Я сессия. Доступная среда: государственная программа и общественные инициативы

Модератор: Марина Юрьевна Жучкова, начальник Отдела по работе с посетителями в ГМИИ им. А.С. Пушкина

14:00 – 14:30. Паспорт доступности. Приказы Министерства культуры 2015 года в ключе реализации государственной программы «Доступная среда».

Анастасия Николаевна Плаунова, старший психолог-реабилитолог «РЕАКОМП»

14:30 – 15:00. «Слепота»: теории disability studies и музейные проекты 1990–2000-х годов».

Александр Геннадьевич Саленков, искусствовед, куратор образовательной программы Ассоциации искусствоведов, сотрудник Российской академии художеств

В докладе будут рассмотрены основные теории «blindness» в рамках disability studies. Это, прежде всего, концепции, связанные с grounded theory – систематической методологией построения теории на основе анализа качественных данных. Кроме того, будут затронуты теории идентичности, инклюзивного дизайна, навигации в пространстве и проблема «девиантности» произведения искусства по отношению к слепым и слабовидящим людям. Поскольку disability studies сложились, преимущественно, в университетах Америки и стран Европы и влияют на развитие инклюзивных проектов и социальных программ музеев и других организаций в сфере искусства, то соответствующие примеры связаны именно с этим опытом междисциплинарного сотрудничества.

15:00 – 15:15. Эстетический опыт для всех. Проблемы инклюзии в классическом музее.

Дарья Владимировна Юрийчук, младший научный сотрудник Отдела эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон»

Классическая экскурсия на хронологически выстроенной экспозиции художественного музея подразумевает рассказ об эпохе, стиле или жизни художника, который дополняется визуальным опытом посетителя, и поэтому не подходит незрячему человеку. Какие новые формы работы могут быть использованы в этой ситуации?

Информационная эпоха подразумевает новый режим восприятия: опыт взаимодействия с искусством и миром сегодня становится все менее текстоцентричным. Сегодня нас плотной сетью окружают изображения, которые «мигрируют» с одного носителя на другой. Однако, для взаимодействия с образами нужно не только зрение – все наши органы чувств участвуют в эстетическом переживании. Поэтому экскурсовод сегодня должен не столько предоставлять знания и факты, которые стали доступнее для всех, сколько обращаться к чувствам и воображению. Такие новые формы работы с посетителями с инвалидностью, открывают перспективы и для широкой аудитории. Как может быть дополнена экспозиция и построена работа в классическом музее в связи с этими новыми запросами?

15:20 – 15:35. Выставка как инструмент инклюзии.

Илья Дмитриевич Ермолаев, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа

На примере опыта Государственного Эрмитажа автор рассмотрит, какое место в создании доступной среды в музее и обществе в целом могут занимать выставки работ, созданных с людьми с особенностями психического развития, трудностями в обучении и аутизмом, обычно относимые к аутсайдер-арт, или ар брют.

15:40 – 15:55. Мир без углов: инклюзивные программы в сотрудничестве с Музеем кочевой культуры.

Наталья Александровна Мальцева, психолог РБОО «Центр лечебной педагогики», преподаватель РГГУ

Центр лечебной педагогики сотрудничает с музейными организациями, участвуя в партнерских проектах (педагоги и психологи ЦЛП проводят лекции и мастер-классы) и устраивая посещения экспозиций детскими группами. Кроме того, сотрудники ЦЛП иногда привлекаются в качестве экспертов с целью адаптации экскурсий для разных категорий посетителей.

С точки зрения средового подхода музей может рассматриваться как развивающая среда (обладающая всеми характеристиками среды – структурой, эмоциональными и смысловыми отношениями, пространственно-временными особенностями).

В рамках инклюзивных проектов Музея кочевой культуры реализуются экскурсии, творческие занятия и мастер-классы, иппотерапия, факультатив по музейному делу для школьников старших классов, сопровождаемое волонтерство, интегративный детский лагерь.

16:00 – 16:15. Тактильные макеты: от выбора экспоната до размещения на экспозиции. Практический опыт ГМИИ им. А.С. Пушкина

Ирина Рубеновна Маринова, сотрудник Отдела по работе с посетителями в ГМИИ им. А.С. Пушкина

В докладе будет описана полная схема адаптации выставки изобразительного искусства для незрячих и слабовидящих: алгоритм выбора экспонатов, полный процесс создания макетов (включая выбор материала, вопросы цветности и возможное упрощение изображения), этикетаж шрифтом Брайля и корректное размещение макетов в пространстве выставки.

Обсуждение 15 мин.

Наши рекомендации