:
WPAN — беспроводные персональные сети;
WLAN — беспроводные локальные сети;
WMAN — беспроводные сети масштаба города;

Большому кругу людей известны марки использующие эти технологии: Bluetooth, Wi-Fi, WiMAX.

Нельзя не вспомнить мобильные телефоны. Передача данных между ними происходит с применением протоколов GPRS и WAP, эти протоколы привязаны к мобильной связи стандарта GSM. Стандарт связи CDMA поддерживает современный протокол передачи данных третьего и четвертого поколений, 3G и, технологию будущего, 4G.

2. ТЕОРИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Цивилизационная концепция (связанная прежде всего с именем А.Тойнби) рассматривает в качестве первопричины истории феномен цивилизации , как целостности экономических, культурных и природных факторов

Формационная, связанная с именем Карла Маркса.Рассматривает в качестве первопричины истории общественно-экономические структуры (способ производства).

Постиндустриальная теория. Тоффлер, Белл и некоторые другие американские социологи исходят из третьей концепции, основанной на представлении о технологиях, как об основной компоненте общественных отношений, как о главном системообразующем факторе.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Общепризнанного определения информационного общества пока не существует. Подходы к его определению можно разделить на:

• 1) основанный на терминологии ("информация" и производные от неё слова);

• 2) исходящий не столько из терминов, сколько из существа вопроса - значения и роли информации и знаний (при различных их определениях).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Термин "информационное общество" введён в 1960-х гг. американским экономистом Ф. Махлупом и профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Идеолог "постиндустриального общества" Д. Белл и Й. Масуда в 1970-е годы пытались связать технологические аспекты с социальными.

Последовало большое число работ, использующих «информационную» терминологию и посвященных социально-экономическим, политическим, психологическим, коммуникационным вопросам. При всём разнообразии подходов, оценок и прогнозов, они выстроены, в основном, по схеме: возрастающее количество информации и знаний, новые средства связи и компьютеры создали ситуацию, в которой, с одной стороны, есть новые возможности для прогресса, в т.ч. решения социальных противоречий, с другой стороны, возникает всё больше обостряющихся проблем, которые авторы относят к помехам на пути к новому обществу, или к его неизбежным чертам.

ТЕХНОКРАТИЯ

Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (термин "технократия" происходит от греческого techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство). Они составляют целое направление в развитии современной социальной философии, получившее название технологического детерминизма.

ТЕХНОКРАТИЯ (греч.) – в общем значении господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в социальной жизни и утверждающее, что лишь индустриализация способна рациональным способом регулировать и совершенствовать жизнь общества и личности.

ТОФЛЕР

ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. 1928) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об эко-спазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорация" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества.

Согласно Тоффлеру, в сложной архитектонике общества и его динамике решающая роль принадлежит "техносфере", которая производит и распределяет блага в соответствии с изменениями в которой изменяются социо- и инфосферы, влияющие, в свою очередь, на сферу власти и психосферу. Таким образом на новейшей стадии своего развития Т. Д. выходит за узкие рамки техницизма и стремится соотнести категорию "технология" с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация.

Наши рекомендации