Второй этап зрелой готики в архитектуре Франции и его воздействие на другие архитектурные школы. 13 век в архитектуре европейской готики.

Неф Сен-Дени, Сен Шапель в Париже, трансепт Нотр Дам де Пари, собор Клермон-Феррана, Сент Урбен в Труа, собор в Леоне, Страсбурге, Кельне, Йорке.

Лучистый стиль сложился после 20-х годов 13 в., название получил вчесть типичного для того периода орнамента в виде солнечных лучей, украшающего окна розы.благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее. Сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, но, несмотря на возросшую сложность орнаментов декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

Из построек зрелой готики не соборного типа заслуживают внимания придворные и дворцовые капеллы, наиболее замечатльной из которых является Сен Шапельв Париже. Это сооружение изящно, полно воздуха и света и вместе с тем, несмотря на малые размеры, монументально. Помещение капеллы имеет в нижней своей части высокий цоколь с обилием аркад и ниш. Высокая верхняя часть представляет собой каркас из столбов, поддерживающих легкие нервюрные своды. Высокие и узкие простенки между столбами заняты ажурным переплетом окон с прекрасными витражами. Строитель той капеллы создал прекрасный интерьер, вызвавший многочисленные подражания, как во Франции, так и в Англии.

Неф Сен-Дени. Во время реконструкции укреплены ряды опорных столбов, не затрагивая покоящихся на них аркад и сводов. В хоре на старые опоры допбавлено по несколько пилястров. В остальных частях церкви – опоры в форме креста, правда стволы этих колонн разглядеть сложно, т.к. они целиком покрыты пилястрами. Раньше все элементы конструкцие прерывались капителью, а теперь пучки пилястр стали беспрепятственно подниматься от пола до самого свода. Пространство нефа стало более единообразным как по горизонтали, так и по вертикали. Появление этой системы стало важным шагом в развитии архитектуры, т.к. в результате из аркад центрального нефа исчезла колоннада, восходящая к античным принципам храмового строительства. Изящные арки трифория и верхние арки центрального нефа были связаны общими средниками. Средники верхних окон нефа удлинены, из-за чего венцы окон подняты выше, чем обычно и располагаются на той же высоте, что и вершины сводов. В церкви Сен-Дени ажурным каменным орнаментом украшены не столько нижние части окон, сколько венцы. Шестилистние играет важную роль в ажурном орнаменте, украшающем огромные окна розы и трансептов. При этом центральные точки окон роз трансептов находятся на одной высоте с нижним шестилистниками венцов верхних окон центрального нефа. Своды уже нигде не могут ни подняться, ни опуститься. Диаметр окна розы совпадает с шириной трансепта, поэтому трансепт определяет пропорции всех остальных частей церкви.

Сент Урбен в Труа.Очень оригинальненько. Начали строить в 1262. самая примечательная особенность этого здания – тонкие, как перепонки, стены. Кажется, что они не из камня, а из ткани. При этом во всех частях – слоистая стена. В нижнем ярусе интерьера контраст между внутреннем и внешним слоями подчеркнут контраст между всеми декоративными элементами, вплоть до окон, расчлененными на два слоя. Нет ни трифория, ни сплошного пояса стены на его месте. Верхние окна центрального нефа начинаются прямо над крышами боковых. Три элемента во внешней структуре. Контрфорсы, декоративные стеклянные поверхности, играющие важную роль в организации пространства, и каменный декор. Ни в одном другом образце храмовой архитектуры тех времен нет такого огромного расстояния между верхним рядом окон центрального нефа и контрфорсами. Декоративные элементы по большей части вынесены вперед и обособлены от стены, которая почти полностью редуцирована и кажется, состоит только из опорных конструкций. Филигранные порталы трансепта устроены по тому же принципу. Вес их передается на вынесенные далеко вперед контрфорсы. Здание это осталось единственным в своем роде.

Трансепт Нотр Дама.Теперь в архитектуре создаются декоративные трехмерные графические эффекты в соответствии с общей структурой той или иной части постройки. Моделью такого типа архитектуры отличающщегося изобрилием тонких нюансов, послужили фасады трансептов собора Н-Д в Париже, созданные в сер. 13 века. Изначально реконструкция фасадов понадобилась из-за того, что в 20-30е годы между контрфорсами собора начали строить капеллы и оказалось, что эти капеллы затеняют старые фасады. Сначала перестроили северный фасад, затем – южный. Южный фасад по структуре в целом аналогичен северному, однако отличается от него рядом новых деталей, например, ажурный декор окна розы здесь более сложен и утончен.

