И знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных предложений

Схематические диктанты

Составить схемы предложений, указав вид придаточных.

I. 1)' Если кукушка закуковала, то пора сеять леи. (Послови­ца) 2) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К- Евграфов) 3) За любую работу брался, не задумываясь даже, сумеет ли справиться с ней. 4) На другое утро, хотя было дождливо и холодно, я позволил себе про­гуляться по родным местам. 5) По мере того как они продвигались вперед по шелковистой воде, контуры острова становились четче.

II. 1) Его взгляд был направлен вперед, туда, где должна бы­ла находиться дичь. (В. Мясников) 2) Я воспользовалась случа­ем, чтобы получше рассмотреть портрет, и подошла поближе. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто пе расстанешься. (О. Погорелое) 4) Стояли они не­далеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)

III. 1) Солнце вот-вот должно было пырнуть за верхушки елей, так что поперек дороги уже протянулись черные тени. 2) Тогда на­ступает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. (П. Гоголь) 3) Через пару минут мы услышали, как отъезжала машина. 4) Чтобы тебя поняли, лучше сказать все прямо. (В. Ленцов) 5) Побежали к лодке, что лежа­ла метрах в ста отсюда и далеко от воды. (В. Шукшин)

IV. 1) Тополь, что он когда-то посадил возле школы, спилили.

2) Странно, что он не волновался и не радовался. (В. Шукшин)

3) Получилось так, что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. (Е. Майлин) 4) Черная вода озера была настолько тяжела, что, поглощая солнечный свет, не отражала его. (В. Константинов) 5) То, что я собираюсь рассказать, всем послушать будет полезно.

V. 1) Как только я оказалась в людном, освещенном месте, мой страх прошел. 2) Пока не распутается этот узел, покоя мне не найти. 3) Когда этот человек улыбался, он становился привле­кательным. 4) Едва я открывала рот, как старушка обрушивала на меня поток эмоций. (Е. Яковлева) 5) Я три раза нажимала на кнопку звонка, прежде чем за дверью послышались признаки ка- кой-то жизни. (Е. Яковлева)

VI'.- I ) Из двух повздоривших друзей виновен тот, кто поумней. (О. Константинова) 2) А этот лес выглядел так, словно па сто верст

i I i

вокруг не было человеческого жилья. (М. Семенова) 3) Жизнь ста­ла б скучной, серой, вялой, когда бы в ней наук не стало. (О. Константинова) 4) Они могли ехать рядом лишь но краю болота, где тайга рассыпается. (А. Казанцев) 5) Комья мокрого снега били в лицо, словно началась пурга. (А. Казанцев)

VII. " 1) Порой часы обманывают пас, чтоб нам жилось на све­те безмятежней. (С. Маршак) 2) Запомнить это оказалось не­ожиданно тяжело, хотя на память он не жаловался никогда. (М. Семенова) 3) Но среди проходивших мимо, сколько он ни на­прягал зрение, не было ни одного знакомого лица. 4) События продолжали развиваться совсем не по тому сценарию, который предполагался утром. (Е. Яковлева) 5)'Слышно было, как зале­тевшая в окно ночная бабочка билась крылышками о матовый колпак лампы. (А. Казанцев)

VIII. 1) За поворотом, где дорога проходила под нависшей ска­лой, показалась плотина. (А. Казанцев) 2) Оставляя за собой це­почку следов, он бежал ровно и легко, словно ноги не увязали в сы­пучем песке. (А. Казанцев) 3) За всеми этими делами он не заметил, как прошло обеденное время. (В. Мясников) 4) Деревья стояли на­столько плотно, что лунный свет сквозь них почти не проходил. (А. Казанцев) 5) Они не стали разводить костра, так как надеялись поохотиться и не хотели пугать дичь запахом дыма. (М. Семенова)

IX. 1) Проникнуть на территорию, где размешалась опытная ус­тановка, оказалось невозможным. (Стругацкие) 2) За то время, что я провела в квартире старого коллекционера, на улице еще сильнее похолодало. (Е. Яковлева) 3) В большой светлой комна­те, куда мы вошли, вдоль стен стояли шкафы с книгами. 4) Через минуту или две они вышли на плоскую площадку между скалами, один край которой обрывался в пустоту. (В. Пелевин) 5) Котлови­на, в которую мы спустились, была не очень велика. (И. Ефремов)

Предупредительный, объяснительный диктант

1) Как мы ни бодрились, но после всех дневных передряг еще два часа подъема показались очень тяжелыми. Поэтому все обра­довались, когда подковы лошадей зазвякали, высекая искры из камней, и показалась почти плоская вершина отрога. 2) Среди множества эскизов и небольших картин выделялась одна, к кото­рой меня как-то сразу потянуло. 3) Из глубины ущелья послы­шался глухой шум, который все нарастал и вскоре превратился в низкий непрерывный рев. Мы приблизились к одному из самых больших порогов, мощную силу которого не смогли укротить да­же пятидесятиградусные морозы. 4) На ровном снегу не было видно никаких следов, сколько ни напрягали мы зрение. 5) Ког­да снова нас окутал мрак, до конца ущелья осталось уже немно­го. 6) Веселые, слегка озорные глаза снявшего скафандр водолаза ничем не выдавали утомление, которое он, несомненно,должен был испытывать. 7) Должно быть, я незаметно заснул па несколь­ко минут, потому что очнулся от молчания мотора. 8) К закату солнца мы были па южной стороне, где и обнаружили родник в глубоком овражке, впадавшем в большое ущелье. 9) Страшное чувство потерянности охватывало меня, когда я вглядывался в бесконечные равнины. 10) Исследователи оказались на берегу бы­строй и холодной реки, узкое русло которой пролегало в высоких крутых берегах. 11) Насквозь промокшие моряки вылезли на па­лубы, где их сразу до дрожи в теле прохватило холодным ветром.

С И. Ефремов)

Наши рекомендации