Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи ставятся в соответствии с правилами пунктуации в различных типах сложных предложений.
Обратим внимание на особый случай пунктуационного оформления. В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. По общему правилу пунктуационного разделения частей в сложном предложении перед подчинительным союзом необходима запятая.
Он проснулся рано, и, хотя после вчерашнего падения все тело еще болело, в голове было ясно, настроение было бодрым. (Знаки препинания поставлены в соответствии с общим правилом. Если выделенную запятыми придаточную часть с хотя изъять из предложения, то общее синтаксическое построение не нарушится: Он проснулся рано… и в голове было ясно.)
Однако иногда подчинительный союз в таких предложениях становится частью двойного союза если — то, когда — то, хотя — но и т. п. В этом случае придаточную часть уже невозможно изъять из предложения без разрушения всего синтаксического построения. Запятую перед подчинительным союзом здесь ставить нельзя.
Он проснулся рано, и _ хотя после вчерашнего падения все тело еще болело, но в голове было ясно, настроение было бодрым. (Здесь придаточную часть с хотя невозможно изъять из предложения. В противном случае остается анормальная конструкция Он проснулся рано, и… но в голове было ясно.)
Итак, при стечении сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится только тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Издали его лицо казалось спокойным, но, когда он подошел, стали заметны плотно сжатые губы и напряженные желваки на скулах.
Издали его лицо казалось спокойным, но_ когда он подошел, то стали заметны плотно сжатые губы и напряженные желваки на скулах
В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
Установите отношения внутри каждого блока.
Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
Образец разбора
Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили; она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова; 4) девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:
1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;
2) с которой его посадили;
3) она была такова;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.
Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4.
Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;
б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.