Клермон-Ферран.Свидетельством распространения готики за пределы области ее первоначального влияния служит собор в К-Ф. В профиле стены интерьера классическая трехъярусная форма (аркада, темный трифорий, верхний ряд окон) сочетается с модной системы опорных столбов, как в Сен-Дени. Мотив щипцов, украшающих трифорий, заимствован из хор Амьнского собора. Архитектор помещает трифорий в область верхних окон центрального нефа. Трифорий оказывается частью ажурного декора окон и разграничения между застекленной и открытой прозрачной и непрозрачной становится второстепенной. С технической точки зрения трифорий в К.-Ф. Было сложно, поскольку боковые нефы перекрыты плоскими террасами, над которыми возвышается весь верхний ряд окон центрального нефа с включенным в него трифорием. Трифорий был сохранен из эстетических соображений, чтобы разместить между ним и окнами ряд щипцов, украшенных резьбой. Эти щипцы, венчающие обособленные друг от друга стрельчатые арки, образуют базовые модули, которые остаются неизменными во всех частях хора. Индивидуально расположенное окно не просто заполняет свободное пространство, и играет роль независимого элемента, в результате во всех частях хора нижняя часть венца каждого окна оказывается на одной и той же высоте, чего не наблюдалось ранее.

Леонский собор. (Испания) Его строительство способствовало укоренению французской готики в пиренеях. План хора близок к реймсскому образцу, а план западного фасда и фасада трансептов с башнями, венчающими внешние боковые нефы, создан по модели Сен-Дени. Исключительное изящество интерьера и большие окна, украшенные ажурной работой снова напоминают о Сен-Дени и Сен-Шапель. Тип опорных столбов – промежуточная форма между реймсским вариантом и продолжением ребер неврвюрных сводов в виде протяженных пучков, как в Сен-Дени. Зодчий хотел объединить в одном здании элементы, которые во Франции были распределены между несколькими зданиями.

Санкт-Герион в Кельне. Здесь намеренный контраст старого и нового, сохранено старинное кольцо ниш на первом ярусе (аж от 4 в.), а над ним возведена новая готическая постройка, нижние ярусы которой близки к основе 4 в.. В интерьере церкви единственным выходящим за рамки романского собора и подлинно готическим элементом, который еще раньше стал в Кельне общепризнанной нормой, является верхний ярус центральной структуры, возведенной над старинным кольцом ниш. Высокие окна этого яруса и нервюры возвышающегося над ним свода, украшены точно таким же ажурным орнаментом, который использован в декоре тех же элементов суасонского собора. Снаружи даже установили контрфорсы, хотя они чересчур высокие, чтобы принять распор сводов. С другой стороны здание венчает небольшая галерея, выполненная в романском стиле. Таким образом, Санкт-Герион не является всецело готическим зданием, хотя отдельные готические формы были использованы здесь с целью включения древнейших частей здания в общую структуру.

Страсбург. Был важным центром развития готической архитектуры. Собор изначально был отстроен в позднероманском стиле, но сразу же его центральный неф стали перестраивать в готическом стиле. Получается стиллистическое противоречие (половина романская). Центральный неф воздвигнут на фундаменте 11 в. из-за чего ширина его необычайно велика. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие, превысить размеры которого было невозможно. В итоге центральный неф преобрел совершенно необычные для готического собора пропорции. Ориентация была на Сен-Дени, оттуда были заиствованы такие мотивы как опорный столб с непрерывно поднимающимися до самого свода пилястрами, застекленный трифорий, ажурный декор окон, а также ниши и глухая аркада в стенах боковых нефов. Несмотря на то, что заиствованные элементы Сен-Дени, нет ни одного точного повторения, есть уникальные детали. Каждый столб окружало 16 пилястров. Строительство фасада собора в С. началось уже после завершения централього нефа. Здесь знаменитые «решетчатые стены» церкви Сент-Урбен в Труа доведены до крайних форм при помощи «ажурного решета». Так каждый портал расчленен на три слоя. На переднем плане располагается декоративный щипец, за ним – ажурная перегородка, и только за тем – стена. Даже гиганское окно розы в центре фасада отделено от стеныблагодаря тому,ч то в пазухах помещены выступающие вперед кольца ажурной каменной работы. Тенденции развития готической архитектуры в С. претерпела изменение. Если центральный неф собора тяготеет к фр. Моделям, то в экстерьере – новаторсто. По своим масштабам фасад также заметно превосходит более ранние части здания. Из-за чего представляется зрителю главным элементом всей конструкции.

Собор в Йорке фактически скопировал хор соборов в Нуайоне и Лане. Пучки колонн в изящных пропорциях – опоры для изящных арок аркады и необыкновенно тонкой для англии стены центрального нефа. Опоры свода опираются на отдельные кронштейны, расположенные строго над пучками колонн, каждая из них состоит из 5 пилястров. Трифорий, впоследствии застекленный, соответствовал французской традции. Двойные стрельчатые окна с общим средником обрамлены двумя глухими окнами стрельчатых арок.

Наши рекомендации