Диагностика художественного развития учащихся
Развитие художественных способностей учащихся невозможно отделить от процесса становления их как личностей. Если художественная деятельность становится для учащихся областью, которая позволяет им выражать свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то такое развитие, несомненно, будет сказываться на развитии их личностных характеристик.
В настоящее время нет общепринятых, стандартизированных методик для изучения особенностей художественного развития школьников. Каждый исследователь адаптирует под свои проблемы специальные тестовые задания, опросники, анкеты. Сложившееся положение вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что, наверное, не возможна полная стандартизация. Корректно говорить о сложившихся принципах тестирования художественных способностей: тестовые задания построены так, чтобы создать одинаковые условия для всех учащихся, дать возможность проявиться всем сторонам и индивидуально-психологическим особенностям, определяющим успешность выполнения задания.
Методика "5 рисунков".
Для выяснения особенностей проявления художественных способностей учащихся мы предлагаем следующую диагностическую методику. Специфика этой методики заключается в том, что задание дается без предварительной беседы с учащимися, в ходе которой учитель обычно стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание сформулировано так, чтобы все учащиеся смогли проявить свое отношение при выполнении задания. Отношение ребенка к предложенной деятельности определяет способ его вхождения в нее. Отношение это может быть творческим, активным или нетворческим, репродуктивным. Проявление разных уровней творческой активности в данном случае зависит от того, какое отношение к изобразительной деятельности сложилось у ребенка к моменту проведения диагностического обследования.
Выполняются рисунки простым карандашом, так как этот материал знаком всем детям. Рисунки выполняются на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа). Формулировка задания стимулирует деятельность ребенка и предоставляет ему свободу выбора содержания рисунка. Детям дается следующее задание (инструкция): "Сегодня я вам предлагаю придумать и нарисовать пять рисунков простым карандашом. Рисовать можно все, все что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, что хотели бы нарисовать, но никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть". Задание дается детям доброжелательным тоном, интонацией выделяются слова "рисовать", "нарисовать". Формулировку (инструкцию) учитель может повторять несколько раз полностью или частями, но нельзя ничего в ней менять или дополнять. Нельзя навязывать детям какие-то определенные темы или сюжеты. На любые вопросы учащихся по этому поводу учитель отвечает частью инструкции. Например, ученик спрашивает: "А яблоко можно нарисовать?" Учитель отвечает: "Рисовать можно все, все что захотите". Учитель поддерживает творческую атмосферу в классе не прямыми призывами к творчеству, а через поощрение и положительную оценку каждого рисунка. Во время работы учитель ходит по классу и рассматривает уже готовые рисунки, но не показывает их классу, не обсуждает публично. Каждый ребенок должен быть сосредоточен на своей работе. Поэтому учитель общается с каждым учеником индивидуально и рассматривает рисунки как бы "по секрету", всем своим видом показывая, что его интересует каждый ученик и каждый готовый рисунок. Для поддержания темпа работы время от времени учитель просит поднять руки тех детей, кто нарисовал два рисунка, три и так далее.
Обычно на выполнение пяти рисунков у ребят уходит целый урок. Количество рисунков было определено в предварительных исследованиях. Такая небольшая серия позволяет и очень медлительным детям показать свои возможности, и детям с более высоким творческим потенциалом, которые уже в первом рисунке выходят на интересный замысел и много сил и времени тратят на его выполнение. Для того, чтобы избежать грубые ошибки в определении уровня развития воображения и творческой активности, мы просим учеников выполнить задание полностью и они успевают его сделать.
В особо интересных случаях мы советуем записать на обратной стороне листа, где все дети пишут свою фамилию, о чем данный рисунок. Старшеклассники делают подобную запись сами на каждом рисунке. Когда мы просим написать "о чем твой рисунок", ребенок задумывается о содержании рисунка, уточняет свой замысел. Такая формулировка существенно отличается от формулировки "дай название своему рисунку", так как название - это одно - два слова, а для того, чтобы понять, о чем рисунок, нужно одно или два предложения. Эти записи помогут лучше понять замысел ребенка. Запись делается после окончания работы над очередным рисунком, а не оставляется на конец, так как дети быстро забывают, о чем был первый или второй рисунок, упускают из своего замысла интересные детали, эмоциональные определения и т. д.
Параметры оценки развития способности учащихся к продуктивной изобразительной деятельности:
- ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - самостоятельность учащегося в выборе содержания рисунка, жизненная основа этого содержания базируется на наблюдениях и впечатлениях автора.
- ДВИЖЕНИЕ - рисунок передает динамические состояния персонажей или объектов изображения.
- ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы.
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - интересный сюжет, композиция, "единственность" облика персонажей или объектов изображения.
- ГРАФИЧНОСТЬ - сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряженность и характер линий.
Первые три параметра направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения учащегося. Статика в рисунках детей говорит об отсутствии достаточно ясного плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков.
Параметр "эмоциональность" фиксирует эмоциональную отзывчивость учащегося на те жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а так же отношение автора к изображаемому событию или персонажу.
Параметры "выразительность" и "графичность" характеризуют достоинства продуктивной деятельности учащегося и относятся непосредственно к самому рисунку.