Я сессия. Музеи и социальная инклюзия: практические аспекты

Программа научно-практической конференции «Доступный музей»

Сентября 2017

Главное здание

Круглый стол «Формирование дружелюбной среды в Музее»

Участники:

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина,

Владимир Заурбекович Базоев, председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих,

Александр Яковлевич Неумывакин, председатель Всероссийского общества слепых,

Ольга Евгеньевна Кудрявцева, заместитель генерального директора по реабилитации института «Реакомп»,

Лада Игоревна Талызина, менеджер инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж»,

Афанасий Михайлович Гнедовский, исполнительный директор ИКОМ России,

Наталья Киселёва, эксперт управления по связям с общественностью и СМИ Департамента маркетинга и коммуникаций ПАО Сбербанк,

Александра Ливергант, директор по связям с общественностью фонда «Выход»,

Александр Борисович Сорокин, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ,

Илья Дмитриевич Ермолаев, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа.

Сентября

Обсуждение 10 мин.

Перерыв.

Сентября

Обсуждение 25 мин.

Перерыв.

Обсуждение 15 мин.

Программа научно-практической конференции «Доступный музей»

Сентября 2017

Главное здание

Круглый стол «Формирование дружелюбной среды в Музее»

Участники:

Марина Девовна Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина,

Владимир Заурбекович Базоев, председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих,

Александр Яковлевич Неумывакин, председатель Всероссийского общества слепых,

Ольга Евгеньевна Кудрявцева, заместитель генерального директора по реабилитации института «Реакомп»,

Лада Игоревна Талызина, менеджер инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж»,

Афанасий Михайлович Гнедовский, исполнительный директор ИКОМ России,

Наталья Киселёва, эксперт управления по связям с общественностью и СМИ Департамента маркетинга и коммуникаций ПАО Сбербанк,

Александра Ливергант, директор по связям с общественностью фонда «Выход»,

Александр Борисович Сорокин, ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, МГППУ,

Илья Дмитриевич Ермолаев, помощник генерального директора Государственного Эрмитажа.

Сентября

я сессия. Музеи и социальная инклюзия: практические аспекты

Модератор: Ирина Викторовна Баканова, заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе.

10:00 – 11:00. Комплексный подход к реализации безбарьерной среды для посетителей с разными категориями инвалидности:

- для маломобильных посетителей (Тамара Васильевна Золотцева, помощник председателя ВОИ), 15 мин.

- для глухих посетителей (Владимир Заурбекович Базоев, председатель МГО ВОГ), 15 мин.

- для незрячих посетителей (Мария Александровна Щербакова, начальник отдела реабилитации инвалидов «РЕАКОМП»), 15 мин.

- для посетителей с особенностями развития (Анна Соловьева, директор АНО «Центр социальной поддержки “Инклюзивная молекула”», эксперт фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход»), 15 мин.

11:00 – 11:15. Проект «Инклюзивный музей»: обучение, конкурс музейных проектов, Фестиваль Инклюзии.

Динара Рамисовна Халикова, директор по проектам ИКОМ России; Наталья Черкасова, основатель проекта «Колесо Обозрения»

Проект «Инклюзивный музей» реализуется Российским комитетом Международного совета музеев (ИКОМ России) совместно с социальным проектом «Колесо Обозрения» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Его миссия – развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также формирование в музеях доступной среды. В рамках доклада будут представлены первые итоги обучающей программы для музейных специалистов, а также рассказано о предстоящем грантовом конкурсе и всероссийской музейной акции – Фестивале Инклюзии.

11:20 – 11:50. Арт терапия. Музейные практики в ЦЭВ «Мусейон».

Мария Григорьевна Дрезнина, старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, арт-терапевт, реабилитолог

С момента создания мастерской арт-терапии в 2006 году, ГМИИ им. А.С. Пушкина накопил большой практический опыт проведения подобных занятий для детей с особенностями развития, помогающих детям прикоснуться к миру творчества, выразить себя как личность и открыть новые таланты. Цель занятий – снять психологические ограничения, расширить кругозор, помочь детям влиться на равных, вместе с другими людьми, в единый поток культуры. Музей открывает им доступ к новой информации, к вечным ценностям и сокровищам мирового искусства.

11:55 – 12:10. Подготовка к впечатлению. Опыт дигитальных проектов для посетителей с особыми потребностями

Евгения Игоревна Киселёва, куратор инклюзивных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

Общение посетителя с музеем начинается задолго до посещения экспозиции. Для посетителей с инвалидностью подготовка к визиту имеет особое значение. В рамках программы «Доступный музей» в ГМИИ им. А.С. Пушкина было реализовано несколько специальных проектов, призванных помочь посетителям подготовиться к посещению постоянной экспозиции и специальных мероприятий.

12:15 – 12:30. Инклюзивный отдел и рабочая группа, как возможные варианты организации работы по повышению доступности музея. Вовлечение и обучение персонала.

Марина Юрьевна Жучкова, зав. Отделом по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина

Инклюзивная деятельность – новое направление в жизни большинства музеев. С чего начать? Как организовать внутри музея работу по повышению доступности музея для посетителей с инвалидностью? Кому поручить эту работу? Какие музейные специалисты могут быть привлечены? Как обучить персонал музея, включая смотрителей, кассиров и сотрудников сервисных служб, навыкам общения с особенными посетителями? Эти и другие организационные вопросы не менее важны для успешной реализации инклюзивных проектов, чем разработка и развитие самих методик проведения занятий для посетителей с инвалидностью.

12:35 – 12:50.Пространство музея как социокультурная среда для детей с особенностями развития. Из опыта работы Государственного Эрмитажа.

Лариса Ярославовна Шостак, методист Научно-методического отдела Государственного Эрмитажа «Школьный центр»

Обсуждение 10 мин.

Перерыв.

Наши рекомендации