Контрольная работа №5 Диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Контрольная работа №6

Контрольное (сжатое) изложение №1

Древнеримский зодчий Витрувий почти две тысячи лет тому назад «вывел» формулу, с помощью которой описал требования, предъявляемые к произведению архитектуры: прочность, польза, красота. С тех пор специалисты не сомневаются, что именно эти компоненты составляют сущность архитектуры. Каждый из них важен сам по себе, в целом же они позволяют архитектурному сооружению стать произведением искусства.

То, что произведение архитектуры должно быть красивым, сомнений не вызывает. Несомненно также, что величайшие памятники древней архитектуры сохранились благодаря прочности и надежности строительного материала и конструкции здания. В противном случае мы просто не могли бы сегодня наслаждаться их красотой и совершенством. Но при чем здесь польза? Какое отношение имеет она к высокому искусству архитектуры?

Самое прямое! В зависимости от своего назначения здания имели ту или иную форму, размер, внутреннюю планировку и декор. Именно назначением сооружения, то есть требованием пользы, определялись рамки, в которых творил архитектор. И многие архитектурные ходы, решения, ставшие образцами для строительства на века вперед, появились какрезультат учета внешних факторов, как попытка архитектора объединить требования пользы и красоты.

Обратимся к древнерусскому зодчеству. Снежная зима и дождливая осень на Руси диктовали свои законы даже при строительстве храмов: высокая крутая кровля не выдерживала ни снег, ни воду. По этой причине островерхие шлемовидные купола в русской архитектуре вскоре вытеснили покатые византийские.

Другой пример – знаменитые многоглавые церкви. Каждый купол в них опирается на цилиндрический барабан с окнами, которые служат для освещения внутреннего пространства храма. Чем крупнее была церковь, тем больше требовалось барабанов, чтобы ее осветить, а значит – и больше куполов. Купола ставили на разном уровне (один выше, другой ниже) тоже из соображений пользы: чтобы они не затеняли друг друга, чтобы освещение не терялось. (По Ю.С. Рябцеву)

Контрольное (сжатое) изложение №2

Подростковый возраст психологи называют самым трудным. В это время многое меняется в человеке. Он осознаёт, что не хочет жить так, как навязывают ему взрослые. Но сам ещё не может чётко определить жизненные ориентиры. Он хочет войти в большой мир, найти в нём собственное место и в то же время подвергает этот мир жёсткой критике. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому.

Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности подростка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Ребенок искренне утверждал, что «чашка сама упала», а задача «не решилась».

Единственным желанием при этом было, чтобы буря поскорее миновала и родители перестали сердиться. Зато теперь, даже если не случилось никаких неприятностей, начинается мучительный процесс переживаний, обдумывания своих действий.

Это происходит еще и потому, что подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя.

Проживая этот сложный период, подросток взрослеет: по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьезные решения. Он приобретает опыт общения с окружающими и выходит во взрослую жизнь с ценнейшими качествами личности: чувством ответственности, совестливостью, осознанием собственной неповторимости.

(По материалам энциклопедии)

Бессоюзные предложения

Урок 52. Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Вариант I

ЛЕТНИЙ ДЕНЬ

Хороши также летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Но как тихо, как невыразимо тихо всё кругом! Всё проснулось, и всё молчит. Вы проходите мимо дерева — оно не шелохнётся: оно нежится. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес; вы подходите — лес превращается в высокую грядку полыни на меже. Над вами, кругом вас — всюду туман... Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий, словно задымившийся пар, золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, ударит по полям, упрётся в рощу, — и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба; но как несказанно великолепен и ясен становится день, когда свет восторжествует и последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в голубой нежно сияющей вышине.

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. (170 слов)

(И. С. Тургенев)

Грамматические задания:

1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).

2. Найдите бессоюзные сложные предложения, укажите грамматические основы входящих в них простых предложений, составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

Вариант II

ГИБЕЛЬ ДЕРЕВА

Лошади вынесли коляску Чайковского на поляну... От подножья сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла.

Проехать было нельзя: вершина сосны загородила дорогу. На хвое ещё сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачно-желтоватой плёнкой, были полны смолы. От её запаха першило в горле.

Тут же лежали обломленные сосной ветки берёз. Чайковский вспомнил, как берёзы пытались удержать падающую сосну, принять её на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение.

То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И всё так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве.

Чайковского возмутило увиденное, он думал о том, что потомки никогда не простят нам опустошённые земли, обезображивания природы. (169 слов)

(По К. Г. Паустовскому)

Грамматические задания:

1. Сделайте синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения (по выбору учащихся).

2. Найдите бессоюзные сложные предложения, составьте их схему, объясните постановку знаков препинания.

Сложные предложения с разными видами связи

контрольный диктант с грамматическими заданиями

Вариант I

Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем.

Алёнка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. (166 слов)

(П. Л. Проскурин)

Грамматические задания:

1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.

2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.

Вариант II

Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, тёмно-зелёная от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зелёной горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданно отшатнулся от окна, однако тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность путешествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто поэтому лицу кто-то провёл горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо блестящим и белым.

В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой речонке и будто выпытывал у них что-то. (169 слов)

(Л. Н. Андреев)

Грамматические задания:

1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.

2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.

Контрольная работа №7

Наши рекомендации